ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2881/15 от 16.02.2016 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-366/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2016 года г. Сарапул УР

Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Голубев В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) к Пономареву <данные изъяты> о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Пономареву <данные изъяты> о взыскании недоимки по страховым взносам и пени. Заявленные требования обосновывают тем, что в период с 20.12.2012 года по 08.04.2015 года ответчик состоял на учете в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Страховые взносы административным ответчиком не были полностью уплачены, в связи с чем, образовалась недоимка по страховым взносам в сумме 162823,32 руб., в том числе недоимка по страховым взносам в страховую часть пенсии в сумме 161829,55 руб., в Федеральный фонд ОМС – в сумме 993,77 руб. За несвоевременную уплату страховых взносов в соответствии со ст.25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ответчику были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате страховых взносов в сумме 8331,09 руб. Просит взыскать с Пономарева Е.В. в пользу истца задолженность по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 171154,41 руб., из них: недоимка по страховым взносам в размере 162823,32 руб., пени в размере 8331,09 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 4623,09 руб.

На основании ст.ст.150, 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 года).

В соответствии с п.п. 2 п.1. ст.6 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 года индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а согласно пп. б п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ - плательщиками страховых взносов.

Судом установлено, что в период с 20.12.2012 года по 08.04.2015 года ответчик состоял на учете в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с ФЗ от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно с п. 2 ст. 14 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года – страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, исходя из стоимости страхового года, определяемом в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. Страховые взносы за расчетный период, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, уплачиваются плательщиками страховых взносов (индивидуальными предпринимателями, адвокатами) не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ - в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно

Согласно п.п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ - в случае неуплаты или частичной уплаты страховых взносов плательщик страховых взносов – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, письменно извещается о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов и пеней, путем направления требования в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ - размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР самозанятыми гражданами за себя, после внесения изменений с 01.01.2014 года определяется в зависимости от того, превысила ли величина доходов сумму в 300 тысяч рублей.

Общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной и рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа - 26 процентов. В 2014 г. указанная предельная величина составляет 138 627 рублей 84 коп. В 2015 г. указанная предельная величина составляет 148 886 рублей 40 коп.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ - взносы в ФФОМС с 2013 г. перечисляются страхователями, не производящими выплаты физическим лицам, в фиксированных размерах, то есть независимо от стоимости страхового года, утвержденной на 2014 года, и не зависит от доходности.

C 1 января 2014 года МРОТ составляет 5554 рублей в месяц.

Таким образом, индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы за 2014 год в следующем размере:

- в Пенсионный фонд РФ:

5554,00 (МРОТ) х 8 х 12 х 26% = 138 627,84 рублей (предельная величина за год);

138627,84 (годовая сумма) : 12 (месяцев) = 11552,32 руб. (сумма одного месяца).

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

5554,00 (МРОТ) х 12 х 5,1 % = 3399,05 (годовая сумма);

3399,05 (годовая сумма) : 12(месяцев) = 283,25 (сумма одного месяца).

C 1 января 2015 года МРОТ составляет 5965 рублей в месяц.

Таким образом, индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы за 2015 год в следующем размере:

- в Пенсионный фонд РФ:

5965,00 (МРОТ) х 8 х 12 х 26% = 148886,40 рублей (предельная величина за год);

148886,40 (годовая сумма) : 12 (месяцев) = 12407,20 руб. (сумма одного месяца).

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

5965,00 (МРОТ) х 12 х 5,1 % = 3650,58 (годовая сумма);

3650,58 (годовая сумма) : 12(месяцев) = 304,22 (сумма одного месяца)

Размер дохода плательщика взносов определяется по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Органы ПФР сопоставляют величину поступивших от предпринимателей и иных самозанятых лиц платежей с величиной их дохода. Информацию о доходах в ПФР передают налоговые органы в электронном виде. Это касается как сведений, содержащихся в налоговых декларациях указанных лиц, так и данных, выявленных в рамках мероприятий налогового контроля. Если суммы поступивших платежей пенсионных взносов не будут соответствовать сведениям о доходах, то есть будут уплачены в меньшем размере, чем следует, то органы ПФР направляют таким самозанятым лицам требование об уплате недоимки, пеней и штрафов.

Если же плательщик взносов не представит налоговую отчетность в инспекцию до окончания расчетного периода, в связи с этим, у органов ПФР не будет информации о доходах такого лица, то взносы за соответствующий расчетный период в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ будут взысканы в фиксированном размере - исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного размера МРОТ и страхового тарифа.

Однако, Пономарев Е.В. сведения о доходах в налоговый орган не представил, страховые взносы полностью не уплатил, в связи с чем, образовалась недоимка по страховым взносам в сумме 162823,32 руб., в том числе: на обязательное пенсионное страхование 161829,55 руб.; на обязательное медицинское страхование – 993,77 руб.

Статья 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ предусматривает выплату пени в случае уплаты плательщиком причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За несвоевременную уплату страховых взносов в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, истцом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате страховых взносов в сумме 8331,09 руб.

Расчет задолженности недоимки по страховым взносам и пени ответчиком не оспорен, признается судом верным и принимается им за основу.

Административным истцом в адрес ответчика были направлены требования о добровольной уплате страховых взносов, пеней и штрафов от 13.07.2015 г. №№ <данные изъяты>, <данные изъяты> которые до настоящего времени ответчиком не исполнены.

Поскольку ответчик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов, требования Управления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с предоставлением истцу отсрочки по уплате государственной пошлины, удовлетворением административного искового заявления, с ответчика подлежит взысканию 4623,08 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 178-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) к Пономареву <данные изъяты> о взыскании недоимки по страховым взносам и пени удовлетворить.

Взыскать с Пономарева <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженца г.Сарапула Удмуртской АССР, проживающего по адресу: <данные изъяты> в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) недоимку по страховым взносам в размере 162823,32 руб., пени в размере 8331,09 руб.

Взыскать с Пономарева <данные изъяты> в доход Муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в размере 4623,08 руб.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Сарапульский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2016 года.

Судья Сарапульского

городского суда Голубев В.Ю.