ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2879 от 05.08.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-2879 (2021)

32RS0027-01-2021-002220-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 05 августа 2021 года

Советский районный суд гор. Брянск в составе

председательствующего судьи Курнаевой Г.В.

при секретаре Головневе В.С.,

с участием переводчика Р.,

административного истца Садикова Г.М.,

представителя административного ответчика Романенкова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садикова Гайрата Мавляновича к Прокуратуре г. Брянска о признании незаконными действий, обязывании восстановить нарушенное право,

УСТАНОВИЛ:

Садиков Г.М. обратился с административным иском к Прокуратуре г. Брянска о признании незаконными действий, обязывании восстановить нарушенное право, в обоснование которого указал, что он с целью сбора доказательств и осуществления своих прав на защиту обратился к административному ответчику с заявлением, но со слов переводчика, данное заявление не было рассмотрено, разрешено, не возвращено по причине того, что заявителем заявление было составлено на Узбекском языке, а также не представлен ответ на языке обращения, ответом от 16.02.2021 года. Лицам, недостаточно владеющим русским языком, гарантируется право подавать заявления в прокуратуру на родном языке и пользоваться услугами переводчика. При рассмотрении его заявления административный ответчик обязан был пригласить переводчика и дать ответ на языке обращения, если обращение не подлежит рассмотрению, то возвращается заявителю, ответы на обращения даются на языке обращения, при отсутствии возможности дать на языке обращения, то ответ дается на русском языке с приложением перевода на языке обращения, чего не было сделано, чем нарушены его права на защиту.

Просил признать действия ответчика незаконными, в части не рассмотрения, не разрешения, не возвращении его заявления и не предоставлении ответа на языке обращения; устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании административный истец поддержал требования, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Романенков А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать, поскольку на обращение административного истца был дан мотивированный ответ, прав и законных интересов административно истца нарушено не было.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Федеральным законом от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве основной цели деятельности органов прокуратуры определена защита прав и свобод человека и гражданина. Для этого прокуратура осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, и рассмотрение предложений, заявлений и жалоб является одной из его форм.

В силу части 3 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

Данная норма закона является отсылочной и касается предложений, заявлений и жалоб осужденных, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса.

Таким образом, применительно к реализации осужденными права на защиту уголовно-исполнительное законодательство прямо предусматривает их право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам, касающимся их прав и законных интересов, как, в том числе (часть 4 статьи 12, части 1 и 6 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Обеспечиваемые указанными нормативными положениями права в равной мере гарантируются всем осужденным независимо от национальности и гражданства.

Согласно статье 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при рассмотрении заявлений, предложений и жалоб осужденных необходимо руководствоваться Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1); при этом установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2).

Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Согласно статье 8 Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, изданным в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 6.5).

Судом установлено, что Садиков Г.М. обратился в прокуратуру гор. Брянска с заявлением от 28.01.2021 года, в котором указывал на его содержание в СИЗО. Указанное обращение подано на Узбекском языке без официального перевода на русский язык.

Указанное обращение поступило в прокуратуру гор. Брянска 15.02.2021 года.

16.02.2021 года исходящий № 861ж-2019, административному истцу дан ответ, что жалоба Садикова Г.П., поступившая в прокуратуру гор. Брянска 15.02.2021 года рассмотрена. Разъяснено, что согласно статье 10 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Изучение заявления показало, что текст не переведен с узбекского языка на русский язык.

В связи с чем, разъяснено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык.

Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 01.06.2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», государственный язык подлежит обязательному использованию в том числе в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организации всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 года № 450, делопроизводство в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации ведется на русском языке, являющемся государственным языком Российской Федерации.

Кроме того, разъяснено, что в соответствии с частью 5 статьи 12 Уголовно - исполнительного кодекса, осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

Разъяснено, что в случае необходимости перевода обращения на родной язык, Садиков Г.М. имеет право обратиться к руководителю учреждения, в котором он отбывает наказание.

Разъяснен порядок обжалования ответа в вышестоящему прокурору или в суд.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что жалоба была рассмотрена уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями закона, заявителю дан мотивированный ответ в установленный срок.

На основании статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

При этом, орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из буквального толкования части 5 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что на обращение осужденного - иностранного гражданина администрация учреждения и органа, исполняющего наказание, обязана представить ответ на языке, понятном осужденному, используя при необходимости переводчика.

То есть основным требованием для реализации осужденному прав, предоставленных частью 5 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, является предоставление ответа на понятном для него языке и при необходимости с переводом, безусловное предоставление перевода ответа осужденному на родной язык, не предполагается. Такое важное требование, как понятность языка, Садикову Г.М. в полной мере была обеспечена.

Обращаясь с жалобой, Садиков Г.М. имел возможность обратиться к руководителю учреждения, в котором он отбывает наказание для предоставления ему переводчика по его жалобе и оспариваемому ответу прокуратуры.

Доводы административного истца о том, что ему руководителем учреждения, в котором он отбывает наказание, было отказано в предоставлении ему переводчика, ничем не подтверждается. Не подтвержденные доводы не могут быть приняты судом.

Поскольку, поступившая жалоба была принята к рассмотрению, по ней заявителю дан мотивированный ответ, возвращение указанной жалобы не законом не предусмотрено, указанная жалоба содержится в материалах надзорного производства прокуратуры гор. Брянска № 861ж-2019.

Сам факт обжалования ответа Прокуратуры гор. Брянска на русском языке свидетельствует о том, что содержание ответа, к тому же, по юридическим вопросам, поставленным в ответе, ему было понятно. Кроме того, ответ прокуратуры гор. Брянска был переведен Садикову Г.М. переводчиком Р., присутствующей в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказано нарушения его прав и законных интересов.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок обращения истца с настоящим иском не пропущен, ответ дан истцу 16.02.2021 года, с настоящим административным иском он обратился 17.03.2021 года (посредством почтового отправления).

Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Садикова Гайрата Мавляновича к Прокуратуре г. Брянска о признании незаконными действий, обязывании восстановить нарушенное право, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В.Курнаева

Решение принято в окончательной форме 10.08.2021 года