Дело № 2а-2878/2023
УИД: 23RS0024-01-2023-003691-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «22» ноября 2023 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ляха Д.Г.,
при секретаре Малиеве Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации, ИНН <***>, ОГРН <***> (Банк России), в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России), к кредитному потребительскому кооперативу «ФОРВАРД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ФОРВАРД» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «ФОРВАРД» на его учредителей (участников),
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (далее – Банк России), в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Южное ГУ Банка России), обратился в Крымский районный суд с административным исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу «ФОРВАРД» (далее – КПК «ФОРВАРД», Кооператив), ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о ликвидации КПК «ФОРВАРД» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации КПК «ФОРВАРД» на его учредителей (участников).
Свои требования мотивирует тем, что Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры. На основании пункта 12 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями, в связи с чем, КПК «ФОРВАРД» является организацией, поднадзорной Банку России. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «ФОРВАРД» является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Учредителями (участниками) Кооператива являются: 1. ФИО1 (председатель правления); 2. ФИО2; 3. ФИО3; 4. ФИО4; 5. ФИО5. Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Федерального закона № 190-ФЗ. Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансовых рынков, объединяющую кредитные кооперативы (далее – СРО) в течение девяноста дней, следующих за прекращением своего членства в СРО. Согласно сведениям ЕГРЮЛ размещённым на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «ФОРВАРД» создан 13.01.2015. В ходе анализа сведений Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов и реестров членов СРО, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рубрике «Реестры» подраздела «Микрофинансирование» раздела «Финансовые рынки», КПК «ФОРВАРД» 25.04.2023 исключен из членов Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы». В соответствии с письмами СРО, представленными в ответ на запрос Южного ГУ Банка России от 02.08.2023 № T3-2-3/56769, КПК «ФОРВАРД» не является членом ни одной СРО. На дату направления настоящего заявления информация о вступлении КПК «ФОРВАРД» в СРО отсутствует. Таким образом, в нарушении части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ по состоянию на дату подготовки настоящего заявления, КПК «ФОРВАРД» не вступил в СРО. Кроме того, Южным ГУ Банка России в деятельности КПК «ФОРВАРД» установлены нарушения законодательства Российской Федерации: Указания Банка России № 5722-У в части нарушения пункта 1 порядка и сроков составления и представления отчета по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» (далее – Отчет) за полугодие 2023 года, при этом за данное нарушение КПК «ФОРВАРД» выдано предписание Банка России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 02.08.2023 № Т128-99-2/15691 (уведомление о неисполнении от 21.08.2023 № Т128-99-2/17573); части 4 статьи 12 Федерального закона № 190-ФЗ и Указания Банка России № 5905-У4 в части непредставления сведений, содержащиеся в реестре членов КПК (пайщиков) в Банк России в порядке, форме и сроки, установленные Указанием Банка России № 5905-У, при этом за данное нарушение КПК «ФОРВАРД» выдано предписание Банка России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 05.05.2023 №ТЗ-2-3/35913 (уведомление об исполнении предписания от 17.05.2023 № T3-2-3/38762). В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях: а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной Федеральным законом № 190-ФЗ; в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ. других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России; г) нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Учитывая вышеизложенное, в целях реализации полномочий Банка России предусмотренных пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ, ввиду нарушения КПК «ФОРВАРД» части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, пункта 1 Указания Банка России № 5722-У, части 4 статьи 12 Федерального закона № 190-ФЗ и Указания Банка России № 5905-У, Южное ГУ Банка России обращается в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Кооператива.
На основании изложенного, просит суд:
1. ликвидировать КПК «ФОРВАРД» (ИНН <***>, ОГРН <***>);
2. возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «ФОРВАРД» на его учредителей (участников), которыми по состоянию на 23.09.2023 являются следующие лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5;
3. установить срок для осуществления связанных с ликвидацией действий – 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Представитель административного истца – Банка России, в лице Южного ГУ Банка России в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания своевременно надлежащим образом уведомлен. 16.11.2023 в суд от первого заместителя начальника Южного ГУ Банка России ФИО6, действующего по доверенности № ДВР21-Т3/17157 (в порядке передоверия) от 13.07.2021, сроком по 28.06.2026, поступило письменное ходатайство, в котором он просит суд рассмотреть исковое заявление о ликвидации КПК «ФОРВАРД», назначенное к рассмотрению в судебном заседании на 22.11.2023, без участия представителя Южного ГУ Банка России, при этом на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца Банка России, в лице Южного ГУ Банка России.
Представитель административного ответчика – КПК «ФОРВАРД» в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки не сообщил, доказательств уважительности данных причин суду не представил, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика КПК «ФОРВАРД».
Административные ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились. О времени, дате и месте проведения судебного заседания своевременно надлежащим образом уведомлены. Сведений о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности данных причин суду не представили, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие не ходатайствовали. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административных ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания своевременно надлежащим образом уведомлен. 30.10.2023 в суд от заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю ФИО7, действующей по доверенности № 05-17/07240 от 31.03.2022, сроком на три года, поступили письменные пояснения, в котором она просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя Инспекции, при этом Инспекция рассмотрение указанного административного искового заявления оставляет на усмотрение суда. Доводы пояснений мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ), Инспекция является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лип (далее – ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация КПК «ФОРВАРД» в качестве юридического лица осуществлена ИФНС по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода 13.01.2015, на основании представленных документов. Основным видом деятельности КПК «ФОРВАРД» является деятельность по финансовой взаимопомощи. Единственным физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является председатель ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>). Порядок реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). На основании ст. 63 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свое существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. В силу ст. 19 Федерального закона № 7-ФЗ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этою учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации. Согласно нормам Федерального закона № 129-ФЗ, обязанность по ликвидации юридического лица возложена на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора). Дополнительно сообщено, что согласно ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, государственные реестры содержат в себе сведения об учредителях или участниках юридического лица, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества – сведения о том. что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества. Вышеуказанный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. При этом исходя из положений ст. 1 п. 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков). Исходя из вышесказанного, ЕГРЮЛ не содержит сведения об учредителях кредитного потребительского кооператива, так как участие в данном юридическом лице в первую очередь основано на членстве. Статья 4 Федерального закона № 129-ФЗ устанавливает, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю.
Исследовав письменные материалы дела, всестороннее оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Банка России, в лице Южного ГУ Банка России подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Из разъяснений, данных в пунктах 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства; дела по административным исковым заявлениям о ликвидации некоммерческой организации рассматриваются судами в порядке главы 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом правил подсудности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» также разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1).
Из приведенных правовых норм следует, при рассмотрении дел о приостановлении деятельности некоммерческой организации, иных общественных объединений, их ликвидации либо запрета деятельности, исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра по заявлению уполномоченного органа или должностного лица осуществляется судебный контроль за реализацией отдельных властных требований к физическим лицам и объединениям граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ – административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису, либо об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в сети "Интернет" (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности), может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
На основании пункта 12 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями, в связи с чем, кредитный потребительский кооператив «ФОРВАРД» (далее - КПК «ФОРВАРД») является организацией, поднадзорной Банку России.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «ФОРВАРД» является действующим юридическим лицом.
Судом установлено, что регистрация КПК «ФОРВАРД» в качестве юридического лица осуществлена ИФНС по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода 13.01.2015, на основании представленных документов. Основным видом деятельности КПК «ФОРВАРД» является деятельность по финансовой взаимопомощи. Единственным физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является председатель правления ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №).
Сведения о добровольной ликвидации либо исключении КПК «ФОРВАРД» из ЕГРЮЛ отсутствуют.
Учредителями (участниками) КПК «ФОРВАРД» являются:
1. ФИО1 (председатель правления), документ удостоверяющий личность - <данные изъяты>, 8 ИНН - №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, дата вступления в КПК «ФОРВАРД» - 15.12.2022;
2. ФИО2, документ удостоверяющий личность - <данные изъяты>, ИНН - №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
3. ФИО3, документ удостоверяющий личность - <данные изъяты>, ИНН - №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
4. ФИО4, документ удостоверяющий личность - <данные изъяты>, ИНН - №, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>;
5. ФИО5, документ удостоверяющий личность - <данные изъяты>.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Федерального закона № 190-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансовых рынков, объединяющую кредитные кооперативы (далее – СРО) в течение девяноста дней; следующих за прекращением своего членства в СРО.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ размещённым на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «ФОРВАРД» создан 13.01.2015.
В ходе анализа сведений Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов и реестров членов СРО, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рубрике «Реестры» подраздела «Микрофинансирование» раздела «Финансовые рынки», КПК «ФОРВАРД» 25.04.2023 исключен из членов Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы».
В соответствии с письмами СРО от 03.08.2023 №, от 04.08.2023 №, от 04.08.2023 №, представленными в ответ на запрос Южного ГУ Банка России от 02.08.2023 № T3-2-3/56769, КПК «ФОРВАРД» не является членом ни одной СРО.
На дату направления настоящего заявления информация о вступлении КПК «ФОРВАРД» в СРО отсутствует.
Таким образом, в нарушении части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ по состоянию на дату подготовки настоящего заявления, КПК «ФОРВАРД» не вступил в СРО.
Кроме того, Южным ГУ Банка России в деятельности КПК «ФОРВАРД» установлены нарушения законодательства Российской Федерации:
- Указания Банка России от 02.02.2021 № 5722-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности и иных документов и информации кредитных потребительских кооперативов», в части нарушения пункта 1 порядка и сроков составления и представления отчета по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» (далее – Отчет) за полугодие 2023 года. За данное нарушение КПК выдано предписание Банка России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 02.08.2023 № Т 128-99-2/15691 (уведомление о неисполнении от 21.08.2023 № Т128-99-2/17573);
- Части 4 статьи 12 Федерального закона № 190-ФЗ и Указания Банка России от 26.08.2021 № 5905-У «О порядке, форме и сроках передачи в Банк России сведений, содержащиеся в реестре членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков)» в части непредставления сведений, содержащиеся в реестре членов КПК (пайщиков) в Банк России в порядке, форме и сроки, установленные Указанием Банка России № 5905-У. За данное нарушение КПК выдано предписание Банка России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от 05.05.2023 №ТЗ-2- 3/35913 (уведомление об исполнении предписания от 17.05.2023 № T3-2-3/38762).
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:
а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;
б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной Федеральным законом № 190-ФЗ;
в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ. других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
г) нарушения установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Ликвидация кредитного кооператива осуществляется по правилам, установленным статьей 10 Федерального закона № 190-ФЗ, а также в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданского кодекса РФ), регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Учитывая изложенное, ввиду нарушения КПК «ФОРВАРД» части 1 статьи 35 Федерального закона №190-ФЗ, пункта 1 Указания Банка России № 5722-У, части 4 статьи 12 Федерального закона № 190-ФЗ и Указания Банка России № 5905-У, суд приходит к выводу о ликвидации КПК «ФОРВАРД» в судебном порядке и применении последствий, предусмотренных ст.ст. 62-64 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса РФ» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.
Из содержания пункта 1 части 3 статьи 1 и статьи 17 КАС РФ, административные дела о ликвидации некоммерческих организаций, одним из видов которых являются кредитные кооперативы, рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Подтверждением тому, что данная категория дел подлежит рассмотрению и разрешению районным судом в порядке, предусмотренном КАС РФ, является сложившаяся судебная практика (решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 27.07.2018 по делу №; решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10.04.2019 по делу №; решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 27.05.2019 по делу №).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением установленных главой 25.3 Налогового кодекса РФ юридически-значимых действий, в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации.
В ответе на Вопрос № 3 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 03.07.2013, а также в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» также разъясняется порядок уплаты госпошлины Банком России.
Согласно указанному Обзору в соответствии с частями 1 и 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации и со статьей 1 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России, как орган, имеющий конституционный статус, наделен определенными государственными функциями и полномочиями. В связи с этим, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются Банку России во всех случаях, когда он, действуя в пределах компетенции, установленной Федеральным законом № 86-ФЗ, обращается в суд с исками за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод, законных интересов. К данной категории относится, в частности, подача исков о ликвидации кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с п. 1 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов.
Согласно подпункту 1 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика КПК «ФОРВАРД» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, с административных ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 рублей с каждого, с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район Краснодарского края, в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации, ИНН <***>, ОГРН <***> (Банк России), в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Южное ГУ Банка России), к кредитному потребительскому кооперативу «ФОРВАРД», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ФОРВАРД» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «ФОРВАРД» на его учредителей (участников) – удовлетворить в полном объёме.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «ФОРВАРД» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «ФОРВАРД» на его учредителей (участников), которыми по состоянию на 23.09.2023 являются следующие лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Установить срок для осуществления связанных с ликвидацией действий – шесть месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с кредитного потребительского кооператива «ФОРВАРД» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 6 000 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 300 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 300 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в размере 300 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Взыскать с Мордвиновой Лидияи государственную пошлину в размере 300 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Взыскать с ФИО5 государственную пошлину в размере 6 000 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район в соответствии с правилами ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Крымский районный суд Краснодарского края.
Судья: подпись.