Дело № 2а-286/2020 г. 26RS0004-01-2020-000489-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Неумывакина Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Александровского района обратился в суд с иском в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края о признании бездействий незаконными и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения на территории района законодательства о недрах.
Проверкой установлено, что согласно ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
Статьей 1.1 Закона № 2395-1 «О недрах» разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. (Определение Верховного суда РФ от 28 января 2020 г. N 309-ЭС19-25889).
В нарушении данной нормы закона администрацией муниципального образования Калиновского сельсовета правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок не приняты, уполномоченный орган не определен.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
В связи с чем, прокурор Александровского района Ставропольского края просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и обязать администрацию муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края в течение 10 днейс момента вступления решения суда по данному делу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Определением Александровского районного суда от 15 мая 2020 года, административное исковое заявление прокурора Александровского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края принято к производству и ответчику было предложено представить суду письменную позицию по предъявленному ему требованию, а также возражения относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного ( письменного) производства.
Поскольку соответствующие возражения от административного ответчика в суд не поступали, кроме того в материалах дела имеется заявление главы МО Калиновского сельсовета Александровского района Ситникова И.Д. рассмотрении дела в порядке упрощенного ( письменного производства), суд в соответствии с правилами ст.291 КАС РФ определил рассмотреть данное административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства.
Судом установлено, что прокуратурой района, по заданию прокуратуры края, проведена проверка исполнения на территории района законодательства о недрах.
В силу п. «в», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395- 1 «О недрах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления, прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в т.ч. на полномочия, перечисленные в ст. 5 Закона о недрах.
Отсутствие такого прямого указания в федеральном законе № 131-ФЗ не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в частности - в Законе о недрах.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных - федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий, осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Устава муниципального образования Калиновского сельсовета, администрация муниципального образования – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
В силу ст. 9 Устава, администрация муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края осуществляет муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Статьей 1.1 Закона № 2395-1 «О недрах» разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. (Определение Верховного суда РФ от 28 января 2020 г. N 309-ЭС19-25889).
В нарушении данной нормы закона администрацией муниципального образования Калиновского сельсовета правовые акты о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок не приняты, уполномоченный орган не определен.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
14.02.2020 прокурором района главе муниципального образования Калиновского сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона, с требование разработать административный регламент по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и определить уполномоченный орган по проведению таких проверок.
12.03.2020 в прокуратуру района из администрации муниципального образования Калиновского сельсовета поступил ответ о том, что специалисту 1 категории поручено разработать и утвердить порядок осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр, что свидетельствует о фактическом неисполнение требований прокурора по разработке и утверждению нормативного правового акта.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Административное исковое заявление прокурора Александровского района Ставропольского края обоснованно и соответствует требованиям Закона. Доказательств обратного, по делу не имеется и административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст.ст.ст.291-294 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.
Возражений по заявленным требованиям административным ответчиком не принесено.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм Закона, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, 291-294 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Обязать администрацию муниципального образования Калиновского сельсовета Александровского района Ставропольского края в течение в течение 10 дней с момента вступления решения суда по данному делу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Направить копии решения сторонам для сведения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке Ставропольский краевой суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения сторонами копии решения с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.
Судья Н.В. Неумывакина