РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Васиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием представителя административного истца прокурора Баяндаевского района старшего помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчановой Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баяндаевского района, действуя в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Баяндаевского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов в установленном приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 4 пожарных наблюдательных пунктов в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» на территории эксплуатационных лесов Баяндаевского лесничества. В обоснование требований административный истец указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия министерства лесного комплекса Иркутской области в части исполнения обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов. По информации территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, на территории Баяндаевского лесничества не имеется действующих пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). В соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом общая площадь Баяндаевского лесничества - 226341 га, леса относятся к Среднесибирскмоу подтаежно-лесостепному лесному району, площадь эксплуатационных лесов составляет 215034 га. На основании приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) – 0,02 шт. на 1000 га общей площади лесов. По мнению административного истца, в соответствии с действующим законодательством на территории Баяндаевского лесничества количество пожарных наблюдательных пунктов – 4 единицы. В ходе пожароопасного периода были выявлены просчеты министерства лесного комплекса в организации и осуществлении обнаружения лесных пожаров, в связи с ненадлежащим противопожарным обустройством лесов. В 2016 году зарегистрировано 6 лесных пожаров на общей площади 2010 га. Территории, пройденные пожарами, находятся в зоне наземного обнаружения. Просит суд признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Баяндаевского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов в установленном приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; возложить обязанность на министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию 4 пожарных наблюдательных пунктов в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» на территории эксплуатационных лесов Баяндаевского лесничества; установить срок исполнения судебного решения – в течение 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу.
В письменных возражениях представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-№) полагала требования не подлежащими удовлетворению, мотивируя это тем, что нормативы противопожарного обустройства лесов, утвержденные приказом Рослесхоза №, не могут учесть всех особенностей лесного района, необходимо учитывать целесообразность размещения пожарных наблюдательных пунктов.
В письменном отзыве представитель министерства лесного комплекса Иркутской области ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№, диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета №) требования не признал, мотивируя это тем, что министерство наделено полномочиями по управлению в сфере лесного комплекса. Обращает внимание, что меры пожарной безопасности осуществляются в соответствии с лесным планом, который не содержит требование о строительстве пожарных наблюдательных пунктов, их количестве; для обнаружения пожаров на территории указанного лесничества не используются наземные средства обнаружения лесных пожаров (пожарные наблюдательные пункты), используются данные авиационного мониторинга. Согласно нормативам строительства пожарных наблюдательных пунктов предусмотрено строительство 0,02 шт. на 1000 га, или 1 наблюдательный пункт на 50000 га эксплуатационных лесов. В зоне авиационного мониторинга наблюдение осуществляется исключительно с использованием авиационных сил и средств пожаротушения по утвержденным маршрутам авиационного патрулирования лесов, а также с помощью системы «ИСДМ-Рослесхоз». Лесной план Иркутской области не содержит требование о строительстве пожарных наблюдательных пунктов, их количестве. По мнению представителя административного ответчика, отсутствие нормативных правовых актов, регулирующие проектирование и устройство противопожарных объектов, приведет к невозможности исполнения решения суда. Обращает внимание, что в отсутствие законодательных требований, стандартов к строительству пожарных наблюдательных пунктов, исполнение судебного акта будет провоцировать возникновение факторов коррупции, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный истец представил заявление, в котором просит резолютивную часть административного искового заявления читать в следующей редакции: обязать министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер по организации строительства и ввода в эксплуатацию 4 (четырех) пожарных наблюдательных пунктов в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» на территории лесов Баяндаевского лесничества.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Баяндаевского района старший помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчанова Е.А. требования поддержала с учетом уточнений, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание административный ответчик, извещенный о рассмотрении дела, своих представителей не направил, ранее в судебном заседании представитель ФИО6 требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
В судебное заседание заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Отдел надзорной деятельности по Усть-Ордынскому Бурятскому округу, извещенные о рассмотрении дела, своих представителей не направили.
В соответствии со ст.ст. 150, 151 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Баяндаевского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Лесное законодательство согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 6) обеспечение охраны и защиты лесов; 8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 ЛК РФ).
Согласно ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры (ст. 53.1 ЛК РФ).
Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
В соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Как следует из сообщения территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому району от ДД.ММ.ГГГГ№, на территории Баяндаевского лесничества нет действующих пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). В 2016 году зарегистрировано 6 лесных пожаров на общей площади 2010 га. Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ№ в квартале 41 выдел 9 Баяндаевской дачи Баяндаевского участкового лесничества Баяндаевского лесничества на площади 16 га, ущерб составил 162522 руб. По другим лесным пожарам ущерб лесному фонду не причинен. С начала пожароопасного сезона 2017 года всего произошло 4 лесных пожара на общей площади 294 га, ущерб лесным насаждением не причинен.
Оценивая доводы административного искового заявления о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер по организации строительства и ввода в эксплуатацию 4 пожарных наблюдательных пунктов в соответствии с нормативами, установленными приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» на территории эксплуатационных лесов Баяндаевского района, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп) Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.
В соответствии с п. 7 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе: 7) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Как следует из приведенных норм лесного законодательства, установленных фактических обстоятельств, организация надлежащего противопожарного обустройства охватывается полномочиями административного ответчика.
Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.
Пунктом 155 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-рн утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в эксплуатационных и резервных лесах; в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах и на особо защитных участков лесов, за исключением заповедных лесных участков; в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесов.
Согласно действующему лесохозяйственному регламенту 2015 года Баяндаевское лесничество расположено в юго-восточной части Иркутской области и граничит: на севере – с Качугским лесничеством, на юге и юго-западе – с Усть-Ордынским лесничеством, на востоке – с Ольхонским лесничеством. Протяженность территории лесничества составляет с юга на севере 98 км, с запада на восток – 78 км. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра на 01.01.2015, составляет 226341 га. По сравнению с данными лесохозяйственного регламента (утв. распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ра) площадь лесничества осталась без изменений. В состав Баяндаевского лесничества включены два участковых лесничества: Баяндаевское, общей площадью 108534 га, Хоготское – 117807 га. Распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам и лесным районам: лесорастительная зона – лесостепная, лесной район – среднесибирский подтаежнолесостепной. Распределение лесов по целевому назначению и категориями защитных лесов: защитные леса – 11307 га; эксплуатационные леса – 215034 га.
На основании приказа Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Среднесибирском подтаежно-лесостепном лесном районе норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) – 0,02 шт. на 1000 га общей площади лесов. Исходя из площади, занимаемой Баяндаевским лесничеством, количество пожарных наблюдательных пунктов составит 4 единицы.
Несмотря на то, что в силу возложенных полномочий в обязанности административного ответчика входит организация охраны лесов, в том числе осуществления мер пожарной безопасности, в силу ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, в судебном заседании стороной административного ответчика не оспаривался факт непринятия мер по обустройству Баяндаевского лесничества пожарными наблюдательными пунктами.
Допущенное административным ответчиком бездействие влечет обязанность устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер к организации строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов) на территории Баяндаевского лесничества в установленном приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
Определяя способ исполнения обязанности, суд, в соответствии со ст. 227 КАС РФ, учитывает, что нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174, определение необходимого количества пожарных наблюдательных пунктов относится к полномочиям административного ответчика.
Суд учитывает, что министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, на орган государственной власти субъекта возложено осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № 178-пп). В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Доводы административного ответчика о том, что меры пожарной безопасности осуществляются в соответствии с лесным планом, который не содержит требование о строительстве пожарных наблюдательных пунктов, их количестве; для обнаружения пожаров на территории указанного лесничества не используются наземные средства обнаружения лесных пожаров (пожарные наблюдательные пунктов), используются данные авиационного мониторинга, о нецелесообразности строительства пожарных наблюдательных пунктов, не принимаются судом.
Суд исходит из того, что противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, наряду с мониторингом пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, являются мерами пожарной безопасности в лесах. Согласно действующему лесохозяйственному регламенту Баяндаевского лесничества агентства лесного хозяйства Иркутской области по способам мониторинга лесных пожаров территория Баяндаевского лесничества распределена следующим образом: наземный мониторинг – 117807 га, авиационный с применением наземных сил и средств – 108534 га. Отнесение части территории Нижнеилимского лесничества к авиационной зоне мониторинга пожаров, от исполнения обязанности принятия в отношении лесничества таких мер противопожарного обустройства лесов, как строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), не освобождает.
Кроме того, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2017 № 65 «Об установлении лесопожарного зонирования земель лесного фонда и о признании утратившими силу некоторых приказов Федерального агентства лесного хозяйства» распределены земли лесного фонда Российской Федерации по зонам осуществления авиационных работ по охране лесов и способам мониторинга. При этом согласно приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 21.06.2017 № 52-мпр территория Баяндаевского лесничества в числе зон исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения, зон авиационного обнаружения и тушения (район применения авиационных сил и средств пожаротушения) не отнесена.
Доводы административного ответчика о том, что законодательно не определены требования и стандарты строительства пожарных наблюдательных пунктов, не основаны на положениях Приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.1995 № 100, которым предусмотрены требования к строительству и размещению пожарных наблюдательных пунктов (п. 2.1 Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров).
Принимая во внимание, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер пожарной безопасности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов является мерой предупреждения лесных пожаров, суд приходит к выводу о том, что организация строительства пожарных наблюдательных пунктов охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области. В силу п. 1 ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Суд учитывает, что в силу Порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837) субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на осуществления мер пожарной безопасности, к числу которых относится строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов. Сторона административного ответчика, возражая против предъявленных требований, на факт отсутствия финансирования указанных мероприятий не ссылалась, материалы дела таких сведений не содержат.
Суд исходит из того, что министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере лесного хозяйства осуществляет функции по организации охраны лесов, в том числе путем принятия мер пожарной безопасности, финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета.
Возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер по организации строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Баяндаевского лесничества в установленном приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов пожарного обустройства лесов» количестве, суд учитывает, что своевременное обнаружение и ликвидация пожаров в лесах требует от органов управления лесами, к которым относится административный ответчик, исполнения в пределах возложенных полномочий требований законодательства о противопожарном обустройстве лесов, включая выполнение мероприятий по организации строительства пожарных наблюдательных пунктов.
Кроме того, как следует из представленных материалов, в зоне наземного обнаружения ДД.ММ.ГГГГ в Баяндаевском лесничестве, Баяндаевском участковом лесничестве, Баяндаевской даче, квартале 32 выделе 23 на площади 2 га обнаружен пожар (№ по Иркутскому а/о №), который был ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ на площади 1794 га (из них 50 га не лесная площадь). Лесной пожар № (по Иркутскому А/О №) обнаружен ДД.ММ.ГГГГ квартал 41 выдел 9 Баяндаевской дачи Баяндаевского участкового лесничества Баяндаевского лесничества в 7,3 км от д. <адрес> на площади 4 га. Ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ на площади 16 га. Распространение пожара привело к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации, выраженных в причинении лесному фонду ущерба на сумму 162522 руб.
При таких обстоятельствах суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что возложение обязанности организовать строительство и ввод в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории эксплуатационных лесов Баяндаевского лесничества обусловлено выполнением работ по снижению природной пожарной опасности лесов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора Баяндаевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на административного ответчика министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем принятия мер по организации строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Баяндаевского лесничества в установленном приказом Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов пожарного обустройства лесов» количестве.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ