ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2861/2022 от 08.07.2022 Кировского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 08 июля 2022г.

Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Мусаева А.М.,

при секретаре судебного заседания Гусейновой А.И.,

с извещением сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею ФИО1 через МФЦ в Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и приложен пакет необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ из Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> им было получено уведомление об отказе в удовлетворении заявления, где было указано, что согласно сведений публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ).

Не согласившись с данным уведомлением истцом было подано административное исковое заявление в Кировский районный суд <адрес>. Решением Кировского районного суда <адрес> 28.02.2022г. были удовлетворены требования ФИО1, был признан незаконным и отменено Уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации. Махачкалы от 03.12.2021г. №Н-308.

После принятия решения судом истцом 17.03.2022г. через МФЦ в Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> было подано заявление выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке общей площадью 206кв.м. с кадастровым номером из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, расположенной по адресу <адрес>, приложив пакет документов предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ: выписка ЕГРН, копия паспорта, проект 3 этажного дома, а также решение суда от 28.02.2022г.

В апреле 2022г. из Управления архитектуры градостроительства Администрации <адрес> истцом получено уведомление от 22.03.2022г. за № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Где говорится, что по результатам рассмотрения уведомления, о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 17.03.2022г. .

Уведомили истца о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, так как согласно публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ). В границах седьмой зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки.

Административный истец считает, что решение от 17.03.2022гг. за об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконное и необоснованное так как оно противоречит ст.7 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно право частной собственности на земельный участок, так как лишает истца распоряжаться земельным участком построить дом на своем земельном участке, так как ее земельный участок был приобретен по договору купли-продажи земельного участка выданного 14.11.2016г. МКУ Управление архитектуры и градостроительства <адрес> и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям об основных характеристиках объектов недвижимости категория земли ее участка относится к землям населенных пунктов, а вид разрешенного использования земельного участка является индивидуальная жилая застройка. При приобретении данного земельного участка ограничения прав и обременения объекта недвижимости не было зарегистрировано. Также он не согласен с утверждением данного уведомления о том, что в границах седьмой зоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки так как в соответствии с п.8.23 СП 42 13330.2011 (свод правил СП 42.13330.2011 СНИП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») так как хотя есть ограничения на стройку частных жилых домов есть в 7 зоне, строить можно и в 7 зоне –если полеты не вредят здоровью жильцов, а заключения о том, что жильцам проживающим по <адрес> в <адрес> полеты вредят здоровью, выданных Роспотребнадзором отсутствует. Согласно публичной карты <адрес> территория <адрес> не попадают в зону с особыми условиями использования территории. Приаэродромная территория аэродрома <адрес> На данной карте обозначена только земельный участок с кадастровым номером , которая попадает в зону с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала. Это показывает что данный земельный участок в публичной карте обозначена по технической ошибке составителя.

Просит суд:

- признать незаконным и отменить уведомление Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

- обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Административный истец ФИО3 и административный ответчик Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, согласно ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, так как их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом.

Исследовав письменные материалы дела по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

На основании ст.209 Гражданского кодекса РФ, административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Судом установлено, что административный истец на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ владеет земельным участком, площадью 206+/-5кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: РД, <адрес>,3, который согласно выпискам из ЕГРН находится на землях населенных пунктов –для индивидуальной жилой застройки. Документы-основания: договор купли-продажи земельного участка выдан 14.11.2016г. МКУ Управление архитектуры и градостроительства <адрес>, передаточный акт выдан 14.12.2016г. МКУ Управления архитектуры и градостроительства <адрес>, договор о предоставлении в бессрочное пользование ЗУ выдан 25.03.1954г., постановление выдано 26.11.2014г. Администрацией <адрес> РД.

В настоящее время для строительства и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган (изменения ведены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №340-ФЗ).

В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства администрации <адрес> выдало ФИО1 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (№ от 22.03.2022г.), ссылаясь на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ). В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки.

Суд принимает во внимание, что земельный участок истца поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ году с видом разрешенного использования под индивидуальное жилье, при этом каких-либо ограничений не имеется, что усматривается из выписки ЕГРН, а в документах основаниях договор о предоставлении в бессрочное пользование ЗУ датируется ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРН, следует, в «Особых отметках» следует, что сведения об объекте имеют статус «актуальные, сведения о вещных правах на объект недвижимости не зарегистрированы в реестре прав.

Между тем, судом установлено нарушение ответчиком ст.209 Гражданского кодекса РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 ст.34 ГрК РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ).

Согласно ч.1 ст.47 Воздушного кодекса РФ, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (ч.2).

Согласно п.7 ч.3 ст.47 Воздушного кодекса РФ, на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно п.2 ч.10 ст.51.1ГрК РФ уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

Исходя из п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Согласно пп."а" п.5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки.

При этом ответчиком не представлено суду доказательств о том, что такая санитарная зона, зона с особыми условиями установлена в действующих Правилах землепользования и застройки и расположена в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Сведений и доказательств о превышении уровня шумового, электромагнитного воздействия, количестве концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе ввиду чего запрещено размещать объекты индивидуального жилищного строительства, суду не представлено.

Формальное указание ответчиком на расположение земельного участка с кадастровым номером , в зоне с особыми условиями использования территории «Приаэродромная территория аэродрома Махачкала» не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельного участка и заявленного объекта индивидуального жилищного строительства может возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.

Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, стороной ответчика не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

При этом в зоне расположения земельного участка с кадастровым номером , является зона с обширной застройкой индивидуальными жилыми домами.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом уведомлении доводу для уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, принадлежащим истцу.

Отказ в согласовании документов свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от 22.03.2022г., № безусловно, нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом уведомлении доводу для уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке, принадлежащим истцу.

Отказ в согласовании документов свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от 22.03.2022г., безусловно, нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.

Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений,

Суд в качестве способа восстановления нарушенного права истца ФИО1 полагает необходимым возложить на Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> обязанность по повторному рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в отношении индивидуального жилого дома истца на вышеуказанном земельном участке.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство - удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> повторно рассмотреть заявление (уведомление) ФИО1 от 17.03.2022г. о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером .

В удовлетворении остальных требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через Кировский районный суд <адрес>.

Судья А.М. Мусаев

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.