ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2861/22 от 09.02.2022 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2а-2861/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 09.02.2022 г.

Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Гагиева А.Т., при секретаре судебного заседания Кабуловой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания, к административному ответчику – муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания обратился в суд с административным иском к административному ответчику – муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №59 комбинированного вида (далее МБДОУ «Детский сад №59») о признании незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад №59», в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети Интернет, предусмотренных подп. 10 п. 3.3 ст. 32 федерального закона от 12.01.1996 №7 - ФЗ «О некоммерческих организациях», с учетом Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения об и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 г. №114н и возложении на МБДОУ «Детский сад №59» обязанность обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад № 59», в части касающейся цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода) об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также в части информации о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №59» за 2020 г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период, в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование предъявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой Северо-Западного района г. Владикавказа в ходе осуществления мониторинга общедоступных источников информации на предмет исполнения бюджетного законодательства установлен факт нарушения МБДОУ «Детский сад №59» требований бюджетного законодательства, в части не размещения обязательной информации о деятельности бюджетных учреждений. Установлено, что в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад №59» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, ведет финансовую отчетность по формам, установленным законодательством Российской Федерации, учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. МБДОУ «Детский сад № 59» зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, размещенном в сети «Интернет». В частности, на вышеуказанном Интернет - сайте размещена общая информация об учреждении, а именно: информация о месте нахождения учреждения, о видах деятельности учреждения, сведения об ОГРН, ИНН учреждения и т.д. Однако, в нарушение подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон №7 - ФЗ) отчет о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад № 59» (муниципального учреждения) за 2020 г., размещенный на указанном сайте в сети Интернет, не содержит сведений: о ценах (тарифах) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №59» за 2020 г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период. Так, согласно указанной норме закона в целях обеспечения открытости доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе подлежит размещению отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Общими требованиями к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденными приказом Минфина России от 30.09.2010 №114н, установлено, что для бюджетных учреждений в разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода), а также общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей). Пунктом 3.5 ст. 32 федерального закона №7 - ФЗ установлено, что документы, указанные в п.3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению. Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой страховой, валютной, банковской деятельности. Согласно п. 1.3 распоряжения АМС г. Владикавказа от 14.03.2012 №65 «О предоставлении и размещении информации о муниципальных бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет» муниципальным бюджетным учреждениям необходимо размещать информацию о результатах сетным учреждениям бюджетным деятельности по истечении отчетного года.

При этом, Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011 г. №86н установлено следующее. Учреждение обеспечивает открытость доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов (далее - электронные копии документов) в том числе отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения (п.6). На основании документов, указанных в п.6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее об учреждении), в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по разделам, в том числе по разделу - информация о результатах деятельности и об использовании имущества. Вышеуказанные нарушения зафиксированы посредством составления акта осмотра Интернет страницы МБДОУ «Детский сад №59» на сайте www.bus.gov.ru. Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении учреждением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности. Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (граждан и организаций) на получение доступной и открытой информации о деятельности указанного учреждения, что, в свою очередь, является прямым нарушением принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа Авсарагова Т.М., в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила его удовлетворить по доводам и основаниям, указанным в самом иске.

Представитель ответчика – заведующая МБДОУ «Детский сад №59» ФИО1, в судебном заседании сообщила суду, что в кратчайшие сроки исправить выявленные недостатки, устранить их и примет меры к недопущению их впредь. Суд, выслушав пояснения и доводы сторон, пришёл к выводу об обоснованности административных требований истца.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор Северо-Западного района г. Владикавказа воспользовался данным правом, обратившись с настоящим иском в суд.

Из материалов дела следует, что МБДОУ «Детский сад №59» является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, ведет финансовую отчетность по формам, установленным законодательством Российской Федерации, учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.

МБДОУ «Детский сад № 59» зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, размещенном в сети «Интернет».

На вышеуказанном Интернет - сайте размещена общая информация об учреждении, а именно: информация о месте нахождения учреждения, о видах деятельности учреждения, сведения об ОГРН, ИНН учреждения и т.д.

Однако, в нарушение подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон №7 - ФЗ) отчет о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад № 59» (муниципального учреждения) за 2020 г., размещенный на указанном сайте в сети Интернет, не содержит сведений: о ценах (тарифах) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также информация о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад №59» за 2020 г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период.

Согласно указанной норме закона в целях обеспечения открытости доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе подлежит размещению отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

Общими требованиями к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденными приказом Минфина России от 30.09.2010 №114н, установлено, что для бюджетных учреждений в разделе 2 «Результат деятельности учреждения» указываются цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода), а также общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей).

Пунктом 3.5 ст. 32 федерального закона №7 - ФЗ установлено, что документы, указанные в п.3.3 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, вправе передать основании принятого им правового акта права по размещению на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» документов о государственном (муниципальном) учреждении этому государственному (муниципальному) учреждению.

Размещение таких документов на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение данного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой страховой, валютной, банковской деятельности.

Согласно п. 1.3 распоряжения АМС г. Владикавказа от 14.03.2012 №65 «О предоставлении и размещении информации о муниципальных бюджетных учреждениях на официальном сайте в сети Интернет» муниципальным бюджетным учреждениям необходимо размещать информацию о результатах сетным учреждениям бюджетным деятельности по истечении отчетного года.

При этом, Порядком предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденным приказом Минфина России от 21.07.2011 г. №86н установлено следующее.

Учреждение обеспечивает открытость доступность документов, определенных настоящим пунктом, путем предоставления через официальный сайт электронных копий документов (далее - электронные копии документов) в том числе отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения (п.6).

На основании документов, указанных в п.6 настоящего Порядка, учреждение формирует и предоставляет через официальный сайт информацию в электронном структурированном виде (далее об учреждении), в которую включаются показатели согласно приложению к настоящему Порядку, сгруппированные по разделам, в том числе по разделу - информация о результатах деятельности и об использовании имущества.

Вышеуказанные нарушения был задокументированы в ходе проведенной прокурорской проверки, посредством составления акта осмотра Интернет страницы МБДОУ «Детский сад №59» на сайте www.bus.gov.ru, что не отрицается и представителем ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела.

Данное обстоятельство свидетельствует о неисполнении учреждением предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации обязанности по размещению в сети «Интернет» информации о своей деятельности.

Несоблюдение вышеуказанных требований Федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц (граждан и организаций) на получение доступной и открытой информации о деятельности указанного учреждения, что, в свою очередь, является прямым нарушением принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, закрепленного в ст.28 БК РФ.

С учётом изложенных обстоятельств, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.174 – 180, 227 – 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа РСО-Алания, к административному ответчику – муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад о признании незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида, в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте в сети Интернет удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида, в части не обеспечения открытости и доступности документов на официальном сайте www.bus.gov.ru в сети Интернет, предусмотренных подп. 10 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7 - ФЗ «О некоммерческих организациях», с учетом Общих требований к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 г. №114н.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида обязанность обеспечить открытость и доступность на официальном сайте www.bus.gov.ru отчета о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад », в части касающейся цен (тарифов) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода) об общем количестве потребителей, воспользовавшихся платными услугами (работами) учреждения, также в части информации о результатах деятельности и об использовании имущества МБДОУ «Детский сад » за 2020 г. и сведения о кассовых поступлениях за указанный период, в течение 10-ти суток с момента вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Административную коллегию Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Т. Гагиев