Дело №2а-2860/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимова А.В.,
при секретаре судебного заседания - Хызыровой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
ФИО1 (далее - ФИО1, административная истица) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – УЗИО АГО г. Уфа, ответчик) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование иска указано, что истица является жителем дома, расположенного по адресу: <адрес>. Дом расположен ан земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли населённых пунктов. После проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному выше адресу и принятии решения о формировании земельного участка, истица, будучи уполномоченным лицом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для обслуживания и эксплуатации вышеуказанного многоквартирного жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № получен отказ от УЗИО АГО г. Уфа по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, по мотиву того, что земельный участок расположен в границах квартала, где расположены многоквартирные жилые дома. Исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельного участка в границах элементов планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Истица указала, что каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям действующего законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, ответчик был не вправе отказать истице в подготовке распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Далее из искового заявления следует, что напротив жилого дома по адресу: <адрес> идёт строительство административно-торгового комплекса, застройщиком которого является ООО «МОЛЛ». Межведомственной комиссией по вопросам внешнего оформления городских территорий принято решение дать согласие ООО «МОЛЛ» на осуществление работ по благоустройству прилегающей дворовой территории при условии проведения общественных слушаний по согласованию благоустройства прилегающей дворовой территории с собственниками жилого <адрес> в соответствии с представленным проектом комплексного благоустройства территории по адресу: <адрес>. Никаких общественных слушаний по согласованию благоустройства прилегающей дворовой территории с собственниками жилого дома <адрес> проведено не было, что свидетельствует о том, что мнение жителей не было учтено, нарушены их права как собственников общего имущества в многоквартирном доме по владению и пользованию придомовой территорией, в тех границах, которые необходимы для обслуживания и использования многоквартирного дома.
Истица просит суд признать незаконным отказ ответчика, возложить на него обязанность утвердить схему расположения земельного участка для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории, расположенной на землях населённого пункта.
В судебном заседании административная истица ФИО1 и её представитель ФИО2 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика УЗИО АГО г. Уфа ФИО3 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения исковых требований по доводам представленного отзыва на административный иск.
Представитель третьего лица ООО «МОЛЛ» ФИО4 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения исковых требований возражала по доводам ранее представленного отзыва, сообщила, что работы проводились в соответствии с проектом, подъездные пути не затрагивались, ремонтировали своё здание, имеется протокол собрания жителей дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица АО «Башнефтегеофизика» ФИО5 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) административные исковые требования истицы посчитал обоснованными.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведённого в форме очно-заочного голосования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была избрана председателем собрания, по второму вопросу решено сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> и придомовую территорию к указанному дому для чего провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и иные мероприятия, необходимые для формирования земельного участка.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственных жилищный надзор» (далее - Приказ) утверждены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
В нарушение пункта 12 Приказа в протоколе общего собрания отсутствуют сведения о лицах, присутствующих на общем собрании. К указанному выше протоколу не приложены следующие документы: сообщение о проведении общего собрания собственников помещения; реестр вручения собственникам помещений извещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; список регистрации собственников помещений, присутствовавших на собрании.
При таких обстоятельствах, в материалах дела не имеется сведений, что указанные собственники на собрании голосовали за принятие положительного решения по вынесенным на повестку дня вопросам.
Таким образом, полномочия ФИО1 на представление интересов собственников многоквартирного дома документально не подтверждены (статья 57 ГПК РФ).
Далее, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УЗИО АГО г. Уфа с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
На указанное выше обращение был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах квартала, где расположены многоквартирные жилые дома и в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ требуется утверждённый проект межевания территории для образования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ устанавливает необходимость подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовывать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предстоит образовывать такой земельный участок.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего кодекса.
При этом перечень случаев, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, установлен пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ.
В силу положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование такого земельного участка должно осуществляться только на основе проекта межевания территории.
В соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные элементы.
Таким образом, если испрашиваемый земельный участок расположен в пределах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельного участка должно осуществляться только на основе проекта межевания территории.
Микрорайон – первичная единица современной городской жилой застройки, представляющая собой комплекс жилых домов и учреждений бытового обслуживания, примыкающая к транспортным магистралям.
Далее, из решения межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о согласовании благоустройства прилегающей территории от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что указанная комиссия решила дать согласие на осуществление работ по благоустройству прилегающей территории, при условии проведения общественных слушаний по согласованию благоустройства прилегающей дворовой территории с собственниками жилого дома <адрес> в соответствии с представленным проектом комплексного благоустройства территории по адресу: <адрес>.
Из протокола № внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведённого в форме очно-заочного голосования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует, что дом, по которому происходило голосование является многоквартирным.
Наличие на спорном земельном участке и в непосредственной близости от него многоквартирных домов также подтверждается распечаткой с программы 2ГИС.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, где основным видом разрешенного использования земельных участков является застройка многоквартирными домами.
Образование земельного участка должно осуществляться на основе проекта межевания территории. В указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается.
Как следует из ответа на судебный запрос Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ на сегодняшний день проект межевания на испрашиваемый истицей земельный участок отсутствует.
На основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа город Уфа РБ «О разработке проекта планировки и проекта межевания квартала, ограниченного улицами <адрес>» ООО «МОЛЛ» разрешена разработка проекта планировки и межевания. В настоящее время проект не разработан.
С учетом перечисленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Касимов.