ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2865/16 от 02.06.2016 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2а-2865/16

Решение

Именем Российской Федерации

02 июня 2016 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пакова Н.Н.,

при секретаре Гапоновой Т.В.,

с участием:

представителя административного истца-

старшего помощника прокурора города Пятигорска Маршалкина Д.С.

представителя административного ответчика

администрации города Пятигорска- Маркаряна Д.М.,

представителя за интересованного лица

Службы на КМВ УФСБ России по СК - Небобова А.Н.

представителя заинтересованного лица-

ОМВД России по г.Пятигорску - Магомедовой А.М, представителя заинтересованного лица -

ОНД по г.Пятигорску УНД и ПР ГУ МЧС РФ по СК - Чайкина Д.А.

рассмотрев в судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании действий Главы города по утверждению Перечня мест с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска от 06 апреля 2016 года в части исключения объектов учреждений образования, расположенных на территории города Пятигорска не соответствующими Постановлению Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обязании Главы города Пятигорска устранить нарушения, путем включения объектов учреждений образования, расположенных на территории города Пятигорска, в Перечень мест с массовым пребывание людей на территории города Пятигорска,-

установил:

Прокурор города Пятигорска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании действий Главы города по утверждению Перечня мест с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска от 06 апреля 2016 года в части исключения объектов учреждений образования, расположенных на территории города Пятигорска не соответствующими Постановлению Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обязании Главы города Пятигорска устранить нарушения, путем включения объектов учреждений образования, расположенных на территории города Пятигорска, в Перечень мест с массовым пребывание людей на территории города Пятигорска.

В судебном заседании представитель административного истца -старший помощник прокурора г.Пятигорска Маршалкин Д.С. в обосновании заявленных требований пояснил, что 06.04.2016 Главой города Пятигорска утвержден Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска. Данные действия Главы города являются незаконными по следующим основаниям. В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. Аналогичное положение закреплено п. 14 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска, принятого решением Думы г. Пятигорска от 31.01.2008 № 5-26 ГД. Исходя из положений пп.«а» п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» профилактика терроризма - деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Согласно п. 7 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В силу пп. «б» п. 13 Концепции, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется путем реализации мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. В силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 №272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий). Исходя из положений пункта 2 Требований Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется соответственно органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, утверждение Перечня является мерой, направленной на профилактику терроризма и минимизацию последствий его проявления. По смыслу Требований включение объекта в указанный перечень возлагает на собственника места массового пребывания людей или лицо, использующее место массового пребывания людей на ином законном основании (правообладателя места массового пребывания людей) обязательные для исполнения требования, в частности, установленные п.п. 23, 24. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 25 Устава по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно ст. 2 ФЗ №131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер. Частью 6 ст. 43 ФЗ № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Таким образом, из приведенного выше анализа норм федерального законодательства следует, что Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований подлежит утверждению муниципальным правовым актом – постановлением администрации города Пятигорска. Глава города Пятигорска является высшим должностным лицом муниципального образования города-курорта Пятигорска, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 37 Устава). В силу ч. 2 ст. 37 Устава, устанавливающей полномочия Главы города Пятигорска в качестве главы администрации города Пятигорска, утверждение Перечня мест массового пребывания людей без издания соответствующего постановления, выходит за пределы его полномочий. Вопреки вышеперечисленным требованиям действующего законодательства, 06.04.2016 Глава города Пятигорска в качестве главы администрации города Пятигорска утвердил Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска. При этом постановление администрации города Пятигорска об утверждении указанного Перечня не издавалось. Таким образом, действия Главы города Пятигорска в качестве главы администрации города Пятигорска, выразившиеся в утверждении Перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования города-курорта Пятигорска без издания соответствующего постановления, противоречат требованиям Федерального закона № 131-ФЗ и являются незаконными. Изложенное, помимо прочего, свидетельствует о бездействии администрации города Пятигорска, выразившемся в непринятии мер, направленных на определение в соответствии с п. 2 Требований Перечня мест массового пребывания людей в пределах территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, в установленном законом порядке. В свою очередь бездействие администрации города Пятигорска по определению Перечня объектов с массовым пребыванием людей препятствует обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Частью 2 ст. 221 КАС РФ предусмотрено, что к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Просит признать незаконными действия Главы города Пятигорска по утверждению 06.04.2016 Перечня мест с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска, в силу их несоответствия требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», Уставу муниципального образования города-курорта Пятигорска. Признать незаконным бездействие администрации города Пятигорска, выразившееся в непринятии мер по определению Перечня объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)». Обязать администрацию города Пятигорска определить Перечень объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)» в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда. Включить в Перечень объектов с массовым пребыванием людей объекты, занимаемые образовательные организации, учреждениями здравоохранения и культуры, расположенные на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, на которых одновременно может находиться более пятидесяти человек. Опубликовать решение суда в печатном издании – общественно-политической газете «Пятигорская Правда».

Представитель административного ответчика Маркарян Д.М., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. Считает, что Глава города Пятигорска и администрация города Пятигорска действовали в рамках полномочий, не нарушая права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а заявленные требования прокурора города Пятигорска удовлетворению не подлежат.

Представитель административного ответчика - администрации города Пятигорска Фетисова С.В. в предыдущем судебном заседании заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 36 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска Глава города Пятигорска является высшим должностным лицом муниципального образования города-курорта Пятигорска, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со ст. 37 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска Глава города Пятигорска, как высшее должностное лицо муниципального образования города-курорта Пятигорска, представляет муниципальное образование город-курорт Пятигорск в отношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, Уставом и правовыми актами Думы города Пятигорска. Таким образом, Глава города Пятигорска как высшее должностное лицо муниципального образования города-курорта Пятигорска не определяет Перечень мест с массовым пребыванием людей на территории города-курорта Пятигорска. Соответственно, считает, что прокурором города Пятигорска не правильно определен субъект в качестве административного ответчика по административному исковому заявлению в виде Главы города Пятигорска. Следовательно, требование прокурора о признании незаконным действия Главы города Пятигорска по утверждению 06.04.2016 года Перечня мест с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска просит признать необоснованным и отказать в его удовлетворении. В соответствии с п. 2 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272 определено, что Перечень мест массового пребывания людей в пределах муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска на 2016 год определен администрацией города Пятигорска, как органом местного самоуправления и утвержден Главой администрации города Пятигорска, причем после согласования указанного Перечня с ОМВД России по городу Пятигорску, Службой на КМВ УФСБ РФ по СК, ОНД УНД и ПР ГУ МЧС России по СК (городе Пятигорске). Прокуратурой города Пятигорска неправомерно сделан вывод о незаконном бездействии администрации города Пятигорска, выразившемся в непринятии мер по определению Перечня объектов с массовым пребыванием людей. Следовательно, требование признать незаконным бездействие администрации города Пятигорска, выразившееся в непринятии мер по определению Перечня объектов с массовым пребыванием людей, а также о обязании определить Перечень объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)» является необоснованным. В административном исковом заявлении прокурором города Пятигорска никак не обоснованно требование об обязании определить Перечень объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)» в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда. Указанный период не регламентирован нормами действующего законодательства РФ и не имеет никаких оснований. Необходимо отметить, что п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» указано на то, что Министерству внутренних дел Российской Федерации необходимо дать разъяснения по вопросам применения требований, утвержденных указанным постановлением. Согласно разъяснениям по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 в Перечень не включаются территории (места), на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек, но правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование территории (места), подлежащего антитеррористической защите (например, школы, поликлиники, больницы, дошкольные детские учреждения, объекты спорта, театры, концертные залы), а также объекты (территории), подлежащие обязательной охране полицией. После получения официального Разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272, оставление спорных объектов в Перечне объектов с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска на 2016 год было бы неправомерно. Таким образом, требование включить в Перечень объектов с массовым пребыванием людей объекты, занимаемые образовательными организациями, учреждениями здравоохранения и культуры, расположенные на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, на которых может находиться более пятидесяти человек является необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Необходимо отметить, что администрацией города Пятигорска получено письмо антитеррористической комиссии Ставропольского края (письмо от 26.04.2016 г. исх. № 25-12/5694), согласно которому разработку требований к антитеррористической защищенности объектов и паспорта безопасности объектов образования, культуры и здравоохранения должны осуществить федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченные в области образования, культуры и здравоохранения соответственно. На основании вышеизложенного, считает, что Глава города Пятигорска и администрация города Пятигорска действовала в рамках полномочий, не нарушая права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а заявленные требования прокурора города Пятигорска удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Службы на КМВ УФСБ России по СК Небобов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требовании не признал и пояснил, что интерпретируя свои требований, административный истец приводит доводы, согласно которым, в силу статьи 2 и части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава города Пятигорска должен был утвердить Перечень в порядке установленном для муниципального правового акта, а не ограничиться лишь проставлением своей утвердительной визы на первом листе Перечня. Административный истец также полагает, что такие объекты с массовым пребыванием людей, как образовательные организации, учреждения здравоохранения и культуры, необоснованно не включены в Перечень, так как это противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". С требованиями административного истца, которыми при разрешении административного дела могут быть затронуты права и обязанности УФСБ России по СК, не согласен. Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" утверждены Правила устанавливающие порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) и паспорта безопасности объектов (территорий). В соответствии с пунктом 2 постановления, указанного выше, разработка требований к антитеррористической защищенности объектов и формы паспорта безопасности объектов и внесение в установленном порядке проектов актов об их утверждении в Правительство Российской Федерации осуществляются: а) федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией); б) Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении не предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466) Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590) Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608) Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства. Из указанных выше правовых норм, следует, что, в частности, в отношении объектов образовательных организаций, культуры, учреждений здравоохранения, правообладателями которых являются или которые относятся к сфере деятельности соответственно Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства здравоохранения РФ, только данные министерства могут определить перечень объектов, подлежащих антитеррористической защите, разработать требования к антитеррористической защищенности этих объектов, а также формы их паспорта безопасности. В настоящее время нормативно-правовые акты определяющие перечень объектов образовательных организаций, культуры, учреждений здравоохранения, подлежащих антитеррористической защите, а также требования к антитеррористической защищенности данных объектов и формы их паспорта безопасности Правительством РФ не изданы. Так же полагает, что включать указанные выше объекты в Перечень и распространять на них требования постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", неправомерно в силу прямого запрета закрепленного в пункте 1 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (утв. постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272), в котором указано, что данные Требования не распространяются на объекты (территории), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите, а также объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.

Представитель заинтересованного лица ОМВД России по г.Пятигорску Магомедова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в целях реализации единой государственной стратегии противодействия террористической деятельности и иным формам экстремизма, угрожающих основам конституционного строя Российской Федерации, обеспечения согласованного функционирования государственного механизма борьбы с терроризмом, эффективной координации в сфере противодействия терроризму, контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений в указанной сфере формируется система органов и сил по предотвращению и ликвидации проявлений терроризма на территории РФ. МВД России разработаны требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей. Соответствующее Постановление Правительства РФ № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности и формы паспорта безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией" принято 25.03.2015. Документом определен порядок проведения организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, контроля за их исполнением, а также установлена форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей. Так, к местам массового пребывания людей относятся территории общего пользования поселений, городских округов, либо специально отведенные территории за их пределами, имеющие неограниченный доступ людей для их посещения, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек, и которые расположены вне объектов (территорий), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти, либо которые относятся к сфере их деятельности. Из указанного положения следует, что исключение составляют объекты, правообладателями которых являются и относятся к сфере деятельности федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов «территорий» утверждены Правила устанавливающие порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов «территорий» (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно – энергетического комплекса). Из положений указанного Постановления вытекает, что в отношении объектов образовательных организаций, культуры, учреждений здравоохранения, правообладателями которых являются или относятся к сфере деятельности: Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры РФ, Министерства здравоохранения РФ, только данные министерства могут определить перечень объектов, подлежащих антитеррористической защите, разработать требования к антитеррористической защищенности этих объектов, а также формы их паспорта безопасности. На данных период времени нормативные акты, определяющие перечень объектов указанных организаций (образования, культуры, здравоохранения) подлежащих антитеррористической защищенности данных объектов и формы их паспортов безопасности Правительством РФ не приняты. Полагает, что на объекты (территории), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти, либо которые относятся к сфере их деятельности не распространяются положения Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности и формы паспорта безопасности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией". Перечень объектов мест массового пребывания людей в пределах территории муниципальных образований согласован со всеми заинтересованными структурами. Просила отказать в удовлетворении требований административного истца.

Представителя заинтересованного лица ОНД по г.Пятигорску УНД и ПР ГУ МЧС РФ по СК Чайкин Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования также не признал и просил отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования прокурора города Пятигорска не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со статьей 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; 3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; 4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей; 5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии); 6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; 7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Порядок системы противодействия терроризму определяют Конституция РФ, Федеральные законы № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 07.02.2011 № 3 –ФЗ «О полиции», от 30.054.2001 № 3-ФЗК «О чрезвычайном положении», от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», от 03.04.1995 года № 40 –ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», иные нормативные акты.

В соответствии с п.4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливает Правительство Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов.

В силу п. 2 указанных Требований, Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий муниципальных образований определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как достоверно установлено судом и данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу, во исполнения Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 заместителем главы администрации г.Пятигорска, заместителем председателя антитеррористической комиссии г.Пятигорска 27.07.2015 года утвержден Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории г.Пятигорска. В указанный перечень вошли 183 объекта, расположенные на территории города Пятигорска.

Пунктом 2 Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 Министерству внутренних дел РФ поручено давать разъяснения по вопросам применения данных Требований.

В целях формирования единых подходов к организации и проведению работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей Министерством внутренних дел РФ разработаны и подготовлены разъяснения, согласно которым основные критерии по определению перечня мест массового пребывания людей и объектов (территорий) содержаться в пункте 6 статьи Федерального закона «О противодействии терроризму», согласно которому «под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек. Учитывая, что в данном понятии используется словосочетание «при определенных условиях», не каждое общественное место или место общего пользования, площадь которого позволяет разместить более 50 человек, может включаться в перечень мест массового пребывания людей. В перечень не включаются также территории (места), на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек, но правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование территории (места), подлежащего антитеррористической защите (например, школы, поликлиники, больницы, дошкольные детские учреждения, объекты спорта, театры, концертные залы), а также объекты (территории) подлежащие обязательной охране полицией. В отношении таких территорий (мест) действуют положения иных нормативных актов.

Первым заместителем министра МВД России, в адрес начальников ГУ МВД России по субъектам Российской Федерации направлены разъяснения по вопросам применения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272.

Руководствуясь указанными разъяснениями, 06.04.2016 г., глава города Пятигорска - председатель антитеррористической комиссии утвердил новый Перечень в который вошли 52 объекта, включенные в первоначальный Перечень и 31 объект, включенный в Перечень впервые. Так же из Перечня исключены все государственные учреждения здравоохранения, муниципальные и государственные образовательные учреждения, государственные учреждения культуры и спорта.

20.05.2016 года Главой города Пятигорска вынесено постановление № 1744 об утверждении согласованного 06.04.2016 Перечня объектов с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска на 2016 год.

Указанное постановление опубликовано в общественно-политической газете «Пятигорская правда» в № 92 (8539) от 31.05.2016 года.

Таким образом, требование прокурора о признании незаконным действия Главы города Пятигорска по утверждению 06.04.2016 Перечня мест с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска, в силу их несоответствия требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», Уставу муниципального образования города-курорта Пятигорска; признании незаконным бездействия администрации города Пятигорска, выразившееся в непринятии мер по определению Перечня объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)»; понуждении администрации города Пятигорска определить Перечень объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)» в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда являются несостоятельными, а потому удовлетворению не подлежат.

Как установлено в судебном заседании, 06.04.2016 Главой города Пятигорска утвержден Перечень объектов с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска в который вошли 52 объекта, включенные в первоначальный Перечень и 31 объект, включенный в Перечень впервые. Из Перечня исключены все государственные учреждения здравоохранения, муниципальные и государственные образовательные учреждения, государственные учреждения культуры и спорта. Причиной изменения Перечня послужили Разъяснения МВД РФ.

Административный истец полагает, что такие объекты с массовым пребыванием людей, как образовательные организации, учреждения здравоохранения и культуры, необоснованно не включены в Перечень, так как это противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".

С указанными требованиями административного истца суд согласиться не может.

Так, согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)" утверждены Правила устанавливающие порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) и паспорта безопасности объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 2 постановления, указанного выше, разработка требований к антитеррористической защищенности объектов и формы паспорта безопасности объектов и внесение в установленном порядке проектов актов об их утверждении в Правительство Российской Федерации осуществляются: а) федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране полицией); б) Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении не предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 466) Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590) Министерство культуры РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608) Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Согласно подпункту 5.1 пункта 5 этого же Положения оно уполномочено, в том числе, вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сферам деятельности подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства.

Из указанных выше правовых норм, следует, что, в частности, в отношении объектов образовательных организаций, культуры, учреждений здравоохранения, правообладателями которых являются или которые относятся к сфере деятельности соответственно Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства здравоохранения РФ, только данные министерства могут определить перечень объектов, подлежащих антитеррористической защите, разработать требования к антитеррористической защищенности этих объектов, а также формы их паспорта безопасности.

В настоящее время нормативно-правовые акты определяющие перечень объектов образовательных организаций, культуры, учреждений здравоохранения, подлежащих антитеррористической защите, а также требования к антитеррористической защищенности данных объектов и формы их паспорта безопасности Правительством РФ не изданы.

Таким образом, включать указанные выше объекты в Перечень и распространять на них требования постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", неправомерно в силу прямого запрета закрепленного в пункте 1 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (утв. постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272), в котором указано, что данные Требования не распространяются на объекты (территории), правообладателями которых являются федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или которые относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование объекта (территории), подлежащего антитеррористической защите, а также объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.

В силу изложенного Глава города Пятигорска и администрация города Пятигорска действовала в рамках полномочий, не нарушая прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а заявленные требования прокурора города Пятигорска удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,-

решил:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий Главы города Пятигорска по утверждению 06.04.2016 Перечня мест с массовым пребыванием людей на территории города Пятигорска, в силу их несоответствия требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», Уставу муниципального образования города-курорта Пятигорска;

о признании незаконным бездействия администрации города Пятигорска, выразившееся в непринятии мер по определению Перечня объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)»;

о понуждении администрации города Пятигорска определить Перечень объектов с массовым пребыванием людей в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий)» в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда;

о включении в Перечень объектов с массовым пребыванием людей объектов, занимаемых образовательными организациями, учреждениями здравоохранения и культуры, расположенными на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, на которых одновременно может находиться более пятидесяти человек – отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Н.Н. Паков