ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2856/2017 от 16.01.2018 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а- 34 /2018 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2018 года г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего Богаевской Т.С.

При секретаре Догадиной О.Г.

С участием представителя истца ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Потребительского кооператива ..... далее ГК Бриз) к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения ,

У с т а н о в и л :

..... обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениями г. Севастополя (далее по тексту Департамент) о признании незаконным решения Департамента от 15.05. 2017 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу г. Севастополь с. Осипенко.

В обоснование иска указывает, что решением исполкома Качинского поселкового Совета народных депутатов от 10.03. 1995 года № 1/14 ГК Бриз был передан в постоянное пользование земельный участок 0,9 га в селе Осипенко под строительство гаражей, было зарегистрировано землепользование по государственному акту <...> рег.№ 024 площадью 5900 кв.м. на пользование земельным участком на основании вышеуказанного решения . Истец в августе 2016 года обратился с заявлением об утверждении плана границ земельного участка в Департамент, представив необходимые документы, на данное заявление получено решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в котором указано, что контур уточняемого земельного участка изменен во всех его характерных точках, при этом обоснование кадастрового инженера отсутствует ; отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, что предусмотрено п. 3.2. Постановления Правительства Севастополя от 10.04. 2015 года № 277-ПП. Данный отказ считает незаконным, так как является легитимным владельцем земельного участка по законодательству Украины, Российская Федерация признает документы государства Украины.

В судебном заседании представитель истца председатель правления ....., представитель по доверенности ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивали по вышеизложенным основаниям. Просили суд признать незаконным решения ответчика, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление об утверждении плана границ земельного участка согласно поданного заявления.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, а также привлеченных судом в качестве заинтересованных лиц Департамента Архитектуры и градостроительства, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ГК Бриз подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела председателем ..... 11.08. 2016 года поданы в Департамент заявление и соответствующие документы для утверждения плана границ земельного участка площадью 9 000 кв.м. вид разрешенного использования под строительство гаражей, расположенный по адресу ..... Представлены план границ земельного участка площадью 6237 кв.м. архивная копия решения Качинского поселкового Совета, копии приказов, копия протоколов общего собрания членов ..... копия кадастрового паспорта на земельный участок от 05.08. 2015 года.

Данный исполнительный орган государственной власти согласно своих полномочий распоряжается имуществом, находящимся в собственности города в соответствии с действующим законодательством.

Письмом Департамента от 15.05.2017 истцу сообщено, что представленный план границ не может быть согласован в связи с выявлением следующих фактов : относительно местоположения границ, сформированных и утвержденных в соответствии с земельным законодательства Украины до вступления республики Крым и города Севастополя в Российскую Федерацию контур уточняемого участка изменен во всех его характерных точках, при этом обоснование кадастрового инженера отсутствует ( п. 3.6 Постановления Правительства Севастополя от 10.04. 2015 года № 277-ПП ) ; отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, что предусмотрено п. 3.2 Постановления Правительства от 10.04. 20-15 № 277-ПП. При этом как указано в заключительной части ответа Департамент отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, хотя заявление подавалось на утверждение плана границ земельного участка.

В силу положений главы 22 КАС РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

Суд полагает, что решение Департамента не соответствует указанным требованиям, исходя из следующего.

Согласно ст. 12 Закона Севастополя от 22.07. 2014 года № 46-ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории г. Севастополя» завершение оформления права на земельные участка, начатое до принятия Федерального Конституционного закона осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление земельных участков указанных в ч.1 настоящей статьи осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно в собственность гражданам РФ. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории.

Постановлением Правительства Севастополя от 10.04.2015 г. № 277-ПП утвержден Порядок подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка, действовавший на дату обращения истца с заявлением об утверждении плана ( далее Порядок). В соответствии с положениями раздела 2 Порядка план составляется в целях определения местоположения границ земельных участков, сформированных до вступления в силу Федерального закона от 21.03. 2014 года № 6-ФКЗ, подлежит утверждению Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, представляет собой документ, который составлен на основе государственной кадастра недвижимости (далее ГКН) о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках. Сведения об описании местоположения границ земельного участка включаются в План на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, с учетом документации по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, местоположения границ смежных земельных участков ( при их наличии) и естественных границ земельных участков. Исполнителем работ по разработке плана границ выступает физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Выполнение работ по подготовке плана границ земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07. 2007 № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» ( далее № 221-ФЗ ).

Согласно ст. 37 № 221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

В силу положений ст. ст. 1,7 № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на дату возникновения правоотношений, сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально – определенной вещи ( уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, то в государственный кадастр недвижимости подлежат сведения о местоположении его границ.

В соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно части 7 ст. 38 № 221- ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч.9 ст. 38 указанного закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части статьи документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 2.8, п. 2.9 Порядка изменение местоположения и площади земельного участка при согласовании и утверждении Плана допускается с целью устранения несоответствия координат характерных точек границ земельного участка сведениям об описании местоположения границ земельных участков, содержащимся в документации по землеустройству, выявленного смещения( наложения) границ земельных участков, на основании письменного заявления правообладателя. Согласно п.2.5 Порядка в случае если право собственности на здания (сооружения) принадлежат лицу, не являющемуся правообладателе земельного участка, сведения о котором внесены в ГКН как о ранее учтенном участке, заказчиком Плана может выступать собственник здания (сооружения). В состав Плана должно быть включено обоснование исполнителя работ относительно местоположения и площади земельного участка. Изменение местоположения и площади земельного участка допускается при соблюдении следующих условий: площадь земельного участка не увеличивается более чем на величину допустимой погрешности при определении координат характерных точек ; изменение местоположения границ земельного участка не приводит к наложению его границ на границы земельных участков иных правообладателей. Пунктом 3.2 Порядка предусмотрен перечень документов прилагаемых к заявлению о согласовании и утверждении плана, состоящий из восьми подпунктов в том числе п.п.8 предусматривает приложение копии правоустанавливающего документа на здание, сооружение, расположенное на земельном участке. В соответствии с п. 3.6 Порядка уполномоченный орган отказывает в утверждении Плана в случаях : заинтересованное лицо не представило письменных заявлений правообладателей смежного земельного участка ( участков о согласии на изменение местоположения границ принадлежащих им земельных участков в случаях предусмотренных п. 2.8 Порядка; граница земельного участка, об утверждении и согласовании Плана которого представлено заявление пересекает одну из границ другого земельного участка; с заявлением о согласовании и утверждении Плана обратилось неуполномоченное лицо; к заявлению об утверждении Плана не приложены необходимые для его рассмотрения документы, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Порядком такие документы могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного воздействия; отсутствует обоснование изменения местоположения границ земельного участка и его площади ; отсутствует письменное заявление заинтересованного лица о согласии на изменение местоположения и площади земельного участка ; граница земельного участка пересекает границу города федерального значения Севастополя ; на плане те отражены красные линии, установленные ранее охранные зоны инженерных коммуникаций, водоохранные зоны, объекты капитального строительства.

На основании договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов от 18.03. 2014 года и Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 18.03. 2014 года на территории г. Севастополя действует законодательство Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 11.9 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и ( или) границы населенных пунктов( пункт3), не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости ( пункт 4), образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6), не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков ( пункт 7).

Как следует из материалов дела, истцом на утверждение в Департамент был представлен план границ земельного участка кадастровый номер ....., выполненный с целью уточнения границ земельного участка при отсутствии сведений о координатах характерных точек в государственном кадастре недвижимости кадастровым инженером ..... имеющим квалификационный аттестат кадастрового инженера, в состав которого входит ситуационный план земельного участка гаражного кооператива ..... каталог координат характерных точек, что соответствует требованиям п. 2.7 Порядка.

Из представленных по запросу суда материалов, послуживших основанием к отказу в согласовании Плана, невозможно установить изменение контура уточняемого земельного участка во всех его характерных точках, что послужило основанием к отказу в согласовании плана, поскольку не указан документ, которым установлен прежний контур и с которым происходило сравнение контура уточняемого земельного участка. Как видно из этих материалов, в них отсутствуют сведения подтверждающие, что ранее в отношении спорного земельного участка были установлены границы в соответствии с законом. Суд отмечает, что согласно положений п. 2.8 Порядка допускается изменение местоположения и площади земельного участка при согласовании и утверждении Плана с целью устранения несоответствия координат характерных точек границ земельного участка сведениям об описании местоположения границ земельных участков, содержащимся в документации пол землеустройству, выявленного смещения границ ( наложения) земельных участков на основании письменного заявления правообладателя при соблюдении условий, предусмотренных п. 2.9. Порядка. Как следует из ответа Департамента в нем не указано о несоответствии Плана положениям ст. 2.9 Порядка, при которых не возможно изменение местоположения и площади земельного участка.

Кроме того суд полагает некорректно сформулированным второе основание к отказу - отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, поскольку именно такого основания к отказу п. 3.6 Порядка не содержит.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответ Департамента истцу, об отказе в утверждении плана границ земельного участка не подтвержден соответствующими документами, не является достаточно мотивированным, принятое решение не соответствует требованиям правовых норм, регламентирующих утверждение плана границ земельного участка.

Следовательно, принятое решение об отказе в утверждении плана границ земельного участка, изложенное в письме Департамента от 15.05. 2017 года является необоснованным.

Истец в установленный статьей 219 КАС РФ срок обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании решения компетентного органа.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает их не соответствующими действующим нормативным правовым актам и нарушающим права и свободы законные интересы административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению. При этом в резолютивной части решения суда суд указывает на необходимость принятия административным ответчиком решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав.

С учетом того, что при рассмотрении дела нашли подтверждение доводы истца о нарушении по вине ответчика его прав и законных интересов в сфере земельных отношений, препятствующие в осуществлении прав, исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения Департамента об отказе в утверждении плана границ земельного участка. В данном случае устранение нарушений прав истца и препятствий к их осуществлению возможно путем обязания компетентного органа рассмотреть повторно заявление истца об утверждении плана границ земельного участка. Исходя из целей и задач административного судопроизводства именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ суд

Р е ш и л :

Исковые требования ..... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об отказе в утверждении плана границ земельного участка расположенного по адресу г..... оформленное письмом от 15.05. 2017 года , обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление Потребительского кооператива ..... об утверждении плана границ земельного участка вид разрешенного использования : под строительство гаражей площадью 9000 кв.м. кадастровый номер ....., находящегося по адресу .....

Решение может быть обжаловано в городской суд г. Севастополя в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судьей 22 января 2018 года.

Председательствующий Богаевская Т.С.