ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2862/19 от 08.08.2019 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-2862/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2019 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Волуйских И.И.

при секретаре Апликаевой И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Колупаева М.С. к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о признании недействительными уведомлений о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Колупаев М.С. обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска об оспаривании уведомлений о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов от ДД.ММ.ГГГГ года №№ 4519

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что оспариваемые им уведомления были приняты с нарушением порядка, определенного решением Челябинской городской Думы от 05 сентября 2013 года № 45/1, так в частности Администрации города Челябинска было известно о собственнике торговых павильонов – Колупаеве М.С., однако уведомления ему не вручались. Торговые павильоны размещена легально, в них в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года была проведена торговая ярмарка, о чем указано в распоряжении Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года № . Размещение торговых павильонов было предусмотрено и постановлениям Администрации города Челябинска № 62-п.

В судебное заседание Колупаев М.С., будучи надлежащим образом извещенным, не явился, представителей не направил.

Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, в ходе судебного разбирательства приобщил письменный отзыв, а также дал пояснения о том, что оспариваемые уведомления не могут нарушать прав Колупаева М.С., поскольку доказательств надлежащим образом свидетельствующих о том, что он является собственником павильонов, в деле не представлено. Торговые павильоны размещены не законно, договоров на их размещение не заключалось, земля, на которой они находятся, принадлежит муниципальному образованию «Челябинский городской округ».

Заслушав пояснения представителя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска (далее также - Комитет), исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

ДД.ММ.ГГГГ года специалистами Комитета были выявлены незаконно размещенные нестационарные объекты – киоски (торговые павильоны), расположенные возле дома № по <адрес>, о чем были составлены соответствующие акты.

Также ДД.ММ.ГГГГ года специалистами Комитета были составлены уведомления о демонтаже выявленных незаконно размещенных нестационарных объектов №№ , которые обжалуются в рамках настоящего дела. В данных уведомлениях содержалось условие о необходимости демонтажа нестационарного объекта и освобождении земельного участка.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Постановлением Администрации города Челябинска от 09.09.2016 N 395-п утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска без предоставления земельного участка" (далее также - Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов).

Согласно пункту 2 указанного выше положения размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, разработанной и утвержденной в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области, договора на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка.

Взаимное толкование пунктов 9-12 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов указывает на то, что договор на размещение нестационарного объекта должен быть подписан со стороны органа местного, а также лица предполагающего использование земельного участка для размещения нестационарного объекта.

При этом, именно совокупность двух условий (включение места размещения нестационарного объекта в схему и заключенный договор на использование) будет являться свидетельством легального размещения нестационарного объекта и использование земельного участка.

В рассматриваемом же случае договор на использование с Колупаевым М.С. не заключался.

Указание в схеме размещение нестационарных объектов, утвержденной Постановлением Администрации города Челябинска от 23 августа 2018 года, на «комплекс торговых павильонов» по адресу Комсомольский проспект, 36. не свидетельствует о том, что речь идет именно о спорных киосках. Графа собственник не заполнена, адресная привязка также не позволяет определить соотносимость с киосками, в отношении которых административным истцом заявлены требования.

Заключенные в Колупаевым М.С. соглашения о порядке оплаты за размещение нестационарного объекта не указывают на узаконивание со стороны органа местного самоуправления размещения объектов, а лишь указывают на договорное урегулирование возникшей за неправомерное использование земли задолженности.

В самих текстах соглашений указано, что соглашение не является основанием для возникновения права на размещения нестационарных объектов (пункт 3.1).

При названых выше обстоятельствах, размещение спорных нестационарных объектов возле дома № по ДД.ММ.ГГГГ в городе Челябинске является незаконным.

Порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска, утвержден Решение Челябинской городской Думы от 05.09.2013 N 45/1 (далее также - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка работы по выявлению незаконно размещенных нестационарных объектов на территории города Челябинска осуществляет Комитет.

Пунктами 4,5 Порядка установлено, что при выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта должностные лица Комитета осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории города Челябинска по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. В течение 15 дней с момента составления акта о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта Комитет составляет в трех экземплярах Уведомление о демонтаже незаконно размещенного нестационарного объекта (далее - Уведомление) по форме, установленной приложением 2 к настоящему Порядку. Срок добровольного демонтажа нестационарного объекта - семь дней. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан демонтаж незаконно установленного нестационарного объекта осуществляется в течение трех рабочих дней с момента выявления такого объекта. При неисполнении требований о демонтаже нестационарного объекта лицом, осуществившим его установку, в срок, указанный в Уведомлении, а также при невозможности установить указанное лицо демонтаж осуществляется уполномоченным муниципальным учреждением (далее - муниципальное учреждение), созданным на основании правового акта Администрации города Челябинска.

В соответствии с пунктами 9,11 Порядка собственник незаконно размещенного нестационарного объекта обязан в срок, установленный в Уведомлении, своими силами и за свой счет демонтировать незаконно размещенный им нестационарный объект. В случае невыполнения собственником незаконно размещенного нестационарного объекта требований Уведомления, а также в случае невозможности установить собственника организация мероприятий по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта и его последующему хранению осуществляется муниципальным учреждением.

Таким образом, после выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта, в случае если собственник не произвел добровольный демонтаж, данное действие осуществляется уполномоченным муниципальным учреждением, при этом данные порядок не определяет пресекательного срока для осуществления демонтажа уполномоченным муниципальным учреждением.

Обжалуемые уведомление вынесены Комитетом в пределах его полномочий, определенных Порядком, в отношении незаконно размещенных нестационарных объектов, в связи с чем являются законными и обоснованными.

То, что Комитет не направил данные уведомления в адрес Колупаева М.С. не свидетельствует об их незаконности.

Учитывая изложенное выше оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Что касается ходатайства о применении судебного штрафа за неисполнение мер предварительной защиты, то суд отмечает следующее.

В силу части 2 статьи 88 Кодекса административного судопроизводства РФ на лиц, виновных в неисполнении определения суда о применении мер предварительной защиты по административному иску, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Наложение штрафа является правом суда и входит в его дискретные полномочия.

С учетом того, что суд отказал в удовлетворении заявленных требований, то оснований для наложения штрафа не имеется.

Кроме того, суд с учетом положений статьи 89 Кодекса административного судопроизводства РФ полагает необходимым отменить принятые определением судьи Советского районного суда города Челябинска от 18 июля 2019 года меры предварительной защиты

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Колупаева М.С. о признании недействительными уведомлений о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов от ДД.ММ.ГГГГ года №№ , отказать.

С момента вступления решения суда в законную силу отменить принятые определением судьи Советского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ года меры предварительной защиты в виде приостановления действия уведомлений о демонтаже незаконно размещенных нестационарных объектов от ДД.ММ.ГГГГ года №№ .

В удовлетворении ходатайства о наложении судебного штрафа за неисполнение определения суда о применении мер предварительной защиты, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: И.И. Волуйских