Дело № 2а-2865/2016 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» мая 2016 г. г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Фединой А.А.,
с участием представителя административного ответчика и заинтересованного лица К,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску заместителя прокурора Пермского края И к Правительству Пермского края, о признании незаконным бездействия, и возложении обязанности утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Пермского края И обратился в Ленинский районный суд г.Перми с административным иском к Правительству Пермского края, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности, предусмотренной ст.5 Закона Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а именно в неутверждении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год, незаконным и возложении обязанности утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Прокуратурой Пермского края была проведена проверка исполнения Правительством Пермского края жилищного законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 г. Правительством Пермского края не утверждён. Данное бездействие, по мнению прокурора, нарушает права и законные интересы проживающих в Пермском крае граждан, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупной доходе семьи, то есть фактически социально незащищенной группы населения, поскольку создает препятствия к получению ими компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в размере, соответствующем реальному и экономически обоснованному уровню платы за их предоставление.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - Правительства Пермского края и заинтересованного лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Кривченкова Ю.А., просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что утверждение регионального стандарта возможна только после разработки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и представление на утверждение правительству проекта правового акта об утверждении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. На сегодняшний день, региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 г. не принят и не утверждён. Считает, что нарушений прав в результате неутверждения регионального стандарта нарушений прав граждан не усматривается, и таких доказательств не представлено.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришёл к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно части 6 этой же нормы размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с данным Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На территории Пермского края принят и действует Закон Пермского края от 7 мая 2007 г. № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в статье 5 которого указано, что стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг ежегодно утверждается Правительством Пермского края в срок до 1 января года, в котором данный стандарт подлежит применению.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 г. подлежит утверждению Правительством Пермского края в срок до 1 января года.
В соответствии с ч.5 ст.15 Устава Пермского края, исполнительная власть Пермского края осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
В силу ст.11 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
В соответствии со ст.17 Закона Пермского края от 07.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Правительство Пермского края руководит работой исполнительных органов государственной власти Пермского края и контролирует их деятельность, обеспечивает реализацию установленных целей и задач деятельности органов исполнительной власти Пермского края и достижение приоритетных направлений развития Пермского края и стратегических программных мероприятий;
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что на Правительстве Пермского края лежит установленная вышеуказанными законами обязанность по контролю за разработкой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемые для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также обязанность утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год, разработанный в соответствии с требованиями частей 1,6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
На территории Пермского края региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 г. на дату судебного заседания не принят и не утверждён, что подтверждено представителем Правительства Пермского края в судебном заседании, а также подтверждается представленными суду проектом постановления, опросным листом и листом согласования.
Доказательств обратного, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Таким образом, размер предоставляемой гражданам ежемесячно субсидии от величины регионально стандарта.
Суд соглашается с выводами прокурора о нарушении прав и законных интересов проживающих в Пермском крае граждан, чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупной доходе семьи, то есть фактически социально незащищенной группы населения, поскольку отсутствие соответствующего постановления, принятого Правительством Пермского края, создает препятствия к получению ими своевременной (в данном случае на протяжении более пяти месяцев) компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, в размере, соответствующем реальному и экономически обоснованному уровню платы за их предоставление.
Последующая доплата средств субсидии согласно пункта 28 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» не свидетельствует о том, что нарушений прав граждан нет, поскольку в рассматриваемой ситуации граждане, получающие указанные меры социальной поддержки лишены своевременной поддержки на протяжении срока более 5 месяцев, поскольку согласно проекта постановления, региональный стандарт стоимости будет изменён.
Из п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, по данной категории дел, признав обоснованность заявленных требований, суд в резолютивной части решения констатирует незаконность обжалуемого бездействия, и указывает действия, которые должен осуществить административный ответчик для устранения допущенных нарушений.
В связи с этим в данном случае способом восстановления нарушенного права должно быть возложение на административного ответчика обязанности утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год, разработанный в соответствии с требованиями частей 1,6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в течение 1 месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 228 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Правительства Пермского края, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной ст.5 Закона Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а именно в неутверждении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год, незаконным.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность исполнить требования ст.5 Закона Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а именно утвердить региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2016 год, разработанный в соответствии с требованиями частей 1,6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Пермского края от 07.05.2007 № 34-ПК «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в течение 1 месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись (С.И. Плешивцев)
Копия верна:
Судья (С.И. Плешивцев)