ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-285-2018 от 13.04.2018 Кировского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-285-2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд гор. Кемерово в составе председательствующего Литвин А.А., при секретаре Клоповой Е.А., с участием прокурора Наумовой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Кемерово 13 апреля 2018 года административное дело по исковому заявлению ФИО5 к Участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа, признании незаконным действия председателя участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа, признании незаконным действия председателя участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа.

Свои требования мотивировав следующим. Административный истец ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована на избирательном участке №*** г. Кемерово в качестве наблюдателя. На основании Решения участковой избирательной комиссии №*** истец была удалена из помещения для голосования. Согласно п. 15 ст. 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» № ФЗ- 19 член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с Федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка. В нарушение действующего закона, ФИО5 была неправомерно удалена из помещения для голосования избирательного участка №*** г. Кемерово на основании решения. С указанным решением административный истец не согласна, поскольку, в решении имеется ссылка на нормы права, регламентирующие порядок отстранения члена комиссии с правом решающего голоса, в то время как истец являлась наблюдателем. Решение комиссии ничем не мотивировано. Таким образом, административный истец просит суд признать незаконным решения участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа, признании незаконным действия председателя участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа.

Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом в соответствии с ч.3 ст. 243 КАС РФ, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Кировского района Кемеровского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д.15,27) в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражении на административное исковое заявление, просила в удовлетворении иска отказать.

Председатель Участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа Антонова Л.В., действующая на основании решения №*** от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссии Кировского района Кемеровского городского округа, в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика.

Суд в соответствии со ст. 243 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, помощника прокурора, полагавшего, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч.1,2 ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ РФ "О выборах Президента Российской Федерации" Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно п. 5 ст. 23 Федерального Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1.2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Согласно п.8 ст. 23 Федерального Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п. 9 ст.23 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

Согласно п. 10 ст. 23 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" Указанное в пункте 9 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, а в иную избирательную комиссию - с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

Согласно ч. 11 ст. 23 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.

Из системного толкования данной нормы следует, что данный Федеральный закон не допускает одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля.

Таким образом, первый предъявивший в Участковую избирательную комиссию свое направление наблюдатель от соответствующего кандидата или его доверенного лица подлежит внесению в составляемый участковой избирательной комиссией на основании представленных данными лицами документами список лиц, осуществляющих наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей (пункт 14 статьи 69 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ) в случае прекращения наблюдения за ходом голосования или подсчетом голосов наблюдателем, внесенным в список лиц, осуществляющих наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, к наблюдению имеет право приступить другой наблюдатель, направленный тем же кандидатом или его доверенным лицом. Только в указанном случае такой наблюдатель допускается к процедуре наблюдения и вносится в список лиц, осуществляющих наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.

Из материалов дела следует, что 18.03.2018 года на выборах Президента Российской Федерации ФИО5 была назначена наблюдателем от кандидата на должность Президента Российской Федерации – ФИО1 на Участковую Избирательную комиссию избирательного участка №*** (л.д.4) Имея направление от ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 доверенного лица ФИО1, зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации, ФИО5 обратилась в избирательную комиссию №*** для регистрации ее в качестве наблюдателя.

ФИО5 решением участковой избирательной комиссии №*** было отказано как наблюдателю в нахождении на избирательном участке №*** (л.д.5), так как на избирательном участке уже был зарегистрирован наблюдатель от кандидата на должность Президента Российской Федерации - ФИО1ФИО3, который прибыл 18.03.2018 г. в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут и зарегистрировался наблюдателем в участковой избирательной комиссии №***.

Согласно списку лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола УИК об итогах голосования в день голосования на выборах Президента Российской Федерации 18.03.2018 г. Участковой избирательной комиссии избирательного участка №*** Кемеровского городского округа Кемеровской области в качестве наблюдателя от кандидата ФИО1 зарегистрирован ФИО3, в графе «указанное лицо присутствовало» время указано с <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. по <данные изъяты> час<данные изъяты> мин. (л.д.22-24).

ФИО3 был направлен наблюдателем в Участковую Избирательную комиссию избирательного участка №*** от кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО1 на основании направления, выданного доверенным лицом ФИО1- ФИО4ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

На основании ч.1, ч.15 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, изложенное и установленное судом в совокупности и приведенные положения федерального законодательства, суд пришел к выводу о том, что нарушений прав ФИО5 со стороны участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа не установлено.

Решение об отказе наблюдателю ФИО5 в нахождении на избирательном участке, суд считает законным, вынесено участковой избирательной комиссией обоснованно на основании положений Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации», запрещающих одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, так как наблюдатель от кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО1ФИО3 уже осуществлял полномочия на данном избирательном участке.

Административным истцом не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий Председателя Участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа по удалению ФИО5 из помещения избирательного участка №*** Кемеровского городского округа.

Таким образом, административные исковые требования ФИО5 к Участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа, признании незаконным действия председателя участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244, 297 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа, признании незаконным действия председателя участковой избирательной комиссии №*** Кемеровского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в порядке апелляции в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: