ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2869/18 от 13.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-2869/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2018 года город Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Андреевой М.Б.,

при секретаре Родионовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Фонду помощи бездомным животным «Друзья» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Ивановской области (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском к Фонду помощи бездомным животным «Друзья» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц, мотивировав его следующим.

В обоснование иска указал, что Фонд помощи бездомным животным «Друзья» (далее-Фонд) зарегистрирован 28.09.2012, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером . Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области 04.10.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Фонд действует на основании устава, утвержденного решением общего собрания учредителей 14.08.2012.

Адрес (место нахождения) Фонда согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц: 153013, г. Иваново, ул. Куконковых, д.150, кв.174.

Директором Фонда согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц является Григоров Олег Александрович.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление) плановой документарной проверки деятельности Фонда на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в период с 2 июля 2018 года по 27 июля 2018 года установлено, что Фондом допущены нарушения действующего законодательства Российской Федерации и положений устава.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ № 7-ФЗ) требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако в нарушение данной статьи, в проверяемом периоде Фонд не осуществлял деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 устава; в нарушение пункта 4.2 Устава не созывался высший руководящий орган Фонда - Общее собрание участников Фонда (должен собираться не реже 1 раза в год); общее собрание участников Фонда в нарушение пункта 4.4 устава не утверждало годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность; в нарушение пункта 6.2 устава Попечительский Совет Фонда, срок полномочий которого составляет 5 лет, не переизбирался с момента создания Фонда (протокол общего собрания учредителей от 14.08.2012). Полномочия Попечительского Совета истекли в 2017 году. Документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 7.1 ревизор, срок полномочий которого составляет 3 года, не переизбирался с момента создания Фонда (протокол общего собрания учредителей от 14.08.2012). Полномочия ревизора истекли в 2015 году. Документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 7.2 устава ревизором не осуществлялся контроль финансово-хозяйственной деятельности Фонда, ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда не проводились.

В нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 7 ФЗ № 7-ФЗ Фонд не публиковал ежегодно отчет об использовании своего имущества.

В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фонд не проводил обязательный аудит.

Не осуществляя никакой деятельности, руководство Фонда не решало вопрос о его ликвидации в порядке, установленной действующим законодательством.

В ходе проверки деятельности Фонда осуществлен анализ устава Фонда. В результате установлено, что отдельные положения устава Фонда не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации: пункт 1.8 устава, согласно которому Фонд имеет символику, зарегистрированную в установленном законном порядке, не соответствует положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций», которым регистрация символики (в том числе эмблемы) не предусмотрена.

В нарушение пункта 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа Фонда. Такие вопросы, как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, в пункте 4.4 устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления фонда, не отражены.

Подпунктом 8 пункта 4.4 и пунктом 10.2 устава предусмотрена реорганизация фонда, что не соответствует пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация фонда не допускается. Согласно пункту 1 статьи 123.21 ГК РФ Фондом признается унитарная некоммерческая организация, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ унитарными являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В нарушение указанных норм законодательства высшим органом управления Фонда является общее собрание участников. Таким образом, пункты 4.1 - 4.6 Устава, содержащие положения об участниках Фонда, не соответствуют пункту 1 статьи 123.21 и пункту 1 статьи 65.1 ГК РФ.

Управлением в адрес Фонда 27.07.2018 за № 37/03-11/1918 вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении (до 26.10.2018), нарушения не устранены.

Управлением 01.11.2018 получено письмо от директора Фонда Григорова О.А. о том, что в настоящее время Фонд деятельность не осуществляет и не планирует осуществлять в дальнейшем, в связи с чем, устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения действующего законодательства для Фонда не представляется возможным.

В соответствии с изложенным, просит суд ликвидировать Фонд помощи бездомным животным «Друзья» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области - не явился, просили рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Фонд помощи домашним животным «Друзья» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Согласно п.4 ст. 263 КАС Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Фонд помощи бездомным животным «Друзья» (далее-Фонд) зарегистрирован 28.09.2012, о чем Управлением Федеральной налоговой службы по Ивановской области внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1123700000874. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области 04.10.2012 выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. Фонд действует на основании устава, утвержденного решением общего собрания учредителей 14.08.2012.

Адрес (место нахождения) Фонда согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц: 153013, г. Иваново, ул. Куконковых, д.150, кв.174.

Директором Фонда согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц является Григоров Олег Александрович.

В ходе проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее - Управление) плановой документарной проверки деятельности Фонда на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, в период с 2 июля 2018 года по 27 июля 2018 года установлено, что Фондом допущены нарушения действующего законодательства Российской Федерации и положений устава.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ № 7-ФЗ), требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Однако, в нарушение данной статьи, в проверяемом периоде Фонд не осуществлял деятельность, направленную на достижение уставных целей, предусмотренных разделом 2 устава; в нарушение пункта 4.2 Устава не созывался высший руководящий орган Фонда - Общее собрание участников Фонда (должен собираться не реже 1 раза в год); общее собрание участников Фонда в нарушение пункта 4.4 устава не утверждало годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность; в нарушение пункта 6.2 устава Попечительский Совет Фонда, срок полномочий которого составляет 5 лет, не переизбирался с момента создания Фонда (протокол общего собрания учредителей от 14.08.2012). Полномочия Попечительского Совета истекли в 2017 году. Документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 7.1 ревизор, срок полномочий которого составляет 3 года, не переизбирался с момента создания Фонда (протокол общего собрания учредителей от 14.08.2012). Полномочия ревизора истекли в 2015 году. Документы, подтверждающие его переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 7.2 устава ревизором не осуществлялся контроль финансово-хозяйственной деятельности Фонда, ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда не проводились.

Согласно п.2 ст.7 ФЗ № 7 Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, чего не было сделано Фондом помощи домашним животным «Друзья». Кроме того, в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фонд не проводил обязательный аудит.

В соответствии с ФЗ от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций», регистрация символики не предусмотрена, однако, Фонд имеет символику, зарегистрированную в установленном законном порядке.

В нарушение пункта 1 статьи 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в уставе Фонда не в полном объеме отражены вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции высшего коллегиального органа Фонда. Такие вопросы, как принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, в пункте 4.4 устава, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления фонда, не отражены. Подпунктом 8 пункта 4.4 и пунктом 10.2 устава предусмотрена реорганизация фонда, что не соответствует пункту 3 статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которым реорганизация фонда не допускается. Согласно пункту 1 статьи 123.21 ГК РФ Фондом признается унитарная некоммерческая организация, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 65.1 ГК РФ унитарными являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В нарушение указанных норм законодательства высшим органом управления Фонда является общее собрание участников. Таким образом, пункты 4.1 - 4.6 Устава, содержащие положения об участниках Фонда, не соответствуют пункту 1 статьи 123.21 и пункту 1 статьи 65.1 ГК РФ.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 7 ФЗ № 7 фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Управлением в адрес Фонда 27.07.2018 за № 37/03-11/1918 вынесено письменное предупреждение об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений законодательства Российской Федерации. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Доказательств обратного в суд не представлено.

Из пояснительной записки директора от 01.11.2018 г. следует, что Фонд не осуществляет свою деятельность и не планирует осуществлять, не возражает против ликвидации организации в судебном порядке.

Из совокупности представленных доказательств следует, что административным ответчиком допускаются грубые нарушения вышеуказанных положений закона, мер по устранению данных нарушений не предпринято. Более того, организация не планирует осуществлять свою деятельность, предусмотренную Уставом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение). Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения). "

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции по Ивановской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Фондом помощи животным «Друзья» допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, что подтверждается необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 262-265 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области удовлетворить.

Ликвидировать Фонд помощи домашним животным «Друзья» (ОГРН и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: Андреева М.Б.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2018 года