ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2851/2016 от 28.11.2016 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2851/2016

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

28 ноября 2016 года <...>

Черновский районный суд г. Читы в составе председательствующего

судьи А.В. Петрова,

при секретаре Ю.С. Чебан,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о ликвидации кредитного потребительского кооператива за нарушение законодательства РФ,

УСТАНОВИЛ:

Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту – Центробанк) обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» (далее – КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» или Кооператив), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, о ликвидации кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» за нарушение установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы; обязании кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок; возложении на учредителей кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА»: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива.

Административный ответчик ФИО7 о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с отдаленностью места рассмотрения дела от его места жительства (г.Москва), представил заявление о выходе из членов правления Кооператива (л.д.__), а также письменные возражения, согласно которым решением правления Кооператива от 01.06.2011г. он исключен из членов Кооператива, в связи с чем никаких обязанностей по совершению действий по ликвидации Кооператива на него в соответствии с действующим законодательством возложено быть не может (л.д.__).

Административные ответчики ФИО3, ФИО6, о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела также извещены надлежащим образом, в суд не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие в связи с удаленностью их места жительства от местонахождения суда (л.д.__), представили письменные возражения, в соответствии с которыми просили в удовлетворении исковых требований к ним отказать, поскольку в рассматриваемом случае они являются ненадлежащими ответчиками (л.д.__).

Представитель административного истца ФИО8, действующая на основании доверенности, пояснила аналогичное изложенному в административном исковом заявлении, указала, что часть из указанных в иске административных ответчиков вышли из состава членов Кооператива, просила суд заявленные требования удовлетворить, возложить обязанность по ликвидации Кредитного потребительского кооператива на административных ответчиков ФИО1, ФИО2, которые на момент рассмотрения дела в суде остаются членами правления КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА».

Представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г.Чите ФИО9, действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования обоснованными, так же просила возложить обязанность по ликвидации Кредитного потребительского кооператива на административных ответчиков ФИО1, ФИО2, которые на день рассмотрения дела являются членами правления КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА».

Административные ответчики, КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА», ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявляли, возражений против заявленных требований не представили.

На основании части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд проводит судебное заседание в отсутствие неявившихся административных ответчиков, поскольку неявка в судебное заседание указанных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению по существу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив возражения административных ответчиков ФИО7, ФИО10, ФИО6, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Исходя из ч.3 ст.50, ч.1 ст.65.1 и ч.1 ст.123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительский кооператив является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Таким образом, с учетом положений ст.ст.17-19, 262, 263 КАС РФ, системное толкование указанных норм свидетельствует об отнесении дел о ликвидации кредитных потребительских кооперативов к подведомственности судов общей юрисдикции.

Согласно ст.76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ч.1 ст.5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту - Закон № 190-ФЗ) также установлено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В соответствии с приложением 2 к приказу Банка России от 11.12.2015 № ОД-3565 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации, в состав которого входит Отделение по Забайкальскому краю, осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, находящимися на территории Забайкальского края.

В соответствии с п.2 ч.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.5 Закона № 190-ФЗ Банк России обращается в суд с исковым заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом № 190-ФЗ.

Подпунктом «г» п.9 части 3 статьи 5 Закона № 190-ФЗ предусмотрено право Банка России обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы.Кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» в настоящее время является действующим юридическим лицом, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.__).

По результатам мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы, в сети Интернет, Отделением по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации было установлено, что КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Данное нарушение зафиксировано актом Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации о невступлении кредитным потребительским кооперативом «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» в саморегулируемую организацию кредитных потребительских кооперативов от 12.08.2016 № ВН-20-10/1041 (л.д.___).

Таким образом, кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» нарушает требования Закона № 223-ФЗ, Закона № 190-ФЗ в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные потребительские кооперативы. Следовательно, деятельность кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.

Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к обществу погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.

Согласно ч. 1 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (ч.3 ст.62 ГК РФ).

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия, в том числе, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица не означает его автоматического исключения из единого государственного реестра юридических лиц, оно является лишь основанием для начала ликвидационных процедур.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

В соответствии с разделом 8 «Реорганизация и ликвидация» устава КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом и иными федеральными законами (л.д.__).

В соответствии со ст.12 190-ФЗ кредитный кооператив обязан вести реестр членов кредитного кооператива (пайщиков), содержащий следующие сведения: регистрационный номер записи в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков); фамилию, имя, отчество члена кредитного кооператива (пайщика) - для физического лица (если иное не вытекает из закона или национального обычая), наименование, место нахождения члена кредитного кооператива (пайщика) - для юридического лица; паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность члена кредитного кооператива (пайщика) документа - для физического лица, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика - для физического лица - индивидуального предпринимателя; государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, дату записи о создании в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица; почтовый адрес, номер телефона члена кредитного кооператива (пайщика); дату вступления в кредитный кооператив и дату прекращения членства в кредитном кооперативе; иные предусмотренные уставом кредитного кооператива сведения.

Согласно п.2 ст.14 190-ФЗ порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков).

При прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (ст.12 190-ФЗ).

Из анализа вышеприведенных норм следует, что понятие учредитель и его (их) участие необходимы при создании и регистрации нового кооператива в налоговых органах как юридического лица, для выполнения требований статья 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Учредители кооператива, как таковые, не несут функциональной нагрузки при осуществлении деятельности кооператива, не наделены какими-либо правами и обязанностями впоследствии, не входя в структуру кооператива, не являются органом кооператива.

Кредитный потребительский кооператив представляет собой объединение членов кооператива с целью удовлетворения потребностей его участников. Именно члены кооператива создают органы управления кооперативом, определяют структуру кооператива, отвечают по долгам организации, формируют его имущество.

Из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.08.2016г. следует, что учредителями КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» являются 7 граждан: ФИО2, ФИО7, ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО6, ФИО1 (л.д.__).

Как следует из Устава КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА», утвержденного общим собранием граждан – учредителей кредитного потребительского кооператива 10.10.2009г., высшим органом кооператива является общее собрание его членов (п.4.6 Устава, л.д.__).

Согласно протоколу № 1 заседания Правления Кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» от 01.06.2011г. административные ответчики ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО3 прекратили членство в КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» в добровольном порядке (л.д.__).

Выход из состава членов КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО3 подтверждается также и реестром членов КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА», из которого следует, что указанные лица вышли из состава членов кооператива на основании поданных 01.06.2011г. заявлений о выходе (л.д.__).

Вместе с тем из представленных документов следует, что членами правления Кооператива остаются административные ответчики ФИО2 и ФИО1 Сведений о выходе из членства в кооперативе ФИО2 и ФИО1 суду не представлено.

При таких обстоятельствах обязанность по ликвидации подлежит возложению на учредителей кооператива, членство которых не прекращено в установленном законом порядке, - т.е. на ФИО2 и ФИО1

Правовые последствия и основания ликвидации юридического лица установлены ст.61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Принимая во внимание, что в действиях административного ответчика КПК «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» установлено нарушение норм действующего законодательства, суд находит обоснованными заявленные требования Центрального банка Российской Федерации о ликвидации кредитного потребительского кооператива.

Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 111, 175-180, 262-265 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Центрального Банка РФ в лице Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить частично.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА», зарегистрированный по адресу: 672030, <...>.

Обязать Кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязанность по осуществлению ликвидации Кредитный потребительский кооператив «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу возложить на ФИО1, ФИО2.

Взыскать с Кредитного потребительского кооператива «СОЮЗСБЕРЗАЙМ-ЧИТА» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб., с зачислением в местный бюджет.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2016 года.

Судья А.В. Петров

Копия верна