ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2879/20 от 22.03.2021 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД) (номер обезличен)RS0(номер обезличен)-13

производство (номер обезличен)а-404/2021 ((номер обезличен)а-2879/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2021 года (адрес обезличен)

Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда (адрес обезличен) административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по Орловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России (номер обезличен) по Орловской области (далее – МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 (далее - ФИО1) о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 владеет на праве собственности земельными участками: кадастровый (номер обезличен), кадастровый (номер обезличен), кадастровый (номер обезличен). Налоговый орган исчислил в отношении земельных участков земельный налог за 2012, 2013, 2014, 2015 годы (сумма расчета за 2012, 2013, 2014, 2015 годы по сроку (дата обезличена), (дата обезличена) составила 2 729,12 руб.); земельный налог за 2016 год (сумма расчета за 2016 год по сроку (дата обезличена) составила 838 руб.) Всего начислено по расчетам за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы – 3 567,12 руб. (2 729,12 руб. + 838 руб.). На лицевом счете налогоплательщика имелась переплата в размере 1 158,45 руб. Таким образом, задолженность по расчетам составила 2 408,67 руб. (3 657,12 руб. + 1 158,45 руб.). В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик указанную в налоговом уведомлении сумму земельного налога физического лица не уплатил, на сумму недоимки начислены пени за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) – 46,49 руб., пени за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) – 23,48 руб. Налоговый орган выставил и направил в адрес должника требования об уплате сумм налога, пени, штрафа: от (дата обезличена)(номер обезличен) о взыскании земельного налога по сроку уплаты (дата обезличена) - 2 162 руб. и пени 23,48 руб. (фактическая задолженность по налогу – 2 162 руб. и пени 23,48 руб.); от (дата обезличена)(номер обезличен) о взыскании земельного налога по сроку уплаты (дата обезличена) – 2 050,67 руб. и пени 46,49 руб. (фактическая задолженность по налогу 246,67 руб. и пени 5,55 руб.). Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа. Согласно сведениям карточки расчётов с бюджетом в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм обязательных платежей в размере 2 437,70 руб., из которых задолженность по земельному налогу в размере 2 408,67 руб. и пени в размере 29,03 руб. В связи с наличием непогашенных сумм задолженности и в установленный действующим законодательством Российской Федерации срок МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области обратилась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании сумм задолженности по налоговым обязательствам с ФИО1 мировым судьёй судебного участка № (адрес обезличен) был вынесен судебный приказ (номер обезличен)а-1371/2020 от (дата обезличена). Определением мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) от (дата обезличена) судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1 На основании изложенного, просит взыскать с ФИО1 задолженность в виде неуплаченных сумм обязательных платежей в размере 2 437,70 руб., из которых задолженность по земельному налогу 2 408,67 руб. и пени 29,03 руб.

Определением Заводского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) постановлено: «Рассмотреть административное дело по административному исковому заявлению МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени в порядке упрощенного (письменного) производства».

(дата обезличена) от административного ответчика ФИО1 поступило ходатайство, в котором он указал, что у него отсутствует задолженность по налогам, в связи с чем требования МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области являются необоснованными, в связи с чем определением Заводского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) административное дело было назначено к разбирательству в судебном заседании.

Представитель административного истца МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом уведомлен, о причинах неявки суду не сообщил, в представленных пояснениях указал, что требование об уплате земельного налога (номер обезличен) от (дата обезличена) по сроку уплаты до (дата обезличена) в сумме 2 162 руб. и пени 23,48 руб. было направлено в адрес плательщика через систему «Личный кабинет». Согласно сведений, содержащихся в информационном ресурсе системы АИС Налог-3, личный кабинет административного ответчика открыт с (дата обезличена) в ИФНС по (адрес обезличен). В настоящее время «Личный кабинет» находится в статусе «не активен» ввиду того, что (дата обезличена) поступило уведомление об отказе использования личного кабинета налогоплательщика. На лицевом счете по земельному налогу за налогоплательщиком значится переплата в сумме 1 158,45 руб., которая возникла в результате уменьшения начисления за 2012 год по сроку уплаты (дата обезличена) – 647,32 руб. и за 2013 год по сроку уплаты (дата обезличена) – 511,13 руб. (647,32 руб. + 511,13 руб. = 1 158,45 руб.) Кроме того, согласно записи лицевого счета по состоянию на (дата обезличена) были произведены уменьшения по земельному налогу в сумме 1 085,31 руб. (за 2014 год), в сумме 872,70 руб. (за 2012 год), в сумме 1085,31 руб. (за 2015 год). Данные уменьшения были произведены в связи с уменьшением налогооблагаемой базы. Таким образом, по состоянию на (дата обезличена) на лицевом счете указана переплата в размере 1 158,45 руб., что соответствует полученному налогоплательщиком уведомлению, где сумма к уплате составляла 0,00 руб., а переплата 1 158,45 руб. Такая динамика лицевого счета наблюдается до записи (дата обезличена). Расчет по сроку уплаты до (дата обезличена) на сумму 2 307,12 руб. был начислен согласно налогового уведомления (номер обезличен) от (дата обезличена), при этом на дату расчета была учтена переплата в размере 1 158,45 руб., которая также была указана в налоговом уведомлении.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения административных исковых требований МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области, просил суд отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в его возражениях и дополнениях к возражениям. Дополнительно пояснил, что личный кабинет налогоплательщика он, или кто-либо из его родственников для него не открывал.

На основании положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд слушает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.

Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).

При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

На основании статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии со статьёй 69 НК РФ требование об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В соответствии с частью 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов административного дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ФИО1 на праве общедолевой собственности с (дата обезличена) по настоящее время принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, (адрес обезличен) д. Сетенёво, кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по (дата обезличена) принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область, (адрес обезличен) д. Сетенёво, кадастровый (номер обезличен); с (дата обезличена) по (дата обезличена) земельный участок, расположенный по адресу: Орловская область (адрес обезличен), «поле» территория «Русское», кадастровый (номер обезличен).

Таким образом, ФИО1 является плательщиком земельного налога.

ФИО1 являлся пользователем информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» с (дата обезличена), и отказался от использования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» только (дата обезличена), что подтверждается представленным административным истцом в материалы дела скриншотом страницы «История регистрации налогоплательщиков в ЛК ФЛ» (л.д. 132).

Налоговый орган исчислил в отношении земельных участков с кадастровым номером (дата обезличена) сумму земельного налога за 2012, 2013, 2014 годы, с кадастровым номером (дата обезличена) сумму земельного налога за 2012, 2013, 2014 годы, с кадастровым номером (дата обезличена) за 2012 год земельный налог, с учётом переплаты, в общем размере 1 148,67 руб. и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от (дата обезличена)(номер обезличен), в котором сообщил о необходимости оплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее (дата обезличена).

Поскольку ФИО1 указанную в налоговом уведомлении сумму земельного налога не оплатил, в бюджет указанная сумма задолженности не поступила, налоговым органом были начислены пени по земельному налогу (ОКТМО 54650416) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 46,49 руб. на сумму недоимки по налогу, указанной в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен).

В связи с тем, что административный ответчик ФИО1 в установленный срок налоги не оплатил, МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области было направлено требование (номер обезличен) об уплате налогов и пени по состоянию на (дата обезличена), в общей сумме 2 097,16 руб. (сумма земельного налога в размере 2 050,67 руб. + пени в размере 46,49 руб.), со сроком уплаты до (дата обезличена), из которых сумма земельного налога за 2013 год (ОКТМО 54650416), указанного в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен) составила 246,67 руб., и пени за несвоевременность уплаты земельного налога за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) составила 5,55 руб.

Указанное требование было направлено ФИО1 по адресу: г.Орёл, (адрес обезличен), заказным письмом, что подтверждается списком заказных отправлений (номер обезличен) от (дата обезличена).

Налоговый орган исчислил в отношении земельного участка с кадастровым номером (дата обезличена) сумму земельного налога за 2016 год, в размере 838 руб., а также произвел перерасчет земельного налога по налоговому уведомлению от (дата обезличена)(номер обезличен) по указанному земельному участку за 2014 год в сумме 662 руб. и 2015 год в сумме 662 руб., то есть сумма налога к уплате составила 2 162 руб. и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от (дата обезличена)(номер обезличен), в котором сообщил о необходимости оплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее (дата обезличена).

Данное уведомление было направлено ФИО1 заказным письмом, что подтверждается списком заказных отправлений от (дата обезличена)(номер обезличен).

Поскольку ФИО1 указанную в налоговом уведомлении сумму земельного налога не оплатил, в бюджет указанная сумма задолженности не поступила, налоговым органом были начислены пени по земельному налогу (ОКТМО 54650416) за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 23,48 руб. на сумму недоимки по налогу, указанной в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен).

В связи с тем, что административный ответчик ФИО1 в установленный срок налоги не оплатила, МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области было направлено требование (номер обезличен) об уплате налогов и пени по состоянию на (дата обезличена), в том числе земельного налога (ОКТМО 54650416) за 2014-2016 годы – в размере 2 162 руб., пени за несвоевременность уплаты земельного налога за 2014-2016 годы за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в общем размере 23,48 руб., со сроком уплаты до (дата обезличена).

Указанное требование было направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждено скриншотом страницы личного кабинета налогоплательщика и получено административным ответчиком (дата обезличена).

В результате того, что регистрирующие органы предоставили административному истцу сведения о том, что у налогоплательщика 10 месяцев 2012 года находился в собственности земельный участок с кадастровым номером (дата обезличена), расположенный по адресу: Орловская область (адрес обезличен), д. Сетенево, а также представили сведения, что в отношении земельного участка с кадастровым номером (дата обезличена) расположенного по адресу: Орловская область (адрес обезличен), «поле» территория «Русское» право собственности прекращено, на лицевом счете налогоплательщика ФИО1 образовалась переплата в размере 1 158,45 руб.

На основании указанных выше сведений, налоговым органом была списана сумма начислений по земельному налогу за 2012 год, исходя из следующего расчета: 1 158,45 руб. - 503,12 руб. (152,39 руб. + 110,34 руб. + 240,39 руб.) = 655,32 руб. и уменьшена сумма начислений за 2013 год, исходя из следующего расчета: 902 руб. (240 руб. + 662 руб.) - 655,32 руб. = 246,67 руб.

Таким образом, расчет задолженности составил 2 408,67 руб. (3 657,12 руб. – 1 158,45 руб.), из которых 246,67 руб. – 2013 год, 662 руб. - 2014 год, 662 руб. 2015 год, 838 руб. - 2016 год.

Определением мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) от (дата обезличена) судебный приказ (номер обезличен)а-1371/2020 от (дата обезличена) о взыскании задолженности с ФИО1 в пользу МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области по земельному налогу на общую сумму 2 437,70 руб. был отменен в связи с поступившим от ФИО1 заявлением об отмене судебного приказа.

Доводы административного истца ФИО1 о пропуске срока исковой давности в части заявленных административных исковых требований о взыскании земельного налога за 2013-2016 годы и пени, начисленной на недоимку по земельному налогу в общей сумме 2 437,70 руб., основаны на неверном толковании норм права.

Материалами дела подтверждается, что сумма налоговой задолженности у ФИО1 превысила 3 000 руб. после выставления требования (номер обезличен) об уплате налогов и пени по состоянию на (дата обезличена), срок исполнения которого был установлен до (дата обезличена).

По заявлению МРИ ФНС России (номер обезличен) по Орловской области мировым судьёй судебного участка № (адрес обезличен)(дата обезличена) был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности в общей сумме 2 437,70 руб.

По заявлению ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № (адрес обезличен) от (дата обезличена) указанный выше судебный приказ был отменен.

Учитывая правило возникновения у налогового органа права на обращение в суд - с момента истечения срока исполнения требования, в контексте требований абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, суд приходит к выводу, что шестимесячный срок при обращении с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования.

После отмены судебного приказа (дата обезличена) налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, то есть в пределах шести месяцев с момента отмены судебного приказа, нарушений срока для обращения в суд налоговой инспекцией не допущено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок, установленный Налоговым кодексом РФ для взыскания налога и пеней в судебном порядке, соблюден, доводы административного ответчика ФИО1 о пропуске срока для обращения в суд по требованиям о взыскании земельного налога за 2013-2016 годы в размере 2 408,67 руб. и пени в сумме 29,03 руб. противоречат требованиям ст. 48 НК РФ.

Вопреки доводам административного ответчика, налоговым органом были представлены доказательства о том, что требование (номер обезличен) об уплате налогов и пени по состоянию на (дата обезличена) было направлено ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика.

В силу положений части 4 статьи 52, части 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление, требование об уплате налогов, пени может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования, налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положения Налогового кодекса РФ о возможности использования функций сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» вступили в силу с (дата обезличена).

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (статьи 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

ФИО1 являлся пользователем информационного ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» с (дата обезличена), что подтверждается представленным в материалы дела скриншотом страницы «История регистрации налогоплательщиков в ЛК ФЛ».

Согласно представленного в материалы дела скриншота страницы «История регистрации налогоплательщиков в ЛК ФЛ», ФИО1 отказался от использования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» только (дата обезличена).

Таким образом, направление требования (номер обезличен) об уплате налогов и пени по состоянию на (дата обезличена) налогоплательщику ФИО1 посредством личного кабинета налогоплательщика, подтверждается скриншотом страницы из электронного документооборота базы «Список требований к уплате», и в соответствии со статьей 11.2, абзацем 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации считается полученным на следующий день за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

При этом сведений о том, что после открытия личного кабинета налогоплательщика ФИО1 обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Таким образом, ФИО1 имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленными в его адрес требованием об уплате земельного налога и пени, начисленной на недоимку по земельному налогу.

Доводы, изложенные в возражениях ФИО1 о том, что он не получал налоговые уведомления, суд находит несостоятельными, поскольку, из норм Налогового Кодекса Российской Федерации следует, что налоговое уведомление носит информационный характер и направляется налогоплательщику с целью информирования о сумме исчисленного налога, обязанность по уплате налога возникает не с момента получения уведомления, а в силу закона, а потому факт его ненаправления не может служить самостоятельным основанием для прекращения налоговых обязательств.

Административный ответчик ФИО1, являясь собственником вышеуказанных земельных участков, имеет задолженность по земельному налогу за 2013-2016 годы и пени, начисленной на недоимку по земельному налогу, которая не погашена до настоящего времени.

Вопреки доводам административного ответчика, налоговый орган, обращаясь в суд с административным исковым заявление, не просил о взыскании с ФИО1 земельного налога за 2015 годы по налоговому уведомлению (номер обезличен) от (дата обезличена), о чем прямо свидетельствуют расчеты налоговой задолженности, представленной налоговым органом.

Утверждения административного ответчика ФИО1 о том, что налоговый орган неправомерно взыскивает с него задолженность по земельному налогу за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 57:18:1380101:29 в сумме 240 руб., поскольку право собственности на данный объект невидимости прекращено еще (дата обезличена), не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, и опровергаются расчетом налогового органа, согласно которому указанная сумма земельного налога в расчет взыскиваемой задолженности не входит.

Также является несостоятельным довод административного ответчика ФИО1 о том, что налоговый орган выставил требования по оплате земельного налога за 2012-2013 годы, по которым ФИО1 ранее произвел оплату, по следующим основаниям.

Согласно представленным расчетам налогового органа на лицевом счете налогоплательщика ФИО1 имелась переплата в размере 1 158,45 руб., в связи с чем указанная переплата была зачтена в размер недоимки по земельному налогу за 2012 год, оставшаяся сумма переплаты была списана за 2013 год, в связи с чем сумма оставшаяся сумма задолженности за 2013 год составила 246,67 руб.

Вместе с тем, административным ответчиком суду не представлено документов уплаты задолженности по земельному налогу за 2013 год в размере 246,67 руб.

Таким образом, административный ответчик ФИО1, являясь собственником вышеуказанного имущества, имеет задолженность по земельному налогу и пени, начисленной на недоимку по земельному налогу, которая не погашена до настоящего времени.

Поскольку доказательств обратного в силу ст. ст. 62, 63 КАС РФ ФИО1 не представлено, суд приходит к выводу о том, что уточнённые требования о взыскании с ответчика ФИО1 задолженности по земельному налогу и пени в общем размере 2 437,70 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата обезличена) N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «(адрес обезличен)» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по Орловской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, (дата обезличена) года рождения, зарегистрированного по адресу: (адрес обезличен) пользу Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по Орловской области задолженность в размере 2 437 (две тысячи четыреста тридцать семь) руб. 70 коп., из которых:

- недоимка по земельному налогу за 2013 год в размере 246,67 руб.,

- недоимка по земельному налогу за 2014 год в размере 662 руб.,

- недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 662 руб.,

- недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 838 руб.,

- пени за несвоевременность уплаты земельного налога за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,55 руб.,

- пени за несвоевременность уплаты земельного налога за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 23,48 руб.

Взыскать с ФИО1, (дата обезличена) года рождения, зарегистрированного по адресу: (адрес обезличен), в доход бюджета муниципального образования «(адрес обезличен)» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд (адрес обезличен) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено (дата обезличена).

Судья М.В. Перепелица