ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-285/20 от 19.03.2020 Ялуторовского районного суда (Тюменская область)

<данные изъяты>

№ 2а-285/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ялуторовск 19 марта 2020 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего - судьи Ахмедшиной А.Н.,

при секретаре - Боровковой В.Э.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-285/2020 по административному иску заявлению Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено

УСТАНОВИЛ:

Ялуторовский межрайонный прокурор, выступая в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возложении обязанности на Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО (далее по тексту – Управление Рокомнадзора) по включению информации, распространенной в сети Интернет в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Требования мотивированы тем, что Ялуторовской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения приказа прокуратуры области от 26.03.2013 №40 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» путем мониторинга, размещенной на сайтах сети «Интернет» информации, выявлена интернет-страница: <данные изъяты>, содержащая сведения о неформальной субкультуре с аббревиатурой «АУЕ» (Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство»), пропагандирующие криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам.

Основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ссылаясь на ст. ст. 39, 291 КАС РФ, просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленные требования удовлетворить.

Прокурором, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в соответствии со ст. 291 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора направил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что при проведении мониторинга информации, размещенной на информационном ресурсе <данные изъяты> установлено, что размещен видеоролик, пропагандирующий криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение (АУЕ). Информация, размещенная на сайте, не является основанием для внесудебного ограничения Роскомнадзором доступа к информационным ресурсам, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту – Федеральный закон №149-ФЗ). Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, пропагандирующей противоправное поведение, фактически способствует совершению преступлений, административных правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, заявленное требование о признании данной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, возможным удовлетворить (л.д. 25-26).

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

Из материалов дела следует, что на информационном ресурсе <данные изъяты>, на котором содержатся сведения о неформальной субкультуре с аббревиатурой «АУЕ» (Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство»), пропагандирующие криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специальную охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, информация, пропагандирующая криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам, подрывает конституционный строй, побуждает граждан, в т. ч. несовершеннолетних и малолетних детей, к совершению действий, представляющих угрозу их жизни, здоровью, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости по отношению к людям и животным, а также противоправное поведение. Кроме того, направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность. В связи с чем, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Правообладатель, разместивший указанную информацию в сети «Интернет» не установлен.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; ч. 1 ст. 15.1 – предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр), частям 2 и 5 статьи 15.1 - в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.

Судом установлено, что при проверке, проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления мероприятий по осуществлению надзора за соблюдением требований законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, а также законодательства о противодействии экстремизму, путем мониторинга размещенной на сайтах сети «Интернет» с использованием поискового ресурса «Google» был введен запрос для поиска «АУЕ». Среди результатов поиска получена ссылка на сайт: <данные изъяты>, на странице которого размещена информация о неформальной субкультуре с аббревиатурой «АУЕ» (Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство»), пропагандирующей криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам, распространение которых в Российской Федерации запрещено, что подтверждается рапортом помощника межрайонного прокурора Робкановой С.Ю. от 12.02.2020.

В подтверждение указанного выше, прокурором представлен Скриншот с интернет – страниц, размещенных в сети «Интернет» по указанному выше адресу (л.д. 15).

Имеющимся в материалах дела скриншота официального сайта Роскомнадзора России http://eais.rkn.gov.ru/, подтверждается, что интернет – страница <данные изъяты> в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не значится (л.д. 16).

Отсутствие информации Интернет – страниц, размещенных в сети «Интернет» в Реестре, способствует доступу к информации, содержащей сведения, пропагандирующие криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, которые направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой либо социальной группе, а также распространение среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 282 УК РФ, ст. 6.17 КоАП РФ), с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Учитывая вышеизложенные нормы права, суд полагает, что размещенная в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> информация, направлена на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Посещение данного сайта, на котором размещена информация, пропагандирующая криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам, которая является незаконной, может оказывать деструктивное воздействие на сознание подрастающего поколения и способствовать разжиганию вражды между представителями разных социальных групп, свободно для всех без исключения граждан. Информация, размещенная на указанном выше информационном ресурсе, способствует популяризации криминальной организации.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что предоставление возможности доступа к вышеуказанной информации дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за что законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Создание, формирование и ведение реестров осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101.

Положениями п. 2 указанных Правил создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в силу п. 3 - формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 5 Правил, основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, и вступившие в законную силу решения судов о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Учитывая изложенное и установив, что на открытой интернет-странице, имеющей URL-адрес: <данные изъяты>, размещена информация, содержащая сведения о неформальной субкультуре с аббревиатурой «АУЕ» (Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство»), пропагандирующие криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам и то, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к информации, как к незаконной распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд приходит к обоснованному выводу об удовлетворении требований Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся на Интернет-странице по указанному выше адресу, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.

Признать информацию, содержащую сведения о неформальной субкультуре с аббревиатурой «АУЕ» («Арестантский уклад един» «Аренстантское уркаганское единство»), пропагандирующую криминальные традиции, сложившиеся в местах лишения свободы, асоциальное поведение, недопустимость осуществления трудовой деятельности, престижность совершения преступлений, вымогательство у сверстников денежных средств для передачи содержащимся в исправительных учреждениях лицам, распространенную в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Возложить обязанность на Роскомнадзор в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО о включении информации, распространенной в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение привести к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения, с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 26 марта 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья А.Н. Ахмедшина