ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2880/18 от 15.08.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2018 года

Кировский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Русиновой Л.М.,

при секретаре Ильичевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Ярославской области к Хуторскому казачьему обществу деревни Щеглевское Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» о ликвидации общества и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

05.08.2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Хуторском казачьем обществе деревни Щеглевское Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско».

Управление Министерства юстиции РФ по Ярославской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации Хуторского казачьего общества деревни Щеглевское Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивирует тем, что на основании распоряжения Управления от 31.05.2017 года №403 в период с 03.07.2017 года по 28.07.2017 года была проведена плановая документарная проверка хуторского казачьего общества на предмет соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, соответствия деятельности общества целям, предусмотренным уставом, на основании которого действует общество, и законодательству РФ. В результате проверки было выявлено, что деятельность общества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Соколова Н.Ю. (по доверенности) доводы и требования заявления поддержала.

Представитель ответчика, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В п. п. 4, 5, 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной службе российского казачества» даны определения хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, в силу которых хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Российское казачество проходит государственную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российское казачество в установленном порядке оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пунктом 10 Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 07.10.2009 N 1124, установлено, что принятые членами казачьего общества обязательства по несению службы, согласованные в установленном порядке с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, отражаются в уставе казачьего общества.

Пунктом 8 ст.6.1 ФЗ «О государственной службе российского казачества» предусмотрено, что основаниями для исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации являются, в том числе нарушение казачьим обществом Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов; систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы.

В силу подпунктов 3 и 4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 14-П указано, что допущенные юридическим лицом нарушения закона могут являться основанием для его ликвидации только в том случае, если такие нарушения являются настолько существенными, что позволяют сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности организации.

Материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения Управления от 31.05.2017 года с 03.07.2017 года по 28.07.2017 года проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Хуторского казачьего общества деревни Щеглевское Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», в том числе на предмет соблюдения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, соответствия деятельности общества целям, предусмотренным уставом, на основании которого действует общество, и законодательству РФ. В результате проверки было выявлено, что деятельность хуторского общества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

Проверкой было выявлено, что трудовые договоры на прохождение государственной или иной службы членами общества не заключались. Договоры (соглашения) по оказанию содействия в области обеспечения пожарной безопасности, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с ГУ МЧС России по Ярославской области заключены не были.

В нарушении п.10 Положения от 07.10.2009 N 1124 принятые 20.06.2015 года членами общества обязательства по несению государственной или иной службы не отражены в Уставе общества.

Согласно п.10 Устава общества границы территории, на которой осуществляет свою деятельность хуторское казачье общество, устанавливаются по согласованию с соответствующим органами государственной власти Ярославской области. В пределах этой территории решением высшего представительного органа управления хуторского казачьего общества устанавливаются границы территорий, на которых осуществляет свою деятельность казачье общество. Хуторское казачье общество осуществляет свою деятельность на территории Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.

Как следует из материалов дела, местонахождение руководящего органа общества по адресу г.Ярославль, ул.Трефолева, д.24а, офис 160 находится за пределами территории осуществления обществом своей деятельности. Согласно представленному списку членов общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы по состоянию на 01.07.2017 года, 31 член хуторского общества зарегистрированными по месту жительства или месту пребывания на территории Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области не значатся, соответственно не могут являться членами общества.

Кроме того, при проведении проверки представленных обществом документах, содержаться противоречивые сведения о численном и персональном составе членов общества. В ходе проверки было установлено, что фиксированная численность членов общества, принявших обязательство по несению государственной или иной службы не соответствует численности, установленной приказом Минюста России от 24.08.2012 года №166 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» - 20 членов для хуторских казачьих обществ.

В ходе проверки было установлено, что общество при осуществлении воей деятельности использует символику (эмблему) Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско». Соответствующее разрешение на использование символики (эмблемы) Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» отсутствует. Описание символики (эмблемы) отсутствует в Уставе общества, что является нарушением п.5 ст.3 Закона «О некоммерческих организациях»

В силу п.66 Устава общества проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности хуторского казачьего общества осуществляется по итогам годовой деятельности казачьего общества, а также в любое время - по инициативе контрольно-ревизионной комиссии, решению, принятому Кругом хуторского казачьего общества.

Административным истцом в ходе проверки было установлено, что проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности в данном хуторском казачьем обществе не проводятся.

28.07.2017 года, 07.11.2017 года обществу были вынесены предупреждения о нарушении действующего законодательства, устанавливались сроки для устранения выявленных нарушений. Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ имеющиеся по делу доказательства, суд считает, что хуторским казачьим обществом грубо и неоднократно нарушались нормы законодательства Российской Федерации, положения Устава, а также систематически осуществлялась деятельность, противоречащая его уставным целям, в связи с чем имеются основания для ликвидации организации и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ликвидировать Хуторское казачье общество деревни Щеглевское Некрасовского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья Русинова Л.М.