ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-286/2021 от 21.01.2022 Харовского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-9/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2022г. г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Бараевой О.В.,

(г. Харовск Вологодской области, ул. Ленинградская, д.39),

при секретаре Окулинцеве А.В.,

с участием заместителя прокурора Харовского района Воробьева И.В.,

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика руководителя Администрации Харовского муниципального района ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Руководителю Администрации Харовского муниципального района ФИО3, председателю территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, члену участковой избирательной комиссии № 758 Харовского муниципального района ФИО5, Участковому уполномоченному МО МВД России «Харовский» ФИО6 о признании незаконным действий (бездействий) руководителя администрации Харовского муниципального района ФИО3, председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, члена участковой избирательной комиссии Харовского муниципального района № 758 ФИО5, действий (бездействий) участкового уполномоченного МО МВД России «Харовский» ФИО6, признания незаконным постановления руководителя администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г., признании незаконным ответа Территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района от 05 октября 2021г.,

у с т а н о в и л :

В Харовский районный суд с иском к Руководителю Администрации Харовского муниципального района ФИО3, председателю территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, члену участковой избирательной комиссии № 758 Харовского муниципального района ФИО5, Участковому уполномоченному МО МВД России «Харовский» ФИО6 о признании незаконным действий (бездействий) руководителя администрации Харовского муниципального района ФИО3, председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, члена участковой избирательной комиссии Харовского муниципального района № 758 ФИО5, действий (бездействий) участкового уполномоченного МО МВД России «Харовский» ФИО6, признания незаконным постановления руководителя администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г., признании незаконным ответа Территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района от 05 октября 2021г. обратилась ФИО1, мотивировав свои требования следующим.

11 сентября 2021г.,она, ФИО1, будучи зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в рамках своей предвыборной агитационной работы проводила расклейку своих информационно-агитационных плакатов в г.Харовске. Но как оказалось на территории г.Харовска не было оборудовано специальных мест для размещения агитационных материалов. О выявленных нарушениях об отсутствии специально оборудованных мест, а также с целью консультации по вопросу размещения агитационных материалов она, ФИО1, пыталась сообщить в территориальную избирательную комиссию Харовского муниципального района, неоднократно звонила 11 сентября 2021г., но никто не отвечал. Административным истцом, ФИО1, были обнаружены два небольших банера о выборах, расположенных по адресу: <...> <...>, - на которых она, ФИО1, и приклеила свои плакаты на клей ПВА, так как сочла их за специальные информационные места по выборам. Председатель территориальной избирательной комиссии Харовского района ФИО4 обратилась с жалобой в полицию о неправомерном размещении агитационного материала на выборном банере. В отношении ее, ФИО1, был составлен протокол, который рассматривался мировым судьей по делам Х, Х, вынесены два постановления о привлечении к административной ответственности ФИО1, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (по каждому постановлению). 11 сентября 2021г. она, ФИО1, подала заявление в полицию о том, что специальные оборудованные информационные места в г.Харовск отсутствуют. Участковым ФИО6 совместно с ней, ФИО1,была произведена проверка – выезд и осмотр мест по ее, ФИО1, заявлению оборудованных мест не обнаружено. Также совместно зафиксировано, что на 12 сентября 2021г. на здании МБУК «ГДК Мир» отсутствует информация о нахождении там избирательного участка.

После размещения, ею, ФИО1 двух плакатов на вышеуказанных банерах, ей, ФИО1 удалось связаться с председателем территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, которая в ходе телефонного разговора неоднократно ссылалась на возможность размещения агитационных материалов на зеленой доске объявлений возле здания МБУК «ГДК Мир», чем вводила ее, ФИО1, в заблуждение относительно размещения агитационных материалов вблизи избирательного участка, тем самым нарушила свои должностные полномочия. Директор МБУК «ГДК Мир», член участковой комиссии № 758 – ФИО5, увидев, что, она, ФИО1, разместила плакат на банере, не уведомила ее, ФИО1, о том, что в этом здании находится избирательный участок, и порекомендовала разместить плакат на зеленом стенде возле здания дома культуры «Мир», тем самым подтвердила отсутствие в здании «ГДК Мир» избирательного участка. Доска не соответствовала требованиям доступности, читаемости (перед ней были размещены две клумбы, слева прибита доска, справа располагалось крыльцо) и была в ненадлежащем виде для размещения на ней плаката (была вся в скрепках от степлера). Поэтому она, ФИО1, разместила плакат на специальном информационном банере, посчитав его специальным местом, который был расположен в доступном месте, на уровне глаз, небольшой по размеру.

Ссылаясь на нормы Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона № 20-ФЗ от 22 февраля 2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», считая, что действия (бездействия) руководителя Администрации Харовского муниципального района ФИО3 нарушили п.п.1,7 ст.54 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.9 ст.68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», тем самым нарушили избирательные права административного истца, ФИО1, как кандидата на размещение агитационных материалов и информирования населения, а также нарушили избирательные права граждан на получение информации о кандидатах в депутаты Государственной Думы, так как в г.Харовске не были оборудованы специальные места для размещения агитационных материалов в соответствии с Федеральными законами о выборах.

Места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Законодательного Собрания Вологодской области и дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения город Харовск Харовского муниципального района Вологодской области по пятимандатному округу № 2, - в постановлении руководителя администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г. указаны с нарушением п.7 ст.54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.9 ст.68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ, поскольку нельзя размещать все агитационные материалы о всех кандидатах и партийных объединениях прямо на стенах зданий.

Считает, что действия (бездействия) председателя территориальной - избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4 нарушили подпункты 1,6,10 статьи 30, п.2 ст.98 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ, которая ненадлежащим образом исполнила свои должностные полномочия, не осуществила контроль за соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, предоставила ей, ФИО1, неверную информацию о месте размещения агитационного материала, чем провоцировала ее, ФИО1, на нарушение при размещении агитационных материалов вблизи избирательной комиссии, а также не обеспечила размещение вывески избирательного участка на здании МБУК «ГДК Мир», не проконтролировала наличие специально отведенных мест для размещения агитационных материалов, не осуществила контроль за соблюдением на соответствующей территории порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации. Также председатель территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4 не отреагировала на поданное ею, ФИО1, заявление в полицию от 11 сентября 2021г., переданное ей по подведомственности участковым уполномоченным ФИО6, не приняла соответствующие меры по устранению нарушения в установленные сроки. Ответ, она, ФИО1 получила лишь 5 октября 2021г. в зале суда. Материалы дела по проверке УУП ФИО6 все это время находились в Территориальной комиссии Харовского муниципального района, но так и не были предоставлены мировому судье по запросу.

В ответе от 05 октября 2021г. № 125 ФИО4 указывает на соответствие отведенных мест, определенных постановлением администрации Харовского муниципального района от 30 июня 2021г. № 716 – требованиям части 7 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что не соответствует действительности, не подтверждается фотоматериалами, опровергается результатами проверки прокуратуры Харовского района, которые отражены в ответе от 14 октября 2021г. Х, показаниями свидетеля ФИО7, допрошенной в судебном заседании при рассмотрении дел Х, Х от 05 октября 2021г. мировым судьей по судебному участку Х.

Член участковой избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО5 не надлежащим образом исполнила свои должностные полномочия, не должным образом осуществила контроль за соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, предоставила ей, ФИО1, неверную информацию о месте размещения агитационного материала, чем провоцировала ее, ФИО1, при размещении агитационных материалов вблизи избирательной комиссии, а также не обеспечила размещение вывески избирательного участка на здании МБУК «ГДК Мир», не проконтролировала наличие специально отведенных мест для размещения агитационных материалов, чем нарушила подпункты 1,5,10 ст.31 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ.

Участковый уполномоченный МО МВД России «Харовский» ФИО6 нарушил порядок рассмотрения заявления, так как не направил своевременно в ее, ФИО1, адрес уведомление о направлении материала проверки в ТИК Харовского муниципального района. Она, ФИО1, неоднократно звонила в дежурную часть МО МВД России «Харовский», старшему участковому по поводу ответа на ее заявление, также не оформил надлежащим образом фотоматериалы по осмотру мест для размещения предвыборных печатных агитационных материалов, произведенного совместно с ФИО1 12 сентября 2021г.

Административный истец ФИО1 просила признать незаконным :

действия (бездействия) руководителя администрации Харовского муниципального района ФИО3;

действия (бездействия) председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4;

действия (бездействия) члена участковой избирательной комиссии Харовского муниципального района № 758 ФИО5;

действия (бездействия) участкового уполномоченного МО МВД России «Харовский» ФИО6;

постановление руководителя администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г.;

ответ Территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района от 05 октября 2021г.

В судебное заседание административные ответчики руководитель администрации Харовского муниципального района ФИО3, председатель территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, член участковой избирательной комиссии Харовского муниципального района № 758 ФИО5 не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования к административным ответчикам ФИО3, ФИО4, ФИО5 поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить по основаниям, указанным в иске. От требований к административному ответчику участковому уполномоченному МО МВД России «Харовский» ФИО6 отказалась. Определением суда производство по административному иску в этой части было прекращено.

В предыдущих судебных заседаниях административный ответчик ФИО5 требования не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать, административные ответчики ФИО3, ФИО4 требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям указанным в отзывах.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 ФИО2 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, свидетелей, заключение заместителя прокурора Харовского района Воробьева И.В., полагавшего административный иск удовлетворить частично по следующим основаниям.

Относительно требования административного истца о признании незаконным постановления руководителя администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г. суд приходит к следующему.

Как следует из положений статьи 44 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Как следует из материалов дела постановлением Администрации Харовского муниципального района от 20 июня 2021г. № 716 «О специальных местах для размещения печатных агитационных материалов на территории Харовского муниципального района при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области и дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения город Харовск Харовского муниципального района Вологодской области по пятимандатному избирательному округу № 2» на территории Харовского муниципального района были определены места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области и дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения город Харовск, Харовского муниципального района, Вологодской области по пятимандатному избирательному округу № 2, было указано место нахождения каждого избирательного участка на территории района, а также места для размещения предвыборных агитационных материалов:

по избирательному участку № 758 (ГДК «Мир», <...>) – здание магазина «Орбита», <...> д.4;

по избирательному участку № 759 (Харовская СОШ им.В.Прокатова,<...>) – Информационный стенд на центральной площади <...>;

по избирательному участку № 760 (МБОУ ДО «Харовский центр дополнительного образования», <...>) – здание магазина «Восточный» ООО «Лидер» <...> д.21б;

по избирательному участку № 761 (Харовская СОШ им.В.Прокатова, <...>) – здание магазина «Союз» <...> д.13;

по избирательному участку № 762 (Харовская средняя школа № 2, <...>) – здание заводоуправления ООО «Харовсклеспром» <...> д.23;

по избирательному участку № 763 (ЦТНК, <...>) - здание городского филиала № 2 МБУК «Харовская ЦБС имени В.И.Белова» <...> д.52;

по избирательному участку № 764 (здание Администрации сельского поселения Ильинское, <...>) – здание магазина ИП ФИО8 д.Арзубиха, д.98;

по избирательному участку № 765 (Дом культуры, <...>) – здание магазина ИП ФИО8 д.Золотава, д.23;

по избирательному участку № 767 (Дом культуры, <...>) – здание магазина ООО «Лидер» <...> д.4;

по избирательному участку № 768 (Сорожинская ООШ им.И.Налетова, <...>)- здание Дома культуры д.Сорожин, д.16;

по избирательному участку № 769 (Кубенский КДЦ, <...>) – здание магазина ООО «Лидер» <...>;здание магазина ПК «Харовский» п. Пундуга-2, д.24, здание СПК «Приозерье», с.Никулинское, д.4;

по избирательному участку № 771 (МБУ «Семигородский КДЦ» п.Семигородняя, ул.Комсомольская, д.4) – здание Семигородского детского сада, <...> д.1;

по избирательному участку № 772 (Семигородская ООШ, <...> дд.25)– здание магазина ООО «Лидер», <...> д.22;

по избирательному участку № 773 (Дом культуры, <...>)–здание администрации сельского поселения Харовское, с.Михайловское, ул,Советская, д.5;

по избирательному участку № 774 (Дом культуры, <...>) – здание магазина ИП ФИО9 <...> д.1;

по избирательному участку № 775 (Дом культуры, <...>) – здание магазина ООО «Лидер» <...> д.2;

по избирательному участку № 776 (Здание МБУ «Шапшинский СДК», <...>) – здание администрации сельского поселения Шапшинское, д.Поповка, д.70;

по избирательному участку № 777 (Здание администрации сельского поселения Шапшинское, <...>) - здание магазина ООО «Лидер» ПК с.Кумзеро, д.4;

по избирательному участку № 778 (МБОУ Шапшинская ООШ, <...>) – здание администрации сельского поселения Шапшинское, <...>.

Постановление вступило в силу 30 июня 2021г., с момента его официального опубликования в «Официальном вестнике» - приложении к районной газете «Призыв» 30 июня 2021г. № 83 (1215).

На официальном сайте администрации Харовского муниципального района в разделе «Территориальная избирательная комиссия Харовского муниципального района» в разделе «Новости» 06 августа 2021г. была размещена информация о местах на территории Харовского муниципального района для размещения предвыборных печатных агитационных материалов с указанием мест нахождения каждого избирательного участка на территории Харовского муниципального района.

Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 30 июля 2021г. № 199/912 ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Вологодская область–Череповецкий одномандатный избирательный округ № 86» от 30 июля 2021г.

Как следует из пояснений административного истца ФИО1 незаконность оспариваемого Постановления Администрации Харовского муниципального района от 20 июня 2021г. № 716, заключалась в том, что в данном постановлении не было указано на конкретное оборудованное место в здании для размещения агитационных материалов. Вышеуказанные обстоятельства нарушили ее права, как кандидата в депутаты на размещение предвыборных агитационных материалов.

Кроме того, оспаривая в целом законность постановления Администрации Харовского муниципального района от 20 июня 2021г. № 716, административный истец ФИО1 обращала внимание суда на то, она 11 сентября 2021г. не могла разместить свои агитационные материалы только по избирательному участку № 758, так как посчитала, что не имеет права размещать агитационные материалы непосредственно на здании магазина «Орбита», расположенного по адресу: <...>, полагая, что данное здание должно быть оборудовано специальными стендами или иными приспособлениями для размещения на нем печатных агитационных материалов, а также на информационном стенде на центральной площади <...> (избирательный участок № 759) в виду отсутствия информационного стенда.

При этом каких-либо попыток разместить свои агитационные материалы в определенном, оспариваемом Постановлении месте (за исключением информационного стенда на центральной площади <...> (избирательный участок № 759) административный истец фактически не предпринимала, по всем объектам, указанным в постановлении, отказов в размещении агитационных материалов, а также замечаний от кого-либо в размещении агитационных материалов, ФИО1 не получала.

Как пояснили в предыдущем судебном заседании административные ответчики ФИО3, ФИО4 размещать агитационные материалы можно было непосредственно на стенах указанных в постановлении зданий, каких-либо конструкций для размещения агитационных материалов на зданиях, в том числе информационных стендов, сооружать не планировалось.

Как следует из фотоматериалов, печатные агитационные материалы по кандидату в депутаты ФИО1 были размещены в здании магазина «Орбита», в здании магазина «Восточный», в здании магазина «Союз».

Согласно п.п. 7, 8 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума (7). Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Согласно ч.ч. 9,10 ст.68 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов. Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть содержащуюся в агитационных материалах информацию. Уполномоченные представители политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидаты вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов (ч.9).

В случаях, не предусмотренных частью 9 настоящей статьи, печатные предвыборные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев (договора с собственниками, владельцами) указанных объектов и на их условиях. Размещение указанных агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, всех зарегистрированных кандидатов без взимания платы (ч.10).

Анализ содержания оспариваемого административным истцом постановления в контексте вышеприведенных норм законов позволяет суду сделать вывод о том, что постановление Администрации Харовского муниципального района от 20 июня 2021г. № 716 «О специальных местах для размещения печатных агитационных материалов на территории Харовского муниципального района при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области и дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения город Харовск Харовского муниципального района Вологодской области по пятимандатному избирательному округу № 2» соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Ссылка ФИО1, в обоснование заявленных доводов о признании незаконным постановления, на ответ прокурора Харовского района Вологодской области от 14 октября 2021г. № 544ж-2021, из которого следует, что прокуратурой района была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет своевременного выделения специальных мест для размещения печатных агитационных материалов на территории избирательных участков, в ходе которой установлено, что на избирательных участках № 762 и №763 в г.Харовске не выделены и не оборудованы специальные места для размещения предвыборных агитационных материалов, что свидетельствует о нарушении ч.7 ст.54 Федерального Закона № 67-ФЗ, не является основанием для признания оспариваемого постановления не законным, поскольку, судом в ходе судебного разбирательства было установлено, что согласно нормам действующего законодательства печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах, ссылки на то, что данные здания должны быть оборудованы какими-либо дополнительными конструкциями, в законе отсутствуют.

Суд при рассмотрении дела не связан ранее высказанной позицией каких-либо государственных органов, в том числе и прокуратуры. Также по результатам рассмотрения данного административного иска, заместителем прокурора в данной части исковых требований было даано заключение, из которого следовало, что оборудовать дополнительно здания и сооружения для размещения печатных агитационных материалов не требуется, постановление Администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г. необходимо признать законным. Кроме того в ходе судебного разбирательства было установлено, что административный истец ФИО1 на данные объекты (избирательные участки № 762 и №763) для размещения своих печатных агитационных материалов не выезжала, каких-либо попыток разместить данные материалы по данным избирательным участкам не предпринимала.

Таким образом, суд в данной части признает исковые требования административного истца не правомерными и не подлежащими удовлетворению.

Относительно требований о признании незаконными действия (бездействия) руководителя администрации Харовского муниципального района ФИО3, председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4 в части того, что со стороны органов местного самоуправления не были оборудованы места для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов, а со стороны председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4 не был осуществлен контроль, суд приходит к следующему.

Согласно Постановлению Администрации Харовского муниципального района от 20 июня 2021г. № 716 «О специальных местах для размещения печатных агитационных материалов на территории Харовского муниципального района при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области и дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения город Харовск Харовского муниципального района Вологодской области по пятимандатному избирательному округу № 2» на территории Харовского муниципального района были определены места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборов депутатов Законодательного Собрания Вологодской области и дополнительных выборов депутатов Совета городского поселения город Харовск, Харовского муниципального района, Вологодской области по пятимандатному избирательному округу № 2. По избирательному участку № 759 (Харовская СОШ им.В.Прокатова,<...>) местом размещения предвыборных печатных агитационных материалов был определен Информационный стенд на центральной площади <...>.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что по состоянию на 11 сентября 2021г. информационный стенд на центральной площади г.Харовска отсутствовал, был демонтирован 09 сентября 2021г. в связи с его ветхостью и установлен лишь 13 сентября 2021г.

Как следует из Договора содержания объектов внешнего благоустройства от 01 июля 2021г., заключенного между МКУ «Горстройзаказчик» в лице директора ФИО10(Заказчика) и ИП ФИО11 (Исполнителя), исполнитель ИП ФИО11 обязался выполнить работы по содержанию объектов внешнего благоустройства согласно приложению № 1 к настоящему договору со сроком выполнению по 12 октября 2021г. включительно. Как следует из Приложения № 1 к договору в перечень работ по содержанию объектов внешнего благоустройства под № 4 было включено установка информационного щита на ул.Октябрьской, г.Харовска.

Как следует из показаний свидетелей ФИО11 и ФИО10 09 сентября 2021г. стенд на центральной площади г.Харовска был демонтирован в виду его ветхости, каких – либо материалов на нем размещено не было. Был изготовлен новый стенд, который был установлен на центральной площади г.Харовска 13 сентября 2021г. Как следует из пояснений административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО6 по состоянию на 11 сентября стенд на центральной площади г.Харовска отсутствовал. Данные обстоятельства не оспаривали и административные ответчики ФИО3, ФИО4.

Согласно ч.9 ст.68 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов. Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть содержащуюся в агитационных материалах информацию.

Согласно п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы: осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов, соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, информирует избирателей о месте нахождения и номерах телефонов территориальной и участковых избирательных комиссий (п.1); заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов (п.5); распределяет средства, выделенные ей на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, в том числе между участковыми избирательными комиссиями, осуществляет контроль за целевым использованием этих средств (6); осуществляет контроль за соблюдением на соответствующей территории порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации (п.10).

Таким образом, в ходе судебного следствия был установлен факт нарушения административными ответчиками:

- руководителем администрации Харовского муниципального района ФИО3 ч.9 ст.68 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", выразившийся в бездействии, связанном с несвоевременным оборудованием на центральной площади ул.Октябрьская, г.Харовск, на территории избирательного участка № 759 специального места в виде информационного стенда для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов;

-председателем территориальной избирательной комиссии ФИО4 п.1, п.10 ч.1 ст.30 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», выразившееся в бездействии Территориальной избирательной комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы при осуществлении контроля за подготовкой и проведением выборов, соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, осуществления контроля за соблюдением на соответствующей территории порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации на территории избирательного участка № 759 в виде контроля за наличием на центральной площади ул.Октябрьская, г.Харовск специального оборудованного места, а именно, информационного стенда для размещения печатных предвыборных агитационных материалов политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов.

Данное бездействие нарушило права и законные интересы административного истца ФИО1, которая, в силу данных обстоятельств, не смогла заблаговременно до начала проведения выборов разместить свои печатные предвыборные агитационные материалы по избирательному участку № 759.

Таким образом, суд в данной части признает исковые требования административного истца правомерными и подлежащими удовлетворению частично.

Относительно требований о признании незаконными действий (бездействий):

председателя территориальной - избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4, которая, по мнению административного истца, ненадлежащим образом исполнила свои должностные полномочия, предоставив ФИО1 неверную информацию о месте размещения агитационного материала на стенде возле ГДК «Мир», чем провоцировала ФИО1 на нарушения при размещении агитационных материалов вблизи избирательной комиссии, а также не обеспечила размещение вывески избирательного участка на здании МБУК «ГДК Мир», чем нарушила подпункты 1,6,10 статьи 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ;

члена участковой избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО5, которая, по мнению административного истца, ненадлежащим образом исполнила свои должностные полномочия, в части осуществления контроля за соблюдением избирательных прав граждан на соответствующей территории, выразившееся в предоставлении ФИО1 неверной информации о месте размещения агитационного материала по избирательному участку № 758, чем провоцировала ФИО1 на размещение агитационных материалов вблизи избирательной комиссии, а также не обеспечила размещение вывески избирательного участка на здании МБУК «ГДК Мир», не проконтролировала наличие специально отведенных мест для размещения агитационных материалов, чем нарушила подпункты 1,5,10 ст.31 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ,

суд приходит к следующему.

Как следует из пояснений административного истца, ФИО1, будучи зарегистрированной в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, она не знала о том, что в ГДК «Мир» (<...>) располагается территориальная избирательная комиссия по избирательному участку № 758, так как вывеска на ГДК «Мир» отсутствовала. 11 сентября 2021г. она пыталась по избирательному участку № 758 разместить агитационные материалы, при этом у нее состоялся разговор с членом участковой избирательной комиссии ФИО5 и разговор по телефону с председателем территориальной избирательной комиссии ФИО4, которые незаконно рекомендовали ей разместить агитационные материалы на стенде, расположенном возле ГДК «Мир». ФИО1 данным советом не воспользовалась, поскольку стенд был ненадлежащего качества, разместив агитационные материалы на предвыборном банере на здании ГДК «Мир», за что в дальнейшем была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.5.12. КоАП РФ.

Как следует из пояснений административных ответчиков ФИО4 и ФИО5, данные ими в ходе предыдущих судебных заседаний, 11 сентября 2021г. проводилось оформление избирательного участка, вывеска с номером избирательного участка была размещена позже, ко дню приемки избирательных участков, которая проводилась совместно с руководителем Администрации Харовского муниципального района.

Как следует из фотоматериалов на дверях ГДК «Мир» находилась информация о размещении там избирательного участка № 758.

В ходе судебного следствия административным истцом ФИО1 был представлен суду материал, которым она пользовалась при определении возможных мест по размещению предвыборных агитационных материалов. В данном материале содержится информация с официального сайта Харовского муниципального района о местах на территории Харовского муниципального района для размещения предвыборных агитационных материалов по выборам депутатов, в том числе указано местоположение избирательного участка № 758 ГДК «Мир», <...>.

Вышеизложенные доказательства опровергают доводы административного истца, о том, что ей не было известно о местоположении в здании ГДК «Мир» избирательного участка № 758, что административные ответчики ФИО4 и ФИО5 ввели ее в заблуждение, чем нарушили нормы Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ.

Из аудиозаписи телефонного разговора между ФИО1 и ФИО4, приобщенной к материалам дела об административном правонарушении по делу № 5-1507/2021, заслушанной в судебном заседании, напрямую не следует, что председатель ТИК ФИО4 ввела в заблуждение ФИО1, используя при этом должностное положение председателя Территориальной избирательной комиссии.

Доводы административного истца ФИО1 о том, что устными рекомендациями председателя Территориальной избирательной комиссии ФИО4 и члена участковой избирательной комиссии ФИО5 о размещении на стенде возле здания ГДК «Мир», чем были нарушены права и законные интересы ФИО1, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку ФИО1 было известно о местоположении избирательного участка № 758, фактически данными рекомендациями ФИО1 не воспользовалась, размещать на стенде возле ГДК «Мир» свои материалы не стала, следовательно ее права и законные интересы в данном случае нарушены не были.

Таким образом, судом не было установлено, что права и законные интересы административного ответчика каким – либо действием (бездействием) административных ответчиков ФИО4, ФИО5 были нарушены, следовательно, в данной части суд признает исковые требования административного истца не правомерными и не подлежащими удовлетворению.

Относительно исковых требований по признанию незаконным действия (бездействия) председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4 в части ненадлежащего исполнения ФИО4 должностных полномочий, выразившееся в несвоевременном предоставлении ответа по обращению ФИО1, переданное административному ответчику ФИО4 по подведомственности участковым уполномоченным ФИО6, в связи с чем, был нарушен п.2 ст.98 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ и право административного истца ФИО1 на размещение агитационных материалов, суд приходит к следующему.

Согласно ст.98 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ч.1). Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок (ч.2).

Как следует из материалов дела КУСП ХХг. в МО МВД России «Харовский» по телефону поступило сообщение ФИО1 о том, что в г.Харовск отсутствуют места для размещения предвыборной агитации.

Постановлением от 12 сентября 2021г. ст.УУП МО МВД России «Харовский» ФИО6 материалы проверки КУСП Х от Хг было решено направить по подведомственности в ТИК Харовского муниципального района. Как следует из сопроводительного письма от 13 сентября 2021г. Х материалы проверки КУСП Х от Хг. по сообщению ФИО1 были направлены председателю ТИК Харовского муниципального района ФИО4 Согласно штампу материалы зарегистрированы за Х 16 сентября 2021г.

Как следует из материалов КУСП ответ председателем ТИК Харовского муниципального района ФИО4 был дан на имя начальника МО МВД России «Харовский» ФИО12 18 сентября 2021г. (№ 117 от 18 сентября 2021г.), ответ ФИО1 был выдан председателем ТИК Харовского муниципального района ФИО4 05 октября 2021г., то есть с нарушением срока, установленного ст.98 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Указом Президента РФ от 17.06.2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва назначены на 19 сентября 2021 г.

Согласно постановлению ЦИК России от 18 июня 2021 г. № 11/87-8 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, назначенных на 19 сентября 2021 г., постановлено провести в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 г.

Таким образом, агитационный период, предшествующий выборам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, назначенным в период с 17 по 19 сентября 2021 г., был окончен в 00 часов 17 сентября 2021 года.

В случае надлежащего исполнения норм ст.98 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" со стороны председателя ТИК ФИО4, своевременного направления ответа на обращение ФИО1, кандидат в депутаты ФИО1 имела возможность реализовать свои права кандидата на размещение предвыборных агитационных материалов в установленный законом срок.

Таким образом, не своевременное предоставление ответа председателем ТИК ФИО4 нарушило права и законные интересы административного истца ФИО1 как кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу «Вологодская область-Череповецкий одномандатный избирательный округ № 86», в связи с чем суд признает исковые требования ФИО1 в этой части правомерными и подлежащими удовлетворению.

Относительно требований о признании незаконным ответа Территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района от 05 октября 2021г., адресованного ФИО1 суд приходит к следующему.

Как следует из вышеуказанного ответа ТИК по состоянию на 05 октября 2021г. ФИО1 сообщалось о том, что Постановлением Администрации Харовского муниципального района № 716 от 30 июня 2021г. были определены на территории Харовского муниципального района места для размещения предвыборных печатных агитационных материалов на каждом избирательном участке, места определенные данным постановлением отвечают требованиям федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Содержание ответа на обращение ФИО1 по состоянию на 05 октября 2021г. было дано в рамках компетенции ТИК, соответствовало действительности и отвечало требованиям, норм предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Следовательно, суд не усматривает нарушений законных прав и интересов административного истца ФИО1, отказывая в этой части в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия руководителя Администрации Харовского муниципального района ФИО3 в части не оборудования в установленный действующим законодательством о выборах срок специального места (информационного стенда) для размещения агитационных материалов по адресу: <...> центральная площадь, по избирательному участку № 759 (Харовская СОШ им. В.Прокатова, <...>).

Признать незаконными бездействие председателя территориальной избирательной комиссии Харовского муниципального района ФИО4 в части:

отсутствия контроля в установленный действующим законодательством о выборах срок за оборудованием специального места (информационного стенда) для размещения агитационных материалов по адресу: <...> центральная площадь, по избирательному участку № 759 (Харовская СОШ им. В.Прокатова, <...>);

несвоевременного направления ответа ФИО1 на ее, ФИО1, обращение, переданное по подведомственности в Территориальную избирательную комиссию из МО МВД России «Харовский».

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Харовского районного суда О.В. Бараева