ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2870/2022 от 17.06.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-2870/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июня 2022 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,

при секретаре Кундель М.И.,

с участием административного истца Мотайло Юлии Александровны,

с участием представителя административного ответчика Управления по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска Даниленко Екатерины Сергеевны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мотайло Юлии Александровны к Управлению по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска об обязании восстановить семью в составе участников подпрограммы «жилье для молодых семей» с целью получения дополнительной социальной выплаты на ребенка,

установил:

Мотайло Ю.А. обратилась в суд к Комитету по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска с иском об обязании восстановить семью в составе участников подпрограммы «жилье для молодых семей» с целью получения дополнительной социальной выплаты на ребенка. В обосновании исковых требований указала, что семья в составе двух человек Мотайло Ю.А. и ФИО6 являлись участниками основного мероприятия «Обеспечения жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ. Жилье для молодых семей» с 2012 года. ДД.ММ.ГГГГ посредством смс-сообщения Мотайло Ю.А. была уведомлена о необходимости подтверждения участия в программе для включения в список на получение свидетельства на приобретения жилья или погашения ипотеки в 2020 году. В связи с рождением в семье ребенка в период с 2012 г. по 2020 г. Мотайло Ю.А. обратилась к ответчику с вопросом о включении в состав участников ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, на что получили отказ, который был аргументирован тем, что документы на включение ребенка в состав участников должны были быть поданы до ДД.ММ.ГГГГ, при этом уточнив, что документы на ребенка нужно подать в следующем году (2021 г.) для получения дополнительной социальной выплаты на ребенка в 2021 г. Документы в составе двух человек поданы ДД.ММ.ГГГГ.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, введением ограничительных мер Указом президента РФ от 11.05.2020 г. об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения были пересмотрены и увеличены сроки оказания государственных и муниципальных услуг. Меры государственной поддержки были направлены на нераспространение новой короновирусной инфекции, документы, срок действия которых истек в период пандемии были признаны действующими, введен беззаявительный характер на социальные пособия и др., Мотайло Ю.А. был собран пакет документов на ребёнка и подан в Комитет по делам молодежи и социальным вопросам Администрации города Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ Официальный ответ на обращение истца не поступил.

ДД.ММ.ГГГГ Мотайло Ю.А. было выдано свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретения жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №ХК 107/20ф в составе двух человек, с пояснением, что при условии подачи документов на ребенка в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет предоставлена дополнительная социальная выплата в 2021 году. Свидетельство реализовано на погашение имеющейся ипотеки.

ДД.ММ.ГГГГ Мотайло Ю.А. был собран пакет документов и подан в Комитет по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска. Официальный ответ на обращение получен не был. После неоднократных звонков сообщено, что семья Мотайло не является участником программы, программа окончена, оснований для включения в иную программу нет.

Считает, что Управлением по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска нарушены конституционные права, просит обязать Комитет по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска восстановить семью в состав участников аналогичной программы, действующей в настоящее время с целью получения дополнительной социальной выплаты на ребенка в текущем году.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцом заявлены требования о восстановлении нарушенного органом местного самоуправления права, которые являются производными от требований о признании незаконным решения органа местного самоуправления, данные требования рассматриваются в порядке административного судопроизводства.

Согласно ч.3 ст. 33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Суд, с учетом мнения сторон, которые не возражали против рассмотрения в порядке административного судопроизводства, перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства, о чем в протокольной форме ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ответчик по делу Комитет по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска заменен на Управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска.

В судебном заседании административный истец Мотайло Ю.А. требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Даниленко Е.С. требования не признала, указала, что истец после рождения ребенка в декабре 2018 года как участник мероприятия по обеспечению жильем молодых семей могла подать документы для внесения изменений в состав ее семьи в 2019,2020 г. до 15 мая, заявление об изменении состава семьи подано ДД.ММ.ГГГГ Семья Мотайло уже реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, что в соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством является основанием для отказа во включении в состав участников подпрограммы. Кроме того, истцом пропущен предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок обращения в суд для разрешения заявленных требований, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Суд, выслушав пояснения административного истца Мотайло Ю.А., представителя административного ответчика Управления по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска Даниленко Е.С., изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила предоставления).

В соответствии с п.24 Правил предоставления, орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.27 Правил предоставления, орган исполнительной власти субъекта РФ после доведения до него сведений о размере субсидии из федерального бюджета, с учетом объема указанных субсидий, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъектов РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней со дня утверждения указанного списка претендентов, а также со дня получения уведомления о лимитах субсидий из федерального бюджета, направляет указанную информацию в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, в течение 5 рабочих дней оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты (пункты 28, 28(1),29 Правил предоставления).

Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент формирования списка участников подпрограммы, изъявивших желание получить свидетельство о праве на получение социальной выплаты в 2020 году) семья Мотайло являлась участником подпрограммы «Жилье для молодых семей до 2020 года», утвержденной постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ составом 2 человека (Мотайло Ю.А., супруг ФИО6).

На 2020 г. семья Мотайло была включена Министерством строительства Хабаровского края в утверждённый список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году. Денежные средства в виде субсидий из федерального бюджета, бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Хабаровского края, а также бюджете городского округа «Город Хабаровск» были предусмотрены на состав семьи Мотайло 2 человека.

ДД.ММ.ГГГГ семья Мотайло была уведомлена о необходимости предоставления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2020 году.

ДД.ММ.ГГГГ Мотайло Ю.А., ФИО6 было подано заявление в городскую комиссию по вопросам реализации подпрограммы «жилье для молодых семей до 2020 года» на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты на состав семьи 2 человека. Соответствующее свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС № на сумму 745 261 руб. выдано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ года Мотайло Ю.А. было подано заявление о продлении срока для включения ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в состав участников программы, включении ребенка в состав участников и рассмотрении документов в составе трех человек.

Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшим на дату предоставления административным истцом документов в 2019-2020 г.г.) утвержден Порядок предоставления молодым семьям дополнительной выплаты за счет средств городского бюджета при рождении (усыновлении) одного ребенка в рамках подпрограммы «Жилье для молодых семей до 2020 года».

Согласно п.2.1 данного Порядка для получения дополнительной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка, участники подпрограммы ежегодно до 1 октября подают заявление о предоставлении социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка, а также иные документы, установленные названным пунктом Порядка.

Заявление о предоставлении дополнительной социальной в связи с рождением ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на погашение части ипотечного жилищного кредита в рамках подпрограммы «Жилье для молодых семей подано Мотайло Ю.А., ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, тогда как, согласно вышеуказанного Порядка, документы должны были быть поданы до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, семья Мотайло являлась участником подпрограммы «Жилье для молодых семей до 2020 года», срок реализации которой закончился в 2020 г. В рамках данной программы административный истец реализовал свое право, получив соответствующее свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта ИЖС № на сумму 745 261 руб.

Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена подпрограмма «Жилье для молодых семей на 2021-2025 годы», участникам которой также предусмотрена дополнительная социальная выплата при рождении (усыновлении) одного ребенка.

Однако, семья Мотайло на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка, в связи с реализацией права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, не являлась участником как подпрограммы «Жилье для молодых семей до 2020 года», так и подпрограммы «Жилье для молодых семей на 2021-2025 годы».

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Мотайло Ю.А. стало известно о невозможности получения дополнительной социальной выплаты из ответа администрации г. Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ, настоящее исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Мотайло Ю.А. пропущен трехмесячный срок, установленный ст.219 КАС РФ для обращения в суд с настоящим заявлением.

Таким образом, суд, исходя из вышеуказанных норм, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

В удовлетворении административного иска Мотайло Юлии Александровны к Управлению по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска об обязании восстановить семью в составе участников подпрограммы «жилье для молодых семей» с целью получения дополнительной социальной выплаты на ребенка отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Хабаровска.

Судья И.В. Пляцок

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года