№
№
РЕШЕНИЕ
(окончательная форма)
Именем Российской Федерации
29 июня 2022 года
Кировский районный суд в составе:
председательствующего судьи Мусаева А.М.,
при секретаре судебного заседания Гусейновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС по о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ИФНС по о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование требований административный истец указал, что ответчиком в отношении него проведена камеральная проверка за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г., по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки № от 08.11.2021г. и вынесено решение № от 22.12.2021г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставленное в силе решением УФНС России по РД №@ от 18.04.2022г. по результатам рассмотрения жалобы.
Согласно оспариваемому решению инспекции административному истцу вменяется нарушение п.1 ст.119 НК РФ «Не предоставление налоговой декларации» в сумме 22 106 рублей и по п.1 ст.122 НК РФ «Неуплата налога» в сумме 29 474 рубля, а также доначислен налог на доходы физических лиц в соответствии со ст.228 НК РФ в сумме 147 371 рублей. Общая сумма санкций и недоимки составляет 198 951 рубль.
С указанным решением истец не согласен, считает его необоснованным и подлежащим отмене.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется ст.88 НК РФ, согласно которой камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации либо на основании имеющихся у налогового органа информации.
При этом сама процедура проверки сопровождается изучением документов и получением пояснений от налогоплательщика, что предусмотрено ст. 88 НК РФ.
Требование к составление акта проверки предусмотрены приложением № к приказу ФНС России от 07.11.2018г., в нарушение которого в акте камеральной налоговой проверки № от 13.10.2021г., в описательной части отсутствует информация о налогооблагаемой базе, кадастровой стоимости объекта, расчеты обосновывающие вменяемую недоимку, информация о примененных вычетах, ссылка на документы обосновывающие выводы налогового органа, отсутствует какая либо системность и четкость изложения.
Данные нарушение, связанные с составлением и отражением содержательной части акта налоговой проверки в априори лишает налогоплательщика возможности подать возражение на акт проверки.
Как следует из преюдиции норм ст. 101 НК РФ руководитель (заместителя руководителя) налогового органа должен установить факт надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Согласно п.5 ст.100, п.9 ст.101, п.4 и п.11 ст.101.4 НК РФ, п.29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013г. № «О некоторых вопросах, возникшие при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановления Пленума ВАС РФ № от 30.07.2013г.) в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта налоговой проверки, акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения, вынесенного по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты (решения) направляются по почте заказным письмом.
Поскольку указанными положениями специальный срок для направления таких актов (решений) не установлен, данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта (вынесения решений).
Налоговый орган на момент рассмотрения материалов проверки и принятия решения обязан располагать не информацией об отправке заказных писем и иных отправлений, а доказательствами их вручения проверяемому лицу. По смыслу п.3 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) инспекции вправе принять решение о рассмотрении итогов контрольных мероприятий без участия налогоплательщика только при его уведомлении в установленном порядке. Признание последнего надлежаще извещенным о рассмотрении материалов проверки путем направления ему соответствующего уведомления независимо отего получения адресатом положениями ст. 101 НК РФ не предусмотрено. Данная позиция нашла отражение в постановлениях ФАС МО от ДД.ММ.ГГГГ № Ф05-17623/2013, от ДД.ММ.ГГГГ № Ф05-16692/2013, ФАС ВСО от ДД.ММ.ГГГГ № А19-1342/2013, ФАС СКО от ДД.ММ.ГГГГ № А32-11821/2011 и др.
В нарушение вышеизложенной нормы налоговым органом не обеспечено надлежащее вручение акта и оспариваемого решения камеральной поверки.
Обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности является не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ влияет на объективность рассмотрения материалов проверки и лишает налогоплательщика возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.
В нарушение требований к составлению и содержанию решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в оспариваемом решении № от 22.12.2021г. отсутствует информация о наличии или отсутствии смягчающих, отягчающих или исключающих вину лица обстоятельств, отсутствует информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости, расчет вменяемой налогоплательщику недоимки, ссылка на документы подтверждающие выводы налогового органа, ссылка на информацию имеющуюся в распоряжении налогового органа или информацию полученную от иных органов государственной власти в порядке межведомственного взаимодействия и обмена информации.
Так же из решения Инспекции остается непонятным, откуда возникла сумма недоимки в размере 147 371 руб.
Вышеизложенные обстоятельства сами по себе является достаточными основаниями для признания необоснованным акта налоговой проверки и отмены решения налогового органа.
Просит суд:
- признать незаконным и отменить решение ИФНС России по № от 22.12.2022г.о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об уважительности причин своей не явки суд не известил. Заявлением просил рассмотреть дело без его участия.
Административные ответчике ИФНС России по , будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили о причинах не явки суд не известили.
Суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, согласно ч.2 ст.289 КАС РФ, так как суд не признал явку сторон обязательной, и явка сторон по закону также не является обязательной и не признана таковой судом.
В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п.1.2 ст.88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи, либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
В соответствии с ч.3 ст.88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой (за исключением камеральной налоговой проверки на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса) выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п.5 ст.88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Согласно ч.2 названной статьи акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.
Частью 3 ст. 100 НК РФ предусмотрен перечень положений, который должен содержать акт камеральной налоговой проверки:
1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
7) период, за который проведена проверка;
8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала и окончания налоговой проверки;
10) адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;
11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем 1 ч.2 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым лицом в целях настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий орган в установленном налоговым законодательством порядке. Указанные положения применяются в отношении порядка обжалования решений и действий налогового органа, вынесенных в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что имело место по настоящему делу.
Пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Согласно абз.3 п.2 ст.101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 настоящего Кодекса и пунктом 6.2 настоящей статьи.
Инспекцией акт налоговой проверки № от 08.11.2021г. рассмотрены в отсутствие ФИО1 Сведения о направлении копии акта налоговой проверки и копия решения 3699 от 22.12.2021г. о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения суду не представлены и в материалах дела такие сведения отсутствуют.
Доводы административного ответчика в представленных возражениях о том, что налогоплательщику было отправлено извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки № от 06.12.2021г. судом не могут быть приняты во внимание, так как не нашли своего подтверждения, инспекцией суду не представлены сведения о направлении и вручении указанного требования ФИО1
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что со стороны инспекции допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО1 к ИФНС по о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение ИФНС России по № от 22.12.2022г.о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Кировский районный суд .
Председательствующий: А.М. Мусаев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.