УИД 39RS0001-01-2021-002514-48
Дело № 2а-2853/21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 апреля 2021 года
Ленинградский районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Л.
с участием административного истца ФИО1, представителя Следственного комитета Российской Федерации ФИО2,
при секретаре Перовой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным бездействия, связанного с не рассмотрением обращения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что 18 января 2021 года в адрес Председателя Следственного комитета Российской Федерации было направлено интернет- заявление по вопросу соблюдения законности порядка пребывания в должности руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Балтийскому флоту генерал-майора ФИО3 в связи с окончанием десятилетнего срока замещения занимаемой воинской должности. Как указывает истец, он просил принять меры к устранению, изложенных в заявлении нарушений закона и освободить генерал-майора от занимаемой должности, поскольку только Председатель Следственного комитета Российской Федерации уполномочен освободить руководителя военного следственного управления СК России по Балтийскому флоту от занимаемой должности.
Вместе с тем, ответ на обращение до настоящего времени не поступил.
ФИО1 просит суд признать незаконным бездействие Председателя следственного комитета Российской Федерации генерала юстиции Российской Федерации ФИО4, выразившееся в не рассмотрении интернет-заявления административного истца от 18 января 2021 года, адресованного на его имя, и обязать рассмотреть обращение в установленном законом порядке.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении иска настаивал, ссылаясь на то, что его обращение подлежало рассмотрению в 30-дневный срок и уполномоченным на то лицом, которому было адресовано. 23 марта 2021 г. им был получен ответ из главного военного следственного управления на адресованное Председателю Следственного комитета РФ обращение, однако ответ дан неуполномоченным лиц и не по существу поставленных вопросов, обращение рассмотрено с нарушением установленного срока.
Представитель СК СУ РФ в судебное заседание не явился. Извещен надлежаще. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Представитель СК РФ по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил иск оставить без удовлетворения. Суду пояснил, что 19.01.2021 в Следственный комитет из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ФИО1 от 18.01.2021, адресованное Президенту Российской Федерации, по вопросу соблюдения законности порядка пребывания в должности руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Балтийскому флоту генерал-майора ФИО3 01.02.2021 в Главное военное следственное управление из Главной военной прокуратуры поступило обращение ФИО1 от 18.01.2021 по тем же вопросам, адресованное Генеральному прокурору Российской Федерации. 17.02.2021 административному истцу направлен ответ по существу поставленных в обращениях вопросов в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращениях. Обращение ФИО1 от 18.01.2021, адресованное Председателю Следственного комитета с тем же содержанием, поступило в Главное военное следственное управление 09 марта 2021г.; 22.03.2021 заявителю направлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, соответствующий по своему содержанию ответу от 17.02.2021.
Таким образом, как указывал представитель СК СУ РФ, разрешение обращения ФИО1 от 18.01.2021 фактически произведено 17.02.2021, а 22.03.2021 ему направлен дополнительный ответ, что соответствует требованиям Федерального закона № 59-ФЗ.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение.
В пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона.
Согласно статье 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 того же Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона.
Согласно Положению о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38 следственный комитет обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Подпунктом 11 пункта 43 Положения о Следственном комитете Председатель Следственного комитета наделен полномочиями по утверждению положений о подразделениях центрального аппарата Следственного комитета.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, Председателем Следственного комитета издан приказ от 25.10.2016 № 108 «Об утверждении Положения о Главном военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации» (далее - приказ № 108).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 и 1.11 Положения о Главном военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации, утвержденного приказом № 108, Главное военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации (далее - Главное военное следственное управление): входит в систему Следственного комитета, является подразделением центрального аппарата Следственного комитета и военным следственным органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
входит в систему военных следственных органов Следственного комитета и является вышестоящим военным следственным органом для военных следственных управлений Следственного комитета по военным округам, флотам и других военных следственных управлений Следственного комитета, приравненных к главным следственным управлениям и следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Российской Федерации, и военных следственных отделов Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделов Следственного комитета, приравненных к следственным отделам и следственным отделениям Следственного комитета по районам, городам;
обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, правовых актов Следственного комитета, межведомственных правовых актов, организационно-распорядительных документов руководителя Главного военного следственного управления по вопросам организации и прохождения военной службы в нижестоящих военных следственных органах Следственного комитета.
Как установил суд, 19.01.2021 в Следственный комитет из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций (исх. № А26-16-3237331-С01 от 18.01.2021) поступило обращение ФИО1 от 18.01.2021, адресованное Президенту Российской Федерации по вопросу соблюдения законности порядка пребывания в должности руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Балтийскому флоту генерал-майора ФИО3 в связи с окончанием десятилетнего срока замещения занимаемой воинской должности.
01.02.2021 в Главное военное следственное управление из Главной военной прокуратуры (исх. № Зун-238/19/114 от 28.01.2021) передано обращение ФИО1 от 18.01.2021, адресованное Генеральному прокурору Российской Федерации, в котором заявитель также ставил вопрос о законности порядка пребывания в должности руководителя военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Балтийскому флоту генерал-майора ФИО3 в связи с окончанием десятилетнего срока замещения занимаемой воинской должности
По результатам изучения указанных обращений установлено, что их содержание является идентичным, в связи с чем, 17.02.2021 административному истцу направлен ответ по существу поставленных в обращениях вопросов в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращениях. Сообщено, что порядок назначения на воинскую должность руководителя ВСМУ по БФ генерал-майора юстиции ФИО5 произведен в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 403 «О следственном комитете Российской Федерации», Положением Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14.01.20111 года№ 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» и ст. 11 Положения Российской Федерации от 16.09.1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».
Материалами дела подтверждается, что 20.01.2021 в Следственный комитет поступило обращение ФИО1 от 18.01.2021, адресованное Председателю Следственного комитета, идентичное по своему содержанию.
02. 03.2021 года обращение направлено для разрешения по существу в Главное военное следственное управление.
22.03.2021 заявителю за подписью старшего следователя по особо важным делам отдела кадров Главного военного следственного управления СК РФ ФИО1 направлен ответ по существу поставленных в обращении вопросов в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, соответствующий по своему содержанию ответу от 17.02.2021.
ФИО1 повторно разъяснено, что назначение на воинскую должность руководителя ВСМУ по БФ генерал-майора юстиции ФИО5 произведено в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2010 г. № 403 «О следственном комитете Российской Федерации», Положением Президента Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14.01.20111 года№ 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» и ст. 11 Положения Российской Федерации от 16.09.1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».
Таким образом, обращение ФИО1 от 18.01.2021 г., адресованное Председателю СК СУ РФ ФИО4, нашло свое разрешение, рассмотрено в пределах компетенции уполномоченным должностным лицом Главного военного следственного управления, которое уполномочено обеспечивать исполнение законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и правовых актов Следственного комитета по вопросам организации и прохождения военной службы в нижестоящих военных следственных органах Следственного комитета.
Доводы истца о том, что его обращение не было рассмотрено в установленном законом порядке, ответ представлен не был, суд находит несостоятельными, поскольку такие доводы опровергаются материалами дела, а также пояснениями самого административного истца, который в судебном заседании не отрицал того обстоятельства, что на адрес его электронной почты 23 марта 2021 года поступил ответ ГВСУ от 22 марта 2021 года.
Должностным лицом СК РФ организовано рассмотрение обращения ФИО1 от 18. 01.2021 года, которое поручено Главному военному следственному управлению, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, что соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика при рассмотрении обращения.
В нарушение положений ч.3 ст. 8 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ФИО1 не был уведомлен о перенаправлении его обращения, адресованного Председателю СК СУ, в Главное военное следственное управление СК РФ, между тем, данное обстоятельство, как и нарушение сроков рассмотрения обращения само по себе не является безусловным основанием для признания незаконными действий должностного лица СК РФ, поскольку не повлекло нарушения прав административного истца на рассмотрение обращения и не свидетельствует о том, что по существу обращение не рассмотрено.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По настоящему делу совокупности таких условий не установлено.
В этой связи в удовлетворении иска ФИО1 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации о признании незаконным бездействия, связанного с не рассмотрением обращения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2021 года.
Судья: