ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2884/17 от 04.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2884/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 декабря 2017 года г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе

председательствующего судьи Масленникова М.С.,

при секретаре Бобровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Низамовой Ольги Фирдаусовны к Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю о признании требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа недействительным и возложении обязанности произвести перерасчет суммы налога,

УСТАНОВИЛ:

Низамова О.Ф. обратилась в суд административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю о признании недействительным требования №10858 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22.12.2016г., а также решения Управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю от 19 октября 2017 года. Одновременно административный истец просил возложить на МИФНС России №14 по Алтайскому краю обязанность пересчитать налог на имущество по ставке 0,1%, исходя из кадастровой стоимости имущества.

В обоснование административного иска указано, что Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю направлено в адрес Низамовой О.Ф. требование № 10858 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22.12.2016г., согласно которому за ней числится задолженность (недоимка) по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 47 572 руб. и пени в размере 317,15 руб. С указанным требованием и с суммой выставленной недоимки административный истец не согласен. Указывает, что в 2016 году 28 регионов Российской Федерации установили кадастровую стоимость для объектов недвижимости на своих территориях и применяют исчисление налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, ставка налога составляет в этом случае 0,1% кадастровой стоимости имущества. 24.10.2013 г. Низамова О.Ф. купила дом для ведения личного подсобного хозяйства в <данные изъяты>. Согласно кадастровой справки о стоимости объекта недвижимости от 21.11.2016 года кадастровая стоимость жилого дома, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 31.12.2015 года, составляет 2 873 674 руб. 88 коп. Таким образом, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости Низамова О.Ф. должна уплатить налог в размере 0,1%, что составляет 2 873, 74 руб. В Алтайском крае, в частности в городе Барнауле, не определили в установленном законом порядке кадастровую стоимость объектов недвижимости, поэтому Барнаульская городская Дума приняла решение № 375 от 7.11.2014 года «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» предусмотренное пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого расчет налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов. Низамова О.Ф. проживает в Алтайском крае, поэтому ей налог на имущество специалисты ФНС посчитали от инвентаризационной стоимости, которая с учётом коэффициента-дефлятора оказалась равной 3 171 466 руб., то есть выше кадастровой стоимости. К данному объекту недвижимости была применена повышенная процентная ставка 1,5%. В результате этих расчетов Низамова О.Ф. должна уплатить налог за дом 47 572 руб., что превышает сумму налога по социально справедливой кадастровой стоимости в 16,56 раз. Просит признать выставленное инспекцией требование об уплате налога и пени незаконным, обязать налоговую инспекцию пересчитать налог на имущество по кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Чернядьев М.В. уточнил заявленные требования, исключив требование о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю от 19 октября 2017 года.

В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик заявленные требования не признал, указав, что в настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования системы имущественных налогов физических и юридических лиц, в ходе которого осуществляется переход от инвентаризационной к кадастровой оценке стоимости недвижимого имущества. Окончательный переход к новому порядку налогообложения имущества исходя из кадастровой стоимости в масштабах всей страны должен завершиться до 01 января 2020 года. До этого времени установлен переходный период, в течение которого субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения в сфере имущества, исходя из оценки экономического эффекта от введения нового порядка налогообложения имущества на показатели социально-экономического развития региона. Сумма налога, подлежащая уплате, определена в соответствии с положениями действующего законодательства. В связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте его проведения извещен.

При таких обстоятельствах, дело рассматривается судом при имеющейся явке.

В судебном заседании представитель административного истца Чернядьев М.В. на уточненных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Садкова Н.С. с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку начисление налога на имущество физических лиц Низамовой О.Ф. осуществлено в соответствии с действующим законодательством. Низамова О.Ф. с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц в налоговый орган не обращалась.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив обстоятельства спора и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Налоговым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» определены правила о порядке исчисления, предъявления и уплаты налога на имущество физических лиц.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

Так, согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. При этом указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации Нналоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Барнаульской городской Думой принято решение № 375 от 07.11.2014 года «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», согласно которого расчет налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов, поскольку в Алтайском крае не определена в установленном законом порядке кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Вышеназванным решением Барнаульской городской Думы установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащего на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в установленных решением размерах.

Коэффициент-дефлятор - это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

Решением Барнаульской городской Думы от 07.11.2014г. № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа-города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые ставки на 2015г., в том числе налоговая ставка при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 3 000 000 руб., которая составляет 1,5%.

Низамова О.Ф. с 24.10.2013г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу <данные изъяты>

Сведения относительно объекта недвижимости имущества жилого дома, расположенного по адресу <данные изъяты>., получены Инспекцией из компетентных источников в соответствии с процедурой, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации и приказом ФНС России от 06.02.2012г. №ММВ-7-6/49@. Инвентаризационная стоимость жилого дома по состоянию на 01.01.2012г. составила – 2 764 992,24 руб., кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2013г. составила - 2 873 674,88 руб. Согласно кадастровой справке о стоимости объекта недвижимости от 21.11.2016г., кадастровая стоимость жилого дома, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 31.12.2015 года составляет 2 873 674 руб. 88 коп.

Инвентаризационная стоимость на 01.01.2012 г. указанного жилого дома с учетом применения коэффициента-дифлятора на 2015 год составила 3 171 446,00 руб.

Таким образом, налоговым органом на основании представленных сведений был начислен налог на имущество физических лиц за 2015г. в соответствии с действующим законодательством ((3 171 446 руб. (суммарная инвентаризационная стоимость) х 1 (доля в праве собственности) х 1,5% (налоговая ставка).

Истцу было направлено уведомление № 57485840 от 27.08.2016г. на уплату транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015г. Налог на имущество физических лиц в размере 47 572 руб., указанный в уведомлении, в установленные сроки Низамовой О.Ф. в добровольном порядке уплачен не был.

В связи с неуплатой налога, налогоплательщику было направлено требование № 10858 об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц по состоянию на 22.12.2016г. в размере 47 572 руб. и пени в размере 317,15 руб.

Вышеуказанное требование об уплате налога и пени выставлено МИФНС России №14 по Алтайскому краю в соответствии с действующим законодательством с учетом фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога на имущество физических лиц. Задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени исчислена правильно, с учетом инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. Оснований для признания недействительным требования № 10858 от 22.12.2016г. суд не усматривает.

Доводы административного истца относительно того, что она является многодетной матерью и имеет на иждивении малолетних детей, в данном случае так же не является основанием для признания вышеуказанного требования недействительным, поскольку пунктом 3 Решения Барнаульской городской Думы от 07.11.2014г. № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа-города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые льготы для следующих категорий налогоплательщиков:

-дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет включительно;

-члены многодетных семей, признанные в установленном порядке малоимущими.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объектов налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика.

Лицо, имеющее право на льготу, самостоятельно или через законного представителя, предоставляет заявление о предоставлении льготы в налоговый орган по своему выбору и документы, подтверждающие право на налоговую льготу (для членов многодетных семей -справка, выданная органом социальной защиты населения по месту жительства, подтверждающая статус малоимущей семьи).

Основанием для отказа в предоставлении налоговой льготы является непредставление документов, подтверждающие право на налоговую льготу или предоставление недостоверных документов.

Низамова О.Ф. не представила суду доказательств обращения с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц в налоговый орган, а также документов, подтверждающих право пользования льготой.

На основании вышеизложенного, административный иск Низамовой О.Ф. к Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю о признании недействительным требования №10858 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22.12.2016г. и возложении обязанности на МИФНС России №14 по Алтайскому краю пересчитать налог на имущество по ставке 0,1%, суд оставляет без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Низамовой Ольги Фирдаусовны - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.С. Масленников

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2017 года