Дело № 2а-2866/2022
64RS0046-01-2022-007130-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Майковой Н.Н.
при секретаре Кроткове И.А.
с участием представителей административного истца ФИО1,
с участием представителя административного ответчика ФИО2,
с участием представителя заинтересованного лица прокуратуры Саратовской области ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Саратовскому региональному общественному учреждению «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с иском к Саратовскому региональному общественному учреждению «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей», в котором просит принять решение о признании Саратовского регионального общественного учреждения «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидации) и об исключении сведений о Саратовском региональном общественном учреждении «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование искового заявления указано, Саратовское региональное общественное учреждение «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы России по Саратовской области 18.08.2010 г. за основным государственным регистрационным номером № на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от 29.07.2010 г., учетный №.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц юридический адрес Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица – директор ФИО4
Организация была создана как общественное объединение, организационно-правовая форма Организации – общественное учреждение.
В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что Организация действует на основании Устава, утвержденного Собранием учредителей Организации (протокол №1 от 18.06.2010 г.). Устав Организации, не в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации.
Так, Организация не находится по своему юридическому адресу, указанному в п. 2.3 Устава Организации и в ЕГРЮЛ (<адрес>), что не соответствует п. 4 ст. 52, п. 2, п. 3, п. 5 ст. 54 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ, пп. «в» и «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2021 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На проверку Организацией не представлен договор на право пользования помещением по указанному адресу. Согласно пояснениям руководителя Организации, Организация располагается по адресу: <адрес>. Организацией на проверку представлен договор субаренды имущества от 25.11.2019 г. №53-1Б/19, согласно которому ООО «Тантал-Б» предоставляет Организации во временное владение и пользование нежилое помещение № 9 (837), расположенное на 8 этаже в нежилом здании (Литера А), корпус 1Б, по адресу: <адрес>. В ходе проведения выездной проверки по адресу: <адрес> было установлено, что Организация фактически осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> Договор на право пользования помещением по данному адресу – офис № 832, на проверку Организацией не предоставлен, что является нарушением требований пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Учитывая, что Организацией не представлено правоустанавливающих документов на помещение по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, и на помещение по адресу фактического места нахождения Организации (<адрес>), а также в связи с непринятием Организацией мер для внесения актуальных сведений в ЕГРЮЛ и Устав по изменению юридического адреса, Организацией нарушены нормы пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, ч. 2 ст. 29 ФЗ № 82-ФЗ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ.
На проверку не представлены документы контрольно-ревизионного органа Организации, что свидетельствует о несоблюдении Организацией п.п. 11.1 и 11.2 Устава, абз.2 ч.1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ. Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены п. 3.13, п. 4.11. п. 5.8 Устава, п. 2 ст. 123.6 ГК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ.
По итогам проведения плановой документарной проверки в адрес Организации было направлено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений №372 от 29.11.2019 г. Предупреждение в установленный срок Организацией не исполнено, в связи с чем в адрес Организации были вынесены повторные предупреждения №28 от 26.03.2020 г., №197 от 07.09.2020 г., №271 от 24.11.2020 г., №46 от 19.02.2021 г. о недопустимости в дальнейшем нарушений Организацией действующего законодательства Российской Федерации, в частности ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 49, п. 4, п. 5 ст. 50, п. 4 ст. 52, п. 2, п. 3, п. 5 ст. 54, пп.1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 2 ст. 45 Закона № 2300-1, пп. «в», «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ. В установленные в предупреждениях сроки нарушения Организацией устранены не были.
На дату составления административного искового заявления, информация об устранении указанных нарушений в Управление не поступала, в связи с чем, Управление обратилось в суд с указанным выше иском.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, поскольку те доводы, которые изложены в исковом заявлении не основаны на нормах действующего законодательства. Законная деятельность Комитата подтверждена многочисленной практикой. Несмотря на то, что ответчик исковые требования истца не признает, Комитетом во исполнение доводов истца, устранены все нарушения, о чем суду представлены соответствующие документы (договор аренды, Устав с изменениями от 01.11.2022 г.). Полагает доводы иска не основаны на нормах закона.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица прокуратуры Саратовской области ФИО3 считал исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, поддержал доводы, изложенные представителями административного истца.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по Саратовской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, просит о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представители заинтересованных лиц МИФНС №23 по Саратовской области, МИФНС №22 по Саратовской области в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, о причинах неявки не сообщили.
Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены, причины неявки не известны.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела №2-1122/2020, № 2-2483/2020, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Саратовское региональное общественное учреждение «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы России по Саратовской области 18.08.2010 г. за основным государственным регистрационным номером <***> на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от 29.07.2010 г., учетный №.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) юридический адрес Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес>. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица – Директор ФИО2
Организация была создана как общественное объединение, организационно-правовая форма Организации – общественное учреждение.
С 01.09.2014 г. в соответствии пп. 8 п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации») «общественные учреждения» отнесены к организационной-правовой форме некоммерческих организаций – «учреждения». На них с 01.09.2014 г. распространяется действие правовых норм законодательства о некоммерческих организациях.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых Управлением в 2019 г., распоряжения Управления от 14.10.2019 г. №01-05-45 о проведении плановой выездной проверки в отношении Организации, в период с 01.11.2019 г. по 29.11.2019 г. Управлением проведена выездная проверка соответствия деятельности общественного объединения и его структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, и законодательству Российской Федерации.
При проведении проверки установлено следующее.
1. Организация действует на основании Устава, утвержденного Собранием учредителей Организации (протокол №1 от 18.06.2010 г.).
Устав Организации, не в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ в уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Пункты 3.4 и 5.1 Устава Организации, согласно которым Организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не в полной мере соответствуют п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ, так как Устав Организации не содержит исчерпывающего перечня видов предпринимательской и приносящей доход деятельности, осуществляемых Организацией.
В настоящее время в соответствии с изменениями, внесенными в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ст. 50 ГК РФ) для некоммерческих организаций не предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности, они вправе осуществлять приносящую доход деятельность, виды которой должны быть определены Уставом некоммерческой организации в соответствии со ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ.
Согласно п. 5.1 Устава Организации Организация вправе, помимо прочего, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей, что не в полной мере соответствует абз. 4 п. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), так как проверка соблюдения правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей к компетенции организаций, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав потребителей, указанной нормой не отнесено.
Пункт 9.3 Устава Организации, в котором определена исключительная компетенция высшего органа управления Организации – Общего собрания учредителей, не в полной мере соответствует нормам действующего законодательства, так как к исключительной компетенции высшего органа управления не отнесено образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий (в отношении контрольно-ревизионного органа); утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации, что не соответствует п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ.
Согласно п. 2, п. 3, п. 5 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица
определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона №7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться, в том числе и место нахождения некоммерческой организации.
При проведении проверки административным истцом установлено, что Организация не находится по своему юридическому адресу, указанному в п. 2.3 Устава Организации и в ЕГРЮЛ (<адрес>), что не соответствует п. 4 ст. 52, п. 2, п. 3, п. 5 ст. 54 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ, пп. «в» и «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).
Так, на проверку Организацией не представлен договор на право пользования помещением по указанному адресу.
Согласно пояснениям руководителя Организации ФИО2, Организация располагается по адресу: <адрес>.
Организацией на проверку представлен договор субаренды имущества от 25.11.2019 г. №53-1Б/19, согласно которому ООО «Тантал-Б» предоставляет Организации во временное владение и пользование нежилое помещение № 9 (837), расположенное <адрес>
В ходе проведения выездной проверки по адресу: <адрес> было установлено, что Организация фактически осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Договор на право пользования помещением по данному адресу – офис №832, на проверку Организацией не предоставлен, что является нарушением требований пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, так как сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, а именно адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а также сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового Устава.
Суд не принимает во внимание представленные доказательства стороной административного ответчика в части того, что Организация располагается по юридическому адресу, указанному в Уставе, что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 01.11.2022 г., заключенным сроком на 1 мес., поскольку согласно акту от 10.11.2022 г., административный ответчик свою деятельность по адресу: <адрес> не осуществляет, что также подтверждается представленными фотографиями к данному акту на которых видно, что в данном офисе отсутствует мебель, оргтехника и рабочие места для сотрудников организации.
Учитывая, что Организацией не представлено правоустанавливающих документов на помещение по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, и на помещение по адресу фактического места нахождения Организации (<адрес>), а также в связи с непринятием Организацией мер для внесения актуальных сведений в ЕГРЮЛ и Устав по изменению юридического адреса, Организацией нарушены нормы пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ.
Согласно Уставу, органами управления Организации являются: Общее собрание учредителей; Директор; Контрольно-ревизионный орган.
Согласно п. 9.1 Устава, высшим руководящим органом Организации является Общее собрание учредителей, которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. За проверяемый период Организацией протоколов Общего собрания не представлено, что свидетельствует о несоблюдении Организацией п. 9.1 Устава, абз.2 ч. 1 ст.29 Федерального закона № 82-ФЗ.
Согласно п. 11.1 и 11.2 Устава ревизию финансовой и хозяйственной деятельности Организации проводит контрольно-ревизионная комиссия (ревизор), которая назначается Общим собранием учредителей сроком на 3 года. Число членов контрольно-ревизионной комиссии устанавливается Общим собранием учредителей. Согласно п. 11.7 Устава контрольно-ревизионная комиссия проводит ежегодные плановые ревизии.
На проверку не представлены документы контрольно-ревизионного органа Организации, что свидетельствует о несоблюдении Организацией п.п. 11.1 и 11.2 Устава, абз.2 ч.1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены п. 3.13, п. 4.11. п. 5.8 Устава, п. 2 ст. 123.6 ГК РФ, абз. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ.
Суд также не принимает во внимание, представленный административным истцом протокол общего собрания учредителей Организации от 01.11.2022 г., Устав Организации (в новой редакции), поскольку представленные документы административным ответчиком не устранили норм действующего законодательства. Так, в нарушение указанных норм, при внесении изменений в устав Учреждения организационно-правовая форма и правовой статус Учреждения не были приведены в соответствие с требованиями Федерального закона №99-ФЗ, а именно не была изменена с «общественного учреждения» на «учреждение». Указание ссылок по тексту Устава на ФЗ «Об общественных объединениях» также не соответствует вышеуказанным нормам действующего законодательства; цели и виды деятельности Учреждения по защите прав потребителей не соответствуют нормам действующего законодательства, определяющим правовой статус общественного объединения потребителей, поскольку Учреждение после приведения своих учредительных документов в соответствие с действующим законодательством утрачивает статус общественного объединения; вопрос о реорганизации Учреждения или о приведении количества учредителей (собственников) Учреждения в соответствие с действующим законодательством Учреждением не решен, что не соответствует п.п. 1, 2 ст. 123.21 ГК РФ и пп. 9 п. 8 ст. 3 Федерального закона №99-ФЗ, поскольку учредителем (собственником) учреждения может являться только одно физическое (юридическое) лицо - собственник. Устав Учреждения также не соответствует указанным нормам, поскольку предусматривает наличие в Учреждении участников и Общего собрания учредителей (раздел 9 устава Учреждения) в качестве высшего органа управления. Устав Учреждения (п. 12.5 и п. 12.6) предусматривает осуществление Учреждением предпринимательской деятельности, однако, п. 3.4 устава Учреждения предусмотрено право Учреждения заниматься приносящей доход, а не предпринимательской деятельностью. Таким образом, п. 12.5 и п. 12.6 устава содержат сведения, противоречащие п. 3.4 устава Учреждения.
По итогам проведения плановой документарной проверки в адрес Организации было направлено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений №372 от 29.11.2019 г. Предупреждение в установленный срок Организацией не исполнено, в связи с чем в адрес Организации были вынесены повторные предупреждения №28 от 26.03.2020 г., №197 от 07.09.2020 г., №271 от 24.11.2020 г., №46 от 19.02.2021 г. о недопустимости в дальнейшем нарушений Организацией действующего законодательства Российской Федерации, в частности ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 49, п. 4, п. 5 ст. 50, п. 4 ст. 52, п. 2, п. 3, п. 5 ст. 54, пп.1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, абз. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, п. 3 ст. 14, п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 2 ст. 45 Закона № 2300-1, пп. «в», «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ.
В установленные в предупреждениях сроки нарушения Организацией устранены не были, что не отрицалось административным ответчиком в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Организацией нарушены нормы ч. 2 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пп. «в», «е» п. 1 ст. 5 Федерального закона №129-ФЗ, так как Организация не внесла соответствующие изменения в сведения об адресе и Уставе Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и не проинформировала Управление об изменении указанных сведений в трехдневный срок с момента изменения адреса и Устава Организации.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в Устав Организации, необходимо было предоставить пакет документов, соответствующих требованиям действующего законодательства.
Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, установлен ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ, ст. 13.1 Федерального закона №7-ФЗ, а также п. 29 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 г. №455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», п. 4 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 г. №343 «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций».
С 01.09.2014 г. в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) учредительные документы, созданные до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 части 1 ГК РФ при первом изменении учредительных документов.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, создаются и действуют в организационно-правовых формах, предусмотренных ст. 50 ГК РФ, согласно которой организационно-правовых форм как «общественное учреждение» в настоящее время не предусмотрено.
Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам, в том числе организационно-правовая форма Организации должна быть приведена в соответствие с пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ (учреждение).
В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 50 ГК РФ одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций являются учреждения, к которым относятся и частные (в том числе общественные) учреждения. В п. 2 ст. 123.21 ГК РФ определено, что при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Таким образом, ГК РФ выводит ранее действующие общественные учреждения из числа общественных объединений, имеющих множественное число участников, и из сферы применения Федерального закона №82-ФЗ, и соответственно Закона №2300-1 в части его распространения на общественные объединения потребителей.
Согласно п. 16 ст. 3 Федерального закона №99-ФЗ «Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд».
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества, созданного им учреждения. В соответствии с п. 2 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество. Данные о собственниках частных учреждений не подлежат отдельному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц в качестве сведений об участниках юридического лица. Исходя из смысла вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации, Организация может продолжать свою деятельность также как частное учреждение, приведя свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, поскольку в настоящее время учредительные документы Организации не соответствуют требованиям Федерального закона №99-ФЗ и Федерального закона № 7-ФЗ.
Предусмотренный Законом № 2300-1 термин «общественные объединения потребителей» является общим родовым понятием, поэтому в настоящее время общественные объединения потребителей могут быть созданы в организационно-правовой форме «общественная организация».
Общественные фонды и общественные учреждения, ранее созданные в соответствии с указанным законом, после приведения их учредительных документов в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ утрачивают право на осуществление деятельности в области защиты прав потребителей.
Таким образом, руководителю субъекта проверки рекомендовалось привести в соответствие с действующими нормами главы 4 части первой ГК РФ Устав Организации и в дальнейшем вести деятельность в строгом соответствии с положениями Устава, в частности, привести организационно-правовую форму Организации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации путем преобразования в автономную некоммерческую организацию или фонд, либо путем приведения количества собственников Организации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации (в учреждении должен остаться один собственник).
Организацией по почте 03.12.2019 г. (вх. №01-32-15014) в Управление поступили документы для принятия решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – Саратовского регионального общественного учреждения «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей».
Представленные документы не соответствовали нормам и требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Управлением 20.12.2019 г. было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ, поскольку: 1) при внесении изменений в Устав Организации организационно-правовая форма Организации не была приведена в соответствие с требованиями Федерального закона № 99-ФЗ, а именно не была изменена с «общественного учреждения» на «учреждение»; 2) цели и виды деятельности Организации по защите прав потребителей не соответствуют правовому статусу некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме «учреждение», поскольку Организация после приведения своих учредительных документов в соответствие с действующим законодательством утрачивает статус общественного объединения; 3) вопрос о реорганизации Организации или о приведении количества собственников в соответствие с действующим законодательством в Протоколе Общего собрания учредителей от 25.11.2019 не отражен, что является нарушением действующего законодательства, в связи с требованиями которого учредителем (собственником) Организации может являться только одно физическое (юридическое) лицо – собственник; 4) Устав Организации также не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку предусматривает наличие в Организации участников и Общего собрания учредителей в качестве высшего органа управления, не в полном объеме содержит вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления; не содержит перечень видов приносящей доход деятельности; 5) в предоставленном на государственную регистрацию Протоколе Общего собрания учредителей от 25.11.2019 г. не отражен вопрос утверждения Устава в новой редакции, не содержатся сведения о времени проведения собрания в нарушение п. 4 ст. 181.2 ГК РФ; 6) представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке.
Отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организацией не обжалован в установленном порядке.
Таким образом, меры по устранению нарушений законодательства Организацией не приняты, Устав Организации не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, информация об исполнении предупреждений в Управление не поступала. Документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, Организацией не представлены, что свидетельствует о том, что устранять допущенные нарушения законодательства Организация не планирует.
Бездействие Организации длительное время, выражающееся в уклонении от приведения своих учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства, в неоднократном неисполнении законных предупреждений, вынесенных в адрес Организации, свидетельствует о грубом нарушении Организацией Конституции Российской Федерации и норм действующего законодательства, регулирующего правовой статус некоммерческих организаций.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона №82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 82-ФЗ.
Согласно ст. 44 Федерального закона №82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона №82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пп. 3 и пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 г. №26 «Об утверждении положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3 ст. 32 Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации организации.
На основании приведенных норм закона, суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
признать Саратовское региональное общественное учреждение «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица (ликвидировать).
Решение является основанием для исключения Саратовского регионального общественного учреждения «Комитет по общественной безопасности в сфере защиты прав потребителей» (ОГРН <***>) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Саратова.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2023 года.
Судья: