№ 2а-2884/2021
УИД 26RS0035-01-2021-004467-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием представителя административного истца Квачева В.В. – ФИО5, представителя административного ответчика администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края и заинтересованного лица - комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края – ФИО5, представителя заинтересованного лица - ПАО «Россетти Северный Кавказ» - ФИО5, при секретаре Буниной И.Е., рассмотрев административное дело по административному иску Квачева ФИО5 к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании недействующим постановления администрации города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части,
УСТАНОВИЛ:
Квачев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в просил суд признать недействующим постановление Администрации города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства в отношении принадлежащего Квачеву В.В. земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> как не соответствующее законодательству Российской Федерации.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ. администрацией города Михайловска вынесено постановление № об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства в отношении принадлежащего Квачеву В.В. на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с данным постановлением осуществлена государственная регистрация публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. номер государственной регистрации №.
Административный истец считает, что постановление администрации города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ. противоречит Земельному Кодексу РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам - вид разрешенного использования моего земельного участка установлен как - для сельскохозяйственного производства и пчеловодства». Таким образом установленный публичный сервитут влечет невозможность использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и существенно затрудняет его использование.
В соответствии с п. 13 ст. 23 ЗЗК РФ в случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Однако, в постановлении администрации города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ. нет указания на то, что Квачеву В.В. как собственнику земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут установлена плата за публичный сервитут и размер этой платы.
Вынесенное Постановление существенно нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования настоящего спора административным истцом было ДД.ММ.ГГГГ. подано заявление в прокуратуру Шпаковского района Ставропольского края с просьбой проведения проверки законности вынесения вышеуказанного постановления администрации города Михайловска. В результате проведенной проверки прокуратурой Шпаковского района было вынесено решение, в соответствии с которым оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Административный истец в судебное заседание не явился. Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края и заинтересованного лица - комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края –в судебном заседании просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица - ПАО «Россетти Северный Кавказ» в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. №, земельный участок, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в <данные изъяты>. от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый №, принадлежит ФИО5, номер и дата государственной регистрации: № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС <данные изъяты> кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение <данные изъяты> кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов ВЛ <данные изъяты> кВ протяженностью <данные изъяты> км в г. Михайловске, Шпаковского района» в отношении, в том числе и земельного участка, находящегося в частной собственности физических и юридических лиц: с кадастровым номером №, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в <данные изъяты> м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
Лицо, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута (обладатель публичного сервитута): ПАО «Россети Северный Кавказ».
Из сообщения Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в <данные изъяты> м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежащим Квачеву В.В. на праве собственности. В соответствии со ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. В соответствии с п. 3 ст. 39.42 ЗК РФ в июне ДД.ММ.ГГГГ года администрацией города Михайловска в газете «Михайловские вести», на официальном сайте администрации и на информационном щите в здании администрации было обеспечено извещение правообладателей земельных участков путем размещения сообщения о рассмотрении ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт (переводом ПС на напряжение <данные изъяты> кВ с установкой 2-х трансформаторов м <данные изъяты> MBA и устройством заходов BJI 110 кВ протяженностью <данные изъяты> км в г Михайловске, Шпаковского района». Осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивался личный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не несут существенного затруднения использовании земельного участка с кадастровым номером 26:11:021301:9 в соответствии с его разрешенным использованием «Для сельскохозяйственного производства и пчеловодства». В соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ ДД.ММ.ГГГГ. Квачеву В.В. почтовым отправлением с уведомлением направлялось постановление администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении публичного сервитута», подготовленное по результатам рассмотрения ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» об установлении бубличного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС <данные изъяты> кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение ПО кВ с установкой 2-х трансформаторов по 25 MBA и устройством заходов BJI <данные изъяты> кВ протяженностью <данные изъяты> км в г. Михайловске, Шпаковского района» на ряд земельных участков, одним из которых является участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание администрации. Участок находится примерно в <данные изъяты> м. от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, находящийся в собственности Квачева В.В. Кроме того, постановление было размещено на официальном сайте администрации <адрес> и опубликовано в газете «Михайловские вести». Статьей 39.46 ЗК РФ предусмотрена обязанность обладателя публичного вносить плату за публичный сервитут. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута. П.п. 7 и 7.1 Постановления предусмотрена обязанность ПАО «Россети Северный Кавказ» в установленном законом порядке обеспечить заключение с правообладателями земельных участков соглашений об осуществлении публичного сервитута. В соответствии с п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с п. 8 ст. 39.47 ЗК РФ правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Пунктом 1 ст. 39.37 ЗК РФ определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Согласно п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ в ходатайстве об установлении публичного сервитута должны быть указаны: наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика; цель установления публичного сервитута в соответствии со ст. 39.37 настоящего Кодекса; испрашиваемый срок публичного сервитута; срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения; обоснование необходимости установления публичного сервитута; указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного инженерного сооружения; сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения; кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются: подготовленные в форме электронного документа сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; соглашение, заключенное в письменной форме между заявителем и собственником линейного объекта или иного сооружения, расположенных на земельном участке и (или) землях, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, об условиях реконструкции, в том числе переноса или сноса указанных линейного объекта, сооружения в случае, если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции или сноса указанных линейного объекта, сооружения; копии документов, подтверждающих право на инженерное сооружение, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции или эксплуатации указанного сооружения, при условии, что такое право не зарегистрировано; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с ходатайством об установлении публичного сервитута обращается представитель заявителя.
В соответствии с нормами главы V.7 ЗК РФ ПАО «Россети Северный Кавказ» обратилось в администрацию города Михайловска с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровыми номерами №, неразграниченные земли в кадастровых кварталах № в целях размещения линейного объекта электросетевого хозяйства, являющегося объектом местного значения. Проектные границы публичного сервитута установлены в соответствии с проектом планировки и межевания территории, предназначенной для реконструкции линейного объекта энергетики «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение <данные изъяты> кВ с установкой 2-х трансформаторов по <данные изъяты> MBA с устройством заходов ВJI <данные изъяты> кВ протяженностью 8 км. в г. Михайловске, Шпаковского района», утвержденного в установленном порядке Приказом Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. №. Ходатайство ПАО «Россети Северный Кавказ» было оформлено в соответствии с требованиями ст. 39.41 ЗК РФ и содержало все сведения и прилагаемые к нему документы, необходимые для установления публичного сервитута.
Администрацией города Михайловска в соответствии со ст. 39.42 ЗК РФ были проведены мероприятия по выявлению правообладателей земельных участков и обеспечено извещение этих правообладателей земельных участков путем опубликования сообщения о рассмотрении ходатайства ПАО «Россети Северный Кавказ» об установлении публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС 35/10 кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение <данные изъяты> кВ с установкой 2-х трансформаторов по <данные изъяты> MBA с устройством заходов BJI <данные изъяты> кВ протяженностью 8 км. в г. Михайловске, Шпаковского района, в газете «Михайловские вести», на официальном сайте администрации города Михайловска на информационном щите в здании администрации города Михайловска.
Постановлением администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении публичного сервитута» установлен публичный сервитут для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства - «Расширение ПС <данные изъяты> кВ Аэропорт с переводом ПС на напряжение <данные изъяты> кВ с установкой 2-х трансформаторов по <данные изъяты> MBA с устройством заходов BЛ <данные изъяты> кВ протяженностью <данные изъяты> км. в г. Михайловске, Шпаковского района» в отношении указанных в ходатайстве земельных участков. Срок публичного сервитута - <данные изъяты> лет.
Администрацией города Михайловска ДД.ММ.ГГГГ. № Квачеву В.В. было направлено решение об установлении публичного сервитута. Также постановление администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении публичного сервитута» было размещено на официальном сайте администрации города Михайловска и опубликовано в газете «Михайловские вести».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Порядок) установлены правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, которые устанавливают ряд ограничений при использовании земельных участков охранных зонах электрических сетей.
Осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивался публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю, предусмотренные Порядком, не несут существенного затруднения в использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с его разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства и пчеловодства».
Таким образом, сервитут на земельный участок с кадастровыми номерами № установлен в соответствии с главой V.7 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ предусмотрена обязанность обладателя публичного сервитута вносить плату за публичный сервитут. Плата за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности определяется в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Плата за публичный сервитут вносится правообладателю земельного участка, с которым заключено соглашение об осуществлении публичного сервитута.
П.п. 7 и 7.1 постановления администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении публичного сервитута» предусмотрена обязанность ПАО «Россети Северный Кавказ» в установленном законом порядке обеспечить заключение с правообладателями земельных участков соглашений об осуществлении публичного сервитута.
Согласно ст. 226 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
На дату рассмотрения административного дела соглашение об осуществлении публичного сервитута между Квчаевым В.В. и обладателем публичного сервитута ПАО «Россети Северный Кавказ», не заключено.
Каких-либо оснований для признания оспариваемого постановления недействующим у суда не имеется.
Установив, что административным истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, недействительность постановления, также то, что оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд на основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Суд обращает внимание на то, что вопрос наличия (отсутствия) платы за установленный публичный сервитут, в данном случае, не относятся к предмету исследования при рассмотрении административного дела в порядке абстрактного нормоконтроля применительно к положениям главы 21 КАС РФ, а подлежат разрешению в ином судебном либо внесудебном порядке.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Поводом для обращения в суд Российской Федерации с административным иском, явилось вынесение постановления администрации города Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об установлении публичного сервитута».
С административным исковым заявлением Квачев В.В. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ., то есть с пропуском установленного законом трехмесячный срок обращения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Квачева В.В. о признании недействующим постановления администрации города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Квачева ФИО5 к администрации Шпаковского муниципального округа <адрес> о признании недействующим постановления администрации города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления публичного сервитута для размещения линейного объекта электросетевого хозяйства в отношении принадлежащего Квачеву В.В. земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольском краевом суде через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца.
Судья А.Е. Толстиков
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2021 года.