ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2880/2022 от 17.05.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-2880/2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 мая 2022 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Саая А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-3740/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Ховалыг И.Р. в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии <адрес>, Департаменту по образованию мэрии <адрес> о признании постановления не действующим полностью и о возложении обязанности опубликования сообщения об этом,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора <адрес> обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Мэрии <адрес> о признании недействующим полностью постановления Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование указав на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании в автономных дошкольных образовательных учреждениях <адрес>, в результате которой выявлены нарушения закона. На территории <адрес> функционирует 14 муниципальных дошкольных учреждений образования, имеющих автономную систему управления. Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения <адрес> в порядке, определенном квотой» (далее, Постановление ), предусмотрено установление квоты для самостоятельного приема детей в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения города, которые определяются в процентном соотношении в рамках исполнения протокола комиссии. Установленный комиссией процент определяет количество мест, комплектуемых Департаментом образованиямэрии <адрес>, и количество мест самостоятельного комплектования МАДОУ на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Данная квота устанавливается на один календарный год. Приказом Департамента образования мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ в отношении каждого автономного детского сада определено количество мест в процентном соотношении, комплектуемых департаментом образования мэрии и количество мест самостоятельного комплектования автономными детскими садами города на основании договора об оказании платных образовательных услуг. В 2020 году квотировано 444 автономных места для самостоятельного комплектования детскими садами и 669 мест, комплектуемых департаментом образования мэрии города. Квотирование мест для устройства детей в муниципальные автономные дошкольные учреждения действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, соответственно, постановление противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию не действующим. Также проверка показала, что в рамках утвержденных мэрией города квот, прием детей в МАДОУ осуществляется самостоятельно руководителем учреждения без соблюдения имеющейся очередности, что нарушает права остальных несовершеннолетних на доступное образование. Просит суд признать постановление Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения <адрес> в порядке, определенном квотой» недействующим полностью и о возложении на мэрию <адрес> опубликование сообщения об этом в установленном порядке.

Определением суда в качестве заинтересованных лиц привлечены: МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес>.

Административный ответчик – Департамент по образованию мэрии <адрес> не согласившись с административным исковым заявлением, направил возражение на исковые требования, в котором указал, что Постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения <адрес> в порядке,определённом квотой» разработано в рамках полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных положениями Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ « Об образовании в РФ», от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Устава городского округа «<адрес> Республики Тыва», в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др., в том числе, согласно Рекомендаций по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений, направленных письмом Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013г. с целью урегулирования порядка комплектования дошкольных организаций, обеспечения общедоступного дошкольного образования. Также согласно Соглашения о порядке представления в прокуратуру <адрес> принятых муниципальных нормативных правовых актов и проектов для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, заключенным между прокуратурой <адрес> и мэрией <адрес> от 26.11 2016 года проекты правовых актов мэрии города направляются в прокуратуру <адрес> для проведения соответствующих экспертиз. Департамент по образованию мэрии <адрес>, как учредитель муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, непосредственно осуществляет действия по комплектованию детей в ДОУ с соблюдением прав граждан в области образования, соблюдает установленную последовательность действий учредителя при формировании контингента воспитанников ДОУ. В целях обеспечения публичности процедуры комплектования при Департаменте по образованию создается Комиссия по комплектованию ДОУ (далее - Комиссия). Основным полномочием Комиссии является формирование списков детей, поставленных на учет для направления в ДОУ в текущем году. ДОУ <адрес> комплектуются детьми, поставленными на учет в АИС «Комплектование ДОУ» для предоставления места в ДОУ. Дополнительные платные образовательные услуги оказываются автономными дошкольными учреждениями в рамках реализации программ дополнительного образования и сверх установленного муниципального задания и не заменяют основную общеобразовательную программу, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Дополнительные платные образовательные услуги оказываются в свободное от работы время специалистами МАДОУ <адрес> и оплачиваются по условиям договоров гражданско-правового характера согласно актов выполненных работ дополнительные платные образовательные услуги МАДОУ <адрес> предоставляются гражданам исключительно на добровольной основе в соответствии с заключенными с ними договорами с правом выбора соответствующего перечня услуг. Прием детей руководителем дошкольного учреждения осуществляется на основании копии документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), свидетельства о рождении ребенка, уведомления о постановке на учет в АИС «Комплектование ДОУ» с соблюдением имеющейся очередности в журнале регистрации заявлений.

В своих возражениях представитель МАДОУ «ЦРР-Детский сад » Щегонин А.М. указывает на необоснованность административного иска заместителя прокурора, поскольку органы местного самоуправления самостоятельно организуют процесс предоставления дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, и соответственно определяют условия и принципы комплектования дошкольных образовательных организаций, в том числе механизм распределения мест в данных организациях. А образовательные организации в силу своей автономности вправе самостоятельно определять правила приема детей на обучение по образовательным программам. Понятие «квотирование», применяемое в оспариваемом постановлении предполагает равномерное распределение мест в автономных образовательных учреждениях из числа «очередников» и ни каким образом не нарушает их права. Кроме того, законодательство не содержит запретов на установление учредителями квот для образовательных организаций, а также использование соответствующего, термина при правовом регулировании. Административный истец, ссылаясь на проведенную проверку утверждает, что прием детей в муниципальные автономные образовательные организации осуществляется руководителями самостоятельно, без учета существующей очередности. Данное утверждение является ошибочным, поскольку прием детей в образовательные организации осуществляется исключительно из числа лиц, состоящих в общей электронной очереди АИС "Комплектование ДОУ". При приеме учитывается выбор дошкольной образовательной организации, указанный родителем в заявлении о постановке на учет в электронную очередь. Кроме того, данный довод административного истца не подтверждается материалами проведенной проверки либо иными письменными доказательствами. В административном иске указывается, что образовательные учреждения, оказывая дополнительные платные услуги, заменяют основную образовательную программу и не предоставляют родителям права выбора соответствующего перечня услуг. Данный довод также нельзя признать обоснованным. В соответствии с п. 4.2. и 4.5. постановления Мэрии <адрес> от 26.05.2017г. , при приеме ребенка между МАДОУ и родителями (законными представителями) заключается договор на оказание платных образовательных услуг и договор об образовании, включающий в себя взаимные права, обязанности и ответственность, сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода, длительности пребывания ребенка, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание воспитанника в МАДОУ. Оплата на оказание платных дополнительных образовательных услуг производится в соответствии с договором оказания платных образовательных услуг. При поступлении воспитанника в МАДОУ Директор издает приказ о зачислении воспитанника в АИС "Комплектование ДОУ". Пунктом 3.21.5 Устава МАДОУ «ЦРР - детский сад », утвержденного постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. предусмотрено, что для реализации основных целей и задач, детский сад имеет право реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе за плату. Пунктом 3.30 Устава установлено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности. Перечень платных образовательных услуг перечислен в пункте 3.32.1 Устава, и включает в себя только дополнительные образовательные услуги. Таким образом, по основным образовательным программам с родителями зачисленных воспитанников заключается договор об образовании, в соответствии с которым устанавливается родительская плата, предусмотренная ст. 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", оказание дополнительных образовательных услуг осуществляется на усмотрение родителей воспитанника на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Также отмечает, оспариваемое постановление принято на основании Решения Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 324 «О Порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории городского округа "Город. Кызыл Республики Тыва». При этом, данный нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу, прокуратурой <адрес> не оспаривался, пунктом 2 указанного Решения, Мэрии <адрес> поручено: привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим решением: комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим решением; организовать деятельность комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений, утвердив ее состав и положение о ней.

Представителями заинтересованных лиц МАДОУ №, 11, 25, 31, 40 также внесены отзывы со следующим содержанием: административный иск считают необоснованным, во-первых: формулировка «квота» ими понимается как нормирование комплектования в соответствии с СаНПиНами, и предоставлением права самостоятельного комплектования детей с обязательным бесплатным дошкольным образованием по ФГОС ДО и предоставления дополнительных платных образовательных услуг, а это не противоречит Федеральному законодательству. Во-вторых: в тексте заявления написано, что дети принимаются на основе договора на платные дополнительные образовательные услуги, но в дошкольном образовательном учреждении договор по платным образовательным услугам является дополнительным договором к основному договору по основной образовательной программе, финансируемой за счёт бюджета согласно ФГОС ДО и не заменяет её. В-третьих: не согласны с тем, что нарушают права детей, принимая самостоятельно часть детей. Мы действуем согласно ч.2 ст.67 Федерального закона № 273-ФЗ, где говорится, что должны обеспечить прием всех граждан, которые имеют право на получение дошкольного образования, принимая детей из общей очереди АИС «Комплектования», зарегистрированных в нашем детском саду, потому что родители выбрали их детский сад с учетом предоставления дополнительного образования и с учетом преимущественного права братьев и сестёр. В-четвёртых: платные образовательные услуги предоставляются согласно дополнительным развивающим образовательным программам, используя дополнительные территории детского сада (кабинеты, залы, студии), а расходование денежных средств, происходит в соответствии с уставными целями, нормативными документами (плана финансово-хозяйственной деятельности, положения о расходования средств и др.).

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес> Шаалы А.А, участвующая на основании доверенности, поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить, поскольку постановление незаконное, нарушает права детей при приеме в дошкольные образовательные учреждения.

Представитель административного ответчика – мэрии <адрес> Бойду М.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку оспариваемое постановление принято в соответствие с действующим законодательством, поддерживает возражения на исковое заявление.

Представители заинтересованных лиц Бусырев Е.В., Щегонин А.М., Чамзы У.М., Кара-Сал А.В., Монгуш С.К., директора МАДОУ № , 11, 15, 25, 29, 31, 34, 40 просили также отказать в удовлетворении требований прокурора, пояснив, что каких-либо платные образовательные услуги не оказываются ими.

Представитель административного ответчика – департамента по образованию мэрии <адрес>, МАДОУ <адрес>, МАДОУ <адрес> на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Учитывая то, что неявившиеся в судебное заседание административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, неявка лиц не является препятствием рассмотрения дела без их участия, тем самым, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия на основании ст.150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле лиц, оценив пояснения с представленными суду доказательствами, суд приходит к следующему.

В силу правовой природы оспариваемое прокурором постановление, является нормативным правовым актом, изданным муниципальным образованием, обладает свойствами нормативного правового характера, поэтому законность данного нормативного правового акта проверяется судом в рамках нормоконтроля, определенного главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Частью 3 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с частью 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно статье 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).

Из указанных положений следует, что с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта может обратиться прокурор, при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, судом выясняется, нарушены ли права, свободы и законные интересы неопределенного круга, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, обязан представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, полномочия на его принятие, о соответствии формы, в которой нормативный правовой акт может быть принят, доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры его принятия, правил введения в действие.

Как установлено судом и из материалов дела следует, что постановлением Мэрии <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 552, утверждено Положение о выделении мест в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения <адрес> в порядке, определенном квотой (далее - Положение).

Пункту 1.2 Положения предусматривает механизм установления определенной квоты для самостоятельного приема детей в муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения <адрес>.

Из п.2.1. Положения следует, что квоты для самостоятельного приема детей в МАДОУ <адрес> устанавливаются в процентном соотношении в рамках исполнения протокола комиссии. Установленный комиссией процент определяет количество мест, комплектуемых департаментом образования мэрии <адрес>, и количество мест самостоятельного комплектования МАДОУ на основании договора об оказании платных образовательных услуг. Данная квота устанавливается на один календарный год. Согласно п. 2.4. Положения расчет стоимости устройства ребенка в МАДОУ зависит от пакета выбранных родителями (законными представителями) платных дополнительных образовательных и оздоровительных услуг, предоставляемых на срок, определенный образовательной программой МАДОУ, МАДОУ самостоятельно в соответствии с Уставом определяет перечень платных услуг в зависимости от материальной базы, численности педагогического состава и квалификации персонала, спроса на услугу, работу и т.д. Перечень платных услуг с указанием размера и с приложением расчетов затрат, расчета цены на оказание платной услуги, с исходными данными утверждается приказом МАДОУ по согласованию с департаментом по образованию мэрии <адрес>.

Судом установлено, что всего на территории муниципального образования городской округ <адрес> Республики Тыва осуществляют деятельность 14 автономных дошкольных образовательных учреждений. Согласно планам финансово-хозяйственной деятельности за 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, вышеперечисленные образовательные учреждения финансируются за счет средств местного бюджета в рамках муниципальных заданий.

Приказом департамента по образованию мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена квота на комплектование детей на 2020-2021 учебные годы в МАДОУ <адрес>, с установлением комплектования в следующем порядке: 1) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 40%, за департаментом по образованию 60%; 2) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 55%, за департаментом по образованию 45%; 3) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 40%, за департаментом по образованию 60%; 4) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 45%, за департаментом по образованию 55%; 5) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 35%, за департаментом по образованию 65%; 6) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 38%, за департаментом по образованию 62%; 7) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 45%, за департаментом по образованию 55%; 8) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 30%, за департаментом по образованию 70%; 9) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 35%, за департаментом по образованию 65%; 10) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 55%, за департаментом по образованию 45%; 11) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 50%, за департаментом по образованию 50%; 12) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 50%, за департаментом по образованию 50%; 13) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 40%, за департаментом по образованию 60%; 14) комплектование мест в МАДОУ <адрес>, предусмотренных на 2020-2021 учебный год, закрепить за учреждением 40%, за департаментом по образованию 60%.

Из Устава МАДОУ детский сад «Сылдысчыгаш» <адрес>, утв. Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем и собственником имущества МАДОУ является городской округ «<адрес> Республики Тыва» в лице Мэрии <адрес> (пункт 1.4). МАДОУ выполняет муниципальные задания в соответствии с предусмотренными Уставов видами деятельности. Муниципальное задание формируется Учредителем и является обязательным. МАДОУ осуществляет следующие основные виды деятельности: реализация основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (пункт 4.1). В соответствии с основными видами деятельности МАДОУ выполняет муниципальное задание, которое формируется и утверждается Учредителем (пункт 4.3). МАДОУ вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся в его основным видам деятельности для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (пункт 4.3). Оказание платных дополнительных образовательных услуг: реализация дополнительных общеразвивающих программ, направленных на социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Указанные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет субсидий, предоставляемых из бюджета на выполнение муниципального задания (пункт 4.4.1). Порядок комплектования детьми МАДОУ определяется Учредителем (пункт 5.3).

Уставы МАДОУ детский сад «Солнышко», МАДОУ Детский сад <адрес>, МАДОУ ЦРР – Детский сад <адрес>, МАДОУ – детский сад «Светялячок», МАДОУ «Детский сад «Кежик» <адрес>, МАДОУ Детский сад <адрес>, МАДОУ «Детский сад » <адрес>, МАДОУ Детский сад «Страна детства», МАДОУ <адрес>, МАДОУ Детский сад <адрес>, МАДОУ «Детский сад » <адрес>, МАДОУ ЦРР – детский сад <адрес>, МАДОУ «ЦРР – детский сад » также содержат аналогичные положения.

Как предусмотрено пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Также пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 2562 ВХ-1 «Об образовании в <адрес>», а также в п. 12 ст. 12 «Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва», утвержденного Решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 50.

Решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 324 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва", который регулирует комплектование в муниципальных (бюджетных, автономных) дошкольных образовательных учреждениях и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования на территории городского округа "<адрес> Республики Тыва" (далее - ДОУ), включая учет детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.

Пунктом 2 на Мэрию <адрес> возложено: привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим решением; осуществлять комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим решением; организовать деятельность комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений, утвердив ее состав и положение о ней.

Статьей 52 Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва" устанавливается, что по вопросам компетенции мэрии принимаются постановления, подписываемые мэром <адрес>, мэрия осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями образования (статья 60).

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 08-1063, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе ДОУ (пункт 13). Учредитель комплектует учреждения ежегодно в установленный период времени (например, в период с 1 июня по 1 сентября текущего календарного года), распределяя по ДОУ детей, поставленных на учет для предоставления места в ДОУ и включенных в список детей, которым место в дошкольном учреждении необходимо с 1 сентября текущего года (пункт 14).

В силу части 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно статье 35 Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва" Правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов <адрес> считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном средстве массовой информации "Бюллетень органов городского самоуправления <адрес>" и (или) "Кызыл неделя" и (или) газетах "Тувинская правда", "Шын" либо первое размещение (опубликование) на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа "<адрес> Республики Тыва" (www.mkyzyl.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования (обнародования) (п.п. 1.3, 2.6 Порядка опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов городского округа "<адрес> Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 88 и действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ).

Как установлено судом, оспариваемый нормативно-правовой акт опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальным сайте органов местного самоуправления городского округа "<адрес> Республики Тыва" - (http://www.mkyzyl.ru) - в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с положениями Устава и Порядка и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, принят уполномоченным на то органом, который является учредителем муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений <адрес>, в полномочия которого также относится определение порядка комплектования, по установленной форме.

В силу положений пункта 1 части 8 статьи 213 КАС РФ обязательным условием для признания нормативного правового акта недействующим является установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов, в данном случае неопределенного круга лиц, таким актом.

Административный истец в обоснование своих требований ссылается на то обстоятельство, что МАДОУ осуществляется самостоятельный прием детей, без соблюдения имеющейся очередности, вместе с тем, данные обстоятельства ничем объективно не подтверждены, доказательств указанных фактов, нарушения прав детей действиями МАДОУ <адрес>, суду не предоставлено. Иных доводов, которые свидетельствовали бы о противоречии оспариваемого акта законодательству, не приводит.

Ввиду изложенного, судом не установлено, что положения оспариваемого Постановления противоречат нормам Федеральных законов N 273-ФЗ, N 131-ФЗ, Устава городского округа "<адрес> Республики Тыва" и Порядка.

Поскольку оспариваемые нормативные предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, сведений о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц не установлено, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Ховалыг И.Р. в интересах неопределенного круга лиц к Мэрии <адрес>, Департаменту по образованию мэрии <адрес> о признании постановления не действующим полностью и о возложении обязанности опубликования сообщения об этом, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение выполнено в форме электронного документа ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Монгуш Р.С.