ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2862/19 от 02.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

УИД: 54RS0002-01-2019-003388-70

Дело № 2а-2862/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Козловой Е. А.,

при помощнике судьи Волченском А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ** по Новосибирской области к Потребительскому кооперативу «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», ФИО1 о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России ** по Новосибирской области обратилась в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска с административным исковым заявлением к Потребительскому кооперативу «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», ФИО1, в котором просит ликвидировать Потребительский кооператив «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», возложить на ФИО1 обязанность провести процедуру ликвидации Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», возложить обязанность по внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации на регистрирующий орган, установить предельные сроки для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающие 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного искового заявления указано, что ст. 50 ГК РФ установлен закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Учредительные документы, а также наименование Потребительскому кооперативу «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» не соответствуют норам главы 4 ГК РФ. В целях досудебного урегулирования спора регистрирующим органом в адрес Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» направлялось уведомления о необходимости приведения наименования и учредительных документов в соответствие с действующим законодательством. До настоящего времени нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и удостоверению ФИО2 требования поддержала в полном объёме с аналогичной аргументацией.

Административный ответчик ФИО1, являющийся законным представителем Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», в судебном заседании просил административное исковое заявление оставить без рассмотрения в связи с тем, что процедура ликвидации юридического лица инициирована в добровольном порядке. Срок для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является коротким и не позволит исполнить обязательства перед кредиторами.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица определен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Приказом ФНС России от ** утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ** в регистрирующий орган для государственной регистрации Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» при создании представлено заявление по форме ** общего собрания учредителей Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», устав юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

Заявителем являлся председатель правления административный ответчик ФИО1

Формой заявления Р1001 о государственной регистрации юридического лица предусмотрено, что в разделе 5 заявитель своей подписью подтверждает, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной формы порядок их учреждения, в том числе после оплаты уставного капитала, на момент государственной регистрации.

Личная подпись ФИО1, произведенная на заявлении по форме ** свидетельствует о том, что он ознакомился с содержанием данного раздела и подтвердил соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства РФ.

Административным истцом по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов **** было принято решение о государственной регистрации Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись **

Однако впоследствии административным истцом было обнаружено, что наименование и учредительные документы общества не соответствуют законодательству, в связи с чем **** в адрес административных ответчиков направлялись уведомления о необходимости устранения нарушений законодательства (л.д. 37-48).

Ст. 50 ГК РФ установлен закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Согласно п. 4 ст. 52 ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

П. 1 ст. 54 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 123.2 ГК РФ Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ****** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В частности, к грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.

Поскольку руководителем Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» допущенные при создании Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» нарушения закона не устранены в добровольном порядке, устранить иным законным способом данные нарушения не представляется возможным.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что нарушения, допущенные при создании Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», являются грубыми, нарушающими положения Федерального закона от **** № 129-ФЗ «О государственной регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Относительно доводов административного ответчика о необходимости оставления административного иска без рассмотрения в связи с началом процедуры ликвидации Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», в добровольном порядке суд отмечает следующее.

Перечень случаев, при которых суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, предусмотрен ст. 196 КАС РФ, иными статьями КАС РФ и носит исчерпывающий характер.

Проведение процедуры ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке не является случаем, при котором административное исковое заявление налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица, суд оставляет без рассмотрения.

Таким образом, основания для оставления административного искового заявления Межрайонной ИФНС России ** по *** к Потребительскому кооперативу «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», ФИО1 отсутствуют.

Кроме того, наличие решения суда о ликвидации Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», о возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителя ФИО1 в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует ФИО1 продолжить осуществление процедуры ликвидации организации в добровольном порядке.

Доводы административного ответчика о том, что, срок для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры не свыше 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является недостаточным, судом не принимаются в связи со следующим.

Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ****** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ).

Суд полагает, что предлагаемый административный истцом срок для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры не свыше 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и достаточным для совершения необходимых для ликвидации некоммерческой организации действий.

При необходимости продления данного срока административной ответчик имеет право обратиться в суд с соответствующим заявлением.

При таких обстоятельствах требования административного искового заявления подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Ликвидировать Потребительский кооператив «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО» **

Возложить на ФИО1 обязанность провести процедуру ликвидации Потребительского кооператива «ФИНАНСОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ «СОДРУЖЕСТВО», установив предельные сроки для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры не свыше 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Возложить на Межрайонную ИФНС России ** по *** обязанность по внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Козлова Е. А.

Решение в окончательной форме принято 14 октября 2019 года