ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2867/19 от 30.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2а-2867/2019

(УИД 13RS0023-01-2019-003688-52)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 августа 2019 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Парамонова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного судопроизводства дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени,

УСТАНОВИЛ:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2433 рублей 33 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 57 рубля 73 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 11060 рублей 42 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 262 рубля 40 коп., а всего на общую сумму 13813рублей 88 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, являлся плательщиком страховых взносов и обязана своевременно и в полном объеме их уплачивать. В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Мордовия 11.10.2017 ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием ее несостоятельным (банкротом). В установленный законом срок страховые взносы на ОПС и ОМС за период 2018 г. ФИО1 не уплачены. Для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов и пени было выставлены требования № 12030 от 06.07.2018 со сроком уплаты до 16.08.2018, №14293 от 21.09.2018 со сроком уплаты до 11.10.2018г.

Однако в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки налоги ФИО1 уплачены не были. Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой по налогу. Налогоплательщику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса начислены пени. Заявление о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц и пени было ранее рассмотрено в порядке приказного производства, 15.02.2019 вынесен судебный приказ. В связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа от 22.03.2019 г.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС по Ленинскому району г. Саранска не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбира­тельства извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.

В соответствии состатьей 291Кодекса административного судопроиз­водства Российской Федерации административное дело может быть рассмот­рено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении дан­ной категории административных дел не является обязательным; 2) ходатай­ство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (пись­менного) производства заявлено административным истцом, и администра­тивный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмот­рения административного дела; 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санк­циям не превышает двадцать тысяч рублей; 4) в иных случаях, предусмот­ренныхнастоящим Кодексом.

Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рас­сматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Таким образом, учитывая требования действующего администра­тивного законодательства, регламентирующего рассмотрение администра­тивного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд считает воз­можным рассмотреть настоящее дела в упрощенном порядке.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии со статьей 286 КАС Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Нормами Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.

В силу положений пунктов 1, 2 статья 18 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в

соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 ФЗ).

По плательщикам, прекратившим деятельность в качестве ИП в течение календарного года и не представившим необходимую отчетность в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы взыскиваются в фиксированном размере, который определяется исходя из восьмикратного размера оплаты труда, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и количества месяцев дней осуществления деятельности (с начала расчетного периода по дату исключения из ЕГРИП).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 состояла на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска с 29.07.2008 в качестве индивидуального предпринимателя.

Административный ответчик ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 31.05.2018, при этом не уплатила своевременно страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Доказательств, объективно свидетельствующих об исполнении в полном объеме обязанности по уплате взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, или о наличии исключительных обстоятельств, административным ответчиком не представлено.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В связи с неисполнением ответчиком в установленный законом срок обязанности по уплате страховых взносов, на сумму задолженности начислены пени.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью третьей настоящей статьи.

В результате чего задолженность по страховым взносам за 2018 год составила:

- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2433 рублей 33 коп.,

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 57 рублей 73 коп.,

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 11060 рублей 42 коп.,

- пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 262 рубля 40 коп., а всего на общую сумму 13813рублей 88 коп.

Данный расчет судом проверен, является верным.

Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней № 12030 от 06.07.2018 со сроком уплаты до 16.08.2018, №14293 от 21.09.2018 г. со сроком уплаты до 11.10.2018., в котором предложено добровольно оплатить сумму недоимки не исполнены (л.д. 9,15).

Частью 5 статьи 22 Федерального закона № 21-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В силу части 7 статьи 22, части 4 статьи 38, части 13 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов могут быть вручены уполномоченному лицу лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления соответствующих документов по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 23 июня 15 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.

Данное требование направлено ФИО1 по телекоммуникационным каналам связи 08.07.2018 и 23.09.2018.

Принимая во внимание, что способ направления требования административным истцом соответствует вышеуказанным положениям действующего законодательства, а, также учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих исполнение данного требования в полном объеме, суд приходит к убеждению, что у истца возникает право на осуществление принудительного взыскания указанной в требовании задолженности.

Нарушений срока для подачи заявления о взыскании недоимки по уплате страховых взносов и пени, установленного положениями статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ, не установлено.

Сумма задолженности ФИО1 не оспорена.

Признание арбитражным судом индивидуального предпринимателяФИО1 несостоятельным (банкротом), передача имущества финансовому управляющему и его последующая реализация, не может рассматриваться в качестве основания для освобожденияФИО1 от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате налогов.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 года №29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Подлежащие взысканию по данному делу налоги и пени относятся к текущим платежам, потому требование об их взыскании налоговым органом не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 года №51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей», после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.

При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства в совокупности, с учетом того, что расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления плательщика страховых взносов о необходимости погасить задолженность предшествующую обращению в суд соблюдена, срок давности на обращение в суд с иском не пропущен, суд приходит к выводу, что административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно части первой статьи 103 КАС Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 61.1, пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взимается в доход бюджета муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, принявшего решение, т.е. в бюджет городского округа Саранск.

С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и исходя из имущественного характера требований, в доход бюджета городского округа Саранск с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 553 руб. (13813 руб. 88 коп. * 4%, но не менее 400 руб.), от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй указанного кодекса.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска задолженность по недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 2433 (две тысячи четыреста тридцать три) рубля 33 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 57 (пятьдесят семь) рублей 73 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 11060 (одиннадцать тысяч шестьдесят тысяч) рублей 42 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 262 (двести шестьдесят два) рубля 40 коп., а всего на общую сумму 13813(тринадцать тысяч восемьсот тринадцать) рублей 88 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 553 (пятьсот пятьдесят три) рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судеб­ную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордо­вия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.П. Парамонов