ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2885/2022УИД760014-01-2022-001950-45ИЗ от 19.09.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-2885/2022 УИД 76RS0014-01-2022-001950-45 изг. 19.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Ярославль

Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,

при секретаре Ляминой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цветовой Ирины Владимировны к департаменту строительства Ярославской области, Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» о признании объекта незавершенного строительства проблемным объектом, возложении обязанности по включению незавершенного строительством объекта в Единый реестр проблемных объектов,

установил:

Цветова ( ранее Затевахина) И.В. обратилась с административным исковым заявлением к Правительству Ярославской области о признании незаконным решения об исключении многоквартирного жилого дома из реестра проблемных объектов. В обоснование заявленных исковых требований ссылалась на то, что решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2018 ООО «Версаль» признано несостоятельным ( банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2018 в реестр требований о передаче жилых помещений включено требование Шавкуновой Т.Н. о передаче ей однокомнатной квартиры со строительным номером 32 в трехэтажном многоквартирном жилом доме по строительному адресу: 18.11.2020 между Шавкуновой Т.Н. и Затевахиной ( в настоящее время Цветовой) И.В. заключен договор уступки прав требования, по условиям которого Шавкунова Т.Н. передала Затевахиной (Цветовой) И.В. права требования по договору долевого участия в строительстве № 13/01 от 22.07.2015, заключенному между ООО «Версаль» и ООО «Контакт», договору уступки прав требования от 22.12.2016, заключенному между ООО «Контакт» и Разгуляевой А.С., договору уступки прав требования от 19.04.2018, заключенному между Разгуляевой А.С. и Шавкуновой Т.Н. в отношении однокомнатной квартиры со строительным номером 32 в трехэтажном многоквартирном жилом доме по строительному адресу: . Договор уступки прав требования от 18.11.2020, заключенный между Шавкуновой Т.Н. и Затевахиной И.В. в установленном порядке зарегистрирован. Из средств массовой информации Затевахина И.В. узнала, что решением Правительства Ярославской области в 2018 году многоквартирный жилой дом по строительному адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье, строительство которого осуществляло ООО «Версаль» исключен из перечня проблемных объектов Ярославской области. С данным решением истец не согласна, поскольку оснований для исключения многоквартирного жилого дома из перечня проблемных объектов Ярославской области не имелось, требования всех участников долевого строительства, в том числе требования Шавкуновой Т.Н., которые в полном объеме перешли к ней на основании договора уступки прав требования, удовлетворены не были.

Истец просит признать незаконным решение государственного органа об исключении жилого дома ООО «Версаль» по строительному адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье, обязать Правительство Ярославской области включить жилой дом ООО «Версаль» по строительному адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье в реестр проблемных объектов Ярославской области.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент строительства Ярославской области, ППК «Фонд развития территорий».

Истец Цветова И.В. исковые требования уточнила, просила признать объект незавершенного строительства по адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье ( застройщик ООО «Версаль») имеющим признаки проблемного объекта в соответствии с п. 1.1 ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», признать незаконным бездействие и отказ департамента строительства Ярославской области по передаче информации о проблемном объекте- жилом доме по адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье ( застройщик ООО «Версаль») в ППК «Фонд развития территорий», обязать департамент строительства Ярославской области передать информацию о проблемном объекте- жилом доме по адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье ( застройщик ООО «Версаль») в ППК «Фонд развития территорий», обязать ППК «Фонд развития территорий» включить в Единый реестр проблемных объектов жилой дом по адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье ( застройщик ООО «Версаль»).

В судебном заседании истец Цветова И.В., представитель истца по устному ходатайству Цветов В.В. требования уточненного административного искового заявления поддержали, пояснив, что, как следует из выписки из ЕГРН по состоянию на 18.02.2021 в отношении жилого дома по адресу ( застройщик ООО «Версаль») зарегистрированы договоры долевого участия в строительстве как с истцом Цветовой (ранее Затевахиной) И.В., так и в отношении иных граждан, что свидетельствует о том, что по состоянию на указанную дату в отношении данного незавершенного строительством объекта имелись неудовлетворенные требования участников долевого строительства. В соответствии с уточненным исковым заявлением истец не оспаривает действия Правительства Ярославской области, департамента строительство Ярославской области по исключению жилого дома по строительству адресу ( застройщик ООО «Версаль») из реестра проблемных объектов Ярославской области, поскольку в настоящее время в связи с внесением изменений в действующее законодательство данный реестр не ведется. Вместе с тем, спорный жилой дом отвечает требованиям проблемного объекта, установленным ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Ведение Единого реестра проблемных объектов с июля 2019 года осуществляет ППК «Фонд развития территорий», включение многоквартирных жилых домов в указанный реестр осуществляется на основании информации, предоставляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Департамент строительства Ярославской области необоснованно уклоняется от направления в ППК «Фонд развития территорий» информации о проблемном объекте- жилом доме по адресу Ярославская область Ярославский район Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье ( застройщик ООО «Версаль») в ППК «Фонд развития территорий».

Представитель ответчика Правительства Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель ответчика департамента строительства Ярославской области по доверенности Елисеева А.И. против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, указывая на то, что в начале 2017 года жилой дом по адресу ( застройщик ООО «Версаль») был включен в реестр проблемных объектов Ярославской области на основании заявлений участников долевого строительства. В начале 2018 года Правительством области принято решение об удовлетворении требований участников долевого строительства жилого дома путем предоставления квартир в жилом доме , в рамках реализации инвестиционного проекта в соответствии с законом Ярославской области от 12.04.2017 № 9-з «Об отдельных вопросах поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены». Квартиры переданы участникам долевого строительства жилого дома ООО «Версаль», включенным в реестр пострадавших, в конце 2019 года, в том числе и Разгуляевой А.С. Жилой дом исключен из реестра проблемных объектов 2019 году в связи с тем, что требования всех граждан, включенных в реестр пострадавших граждан, были удовлетворены. Ресстр пострадавших участников долевого строительства велся департаментом строительства Ярославской области на основании Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи пава нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», в соответствии с которым одним из критериев включения гражданина в реестр пострадавших является отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и ( или) иного проблемного объекта. По спорному договору долевого участия в строительстве № 13/1 от 22.07.2015, предметом которого является передача в собственность нескольких квартир, в том числе квартиры № 32, 28.11.2018 в департамент поступило заявление Разгуляевой А.С. о включении в реестр пострадавших граждан по квартире № 6, имеющей большую площадь. Указанное заявление подано в соответствии с Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр. В 2019 году Разгуляевой А.С., в числе других пострадавших граждан, взамен квартиры № 6 предоставлено иное жилое помещение. Согласно письма Минстроя России от 12.08.2016 № 560/п решение о включении пострадавшего гражданина в реестр пострадавших граждан принималось контролирующим органом только на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Включение в реестр пострадавших граждан носило заявительный характер и осуществлялось только по волеизъявлению граждан. Шавкунова Т.Н. с заявлением о включении ее в реестр пострадавших граждан по квартире № 32 по договору долевого участия в строительстве № 13/1 от 22.07.2015 в департамент не обращалась. С 27.06.2019 в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, ведение органами государственной власти субъекта Российской Федерации реестра пострадавших граждан упразднено, введено понятие единого реестра проблемных объектов. В соответствии с положениями ст. 4 Гражданского кодекса российской Федерации ( ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, нормы Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» о едином реестре проблемных объектов на исключенный из реестра проблемный объект- жилой дом ООО «Версаль» не распространяются. Цветова И.В. приобрела права требования по договору долевого участия в строительстве № 13/1 от 22.07.2015, в соответствии с которым срок передачи жилого помещения участнику долевого строительства - 2 квартал 2016 года, на момент заключения договора уступки прав требования строительные роботы на объекте не осуществлялись, на момент заключения договора уступки прав требования застройщик ООО «Версаль» признан банкротом. Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что Цветова И.В. приобретая права требования, понимала, что застройщик не сможет выполнить свои обязательства перед ней, как участником долевого строительства. Целью договора являлось не приобретение квартиры, а получение мер социальной поддержки, что свидетельствует о допущенном истцом злоупотреблении правом.

Представитель ответчика ППК «Фонд развития территории» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела его отсутствие, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал. Указал, что поскольку права участников долевого строительства застройщика ООО «Версаль» были восстановлены в 2019 году с использованием механизмов субъекта Российской Федерации, жилой дом был исключен из перечня проблемных объектов Ярославской области в связи с удовлетворением требований пострадавших участников долевого строительства, основания для включения объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу ( застройщик ООО «Версаль») в Единый государственный реестр проблемных объектов отсутствуют.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования административного искового заявления необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Материалами дела установлено, что 22.07.2015 между ООО «Версаль» (застройщик) и ООО «Контакт» ( участник долевого строительства) заключен договор долевого участия в строительстве № 13/01, по условиям которого застройщик принял на себя обязательство осуществить строительство многоквартирного жилого дома по адресу и передать участнику долевого строительства жилые помещения, в том числе квартиру № 32.

22.12.2016 между ООО «Контакт» и Разгуляевой А.С. заключен договор уступки пав требования, по условиям которого ООО «Контакт» передало Разгуляевой А.С. права требования по договору долевого участия в строительстве № 13/01 от 11.07.2015, заключенному с ООО «Версаль», в том числе в отношении квартиры № 32.

В начале 2017 года жилой дом по адресу ( застройщик ООО «Версаль») включен в реестр проблемных объектов Ярославской области на основании заявлений участников долевого строительства.

В начале 2018 года Правительством области принято решение об удовлетворении требований участников долевого строительства жилого дома путем предоставления квартир в жилом доме , в рамках реализации инвестиционного проекта в соответствии с законом Ярославской области от 12.04.2017 № 9-з «Об отдельных вопросах поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены».

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2018 ООО «Версаль» признано несостоятельным ( банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства.

19.04.2018 между Разгуляевой А.С. и Шавкуновой Т.Н. заключен договор уступки пав требования, по условиям которого Разгуляева А.С. передала Шакуновой Т.Н. права требования по договору долевого участия в строительстве № 13/01 от 11.07.2015, заключенному с ООО «Версаль», в том числе в отношении квартиры № 32.

28.11.2018 Разгуляева А.С. обратилась в департамент строительства Ярославской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены, по квартире № 6, имеющей большую площадь.

В 2019 году Разгуляевой А.С., в числе других пострадавших граждан, взамен квартиры № 6 предоставлено иное жилое помещение.

Шавкунова Т.Н. с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены, не обращалась.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2018 в реестр требований о передаче жилых помещений включено требование Шавкуновой Т.Н. о передаче ей однокомнатной квартиры со строительным номером 32 в трехэтажном многоквартирном жилом доме по строительному адресу:

В начале 2019 года жилой дом по строительному адресу: ( застройщик ООО «Версаль») исключен из реестра проблемных объектов в связи с тем, что требования всех граждан, включенных в реестр пострадавших граждан, были удовлетворены.

Согласно письма Минстроя России от 12.08.2016 № 560/п решение о включении пострадавшего гражданина в реестр пострадавших граждан принималось контролирующим органом только на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Включение в реестр пострадавших граждан носило заявительный характер и осуществлялось только по волеизъявлению граждан.

С 27.06.2019 в Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, ведение органами государственной власти субъекта Российской Федерации реестра пострадавших граждан упразднено, введено понятие единого реестра проблемных объектов. Таким образом, требования первоначального искового заявления Цветовой И.В. о признании незаконным решения органа государственной власти об исключении жилого дома ООО «Версаль» по строительному адресу из реестра проблемных объектов, понуждении Правительства Ярославской области включить жилой дом ООО «Версаль» по строительному адресу в реестр проблемных объектов Ярославской области являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. На момент принятия решения об исключении спорного жилого дома из реестра проблемных домов Ярославской области требования всех участников долевого строительства, включенных в реестр пострадавших граждан, были удовлетворены, Шавкунова Т.Н. ( правопредшественник истца) с заялением о включении в реестр пострадавших граждан не обращалась. с 27.06.2019 года ведение реестра проблемных объектов органами государственной власти субъектов Российской Федерации не осуществляется.

18.11.2020 между Шавкуновой Т.Н. и Затевахиной ( в настоящее время Цветовой) И.В. заключен договор уступки прав требования, по условиям которого Шавкунова Т.Н. передала Затевахиной (Цветовой) И.В. права требования по договору долевого участия в строительстве № 13/01 от 22.07.2015 в отношении квартиры № 32.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства (часть 1 статьи 1).

Статьей 23 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Так, для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий (часть 4 названной статьи).

Согласно части 1.1 статьи 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты).

В соответствии с ч. 1.2 ст. 23.1 Закона № 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Согласно ч. 3.1 ст. 23.3 Федерального закона № 214-ФЗ субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - оператор единого государственного реестра заключений), субъект Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, Фонд, Фонд субъекта Российской Федерации, конкурсный управляющий, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе. Субъекты информации, имеющие доступ к информации, размещенной в закрытой части системы, обеспечивают конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1.4 ст. 23.1 Федерального закона № 214-ФЗ основанием исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов является погашение субъектом Российской Федерации требований всех граждан - участников строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений или денежных требований в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.

Поскольку в 2019 году права всех включенных в реестр пострадавших граждан, чьи денежных средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены, участников долевого строительства были погашены в соответствии с законом Ярославской области от 12.04.2017 № 9-з «Об отдельных вопросах поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены», оснований для включения жилого дома по адресу Ярославская область Ярославский район пос. Заволжье ( застройщик ООО «Версаль») в единый реестр проблемных объектов не имеется.

Восстановление нарушенных прав административного истца в данном случае может быть осуществлено иным способом, в том числе с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований административного искового заявления Цветовой Ирины Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки , паспорт выдан УМВД России по Ярославской области 02.06.2022, код подразделения 760-001, к департаменту строительства Ярославской области ( ИНН 7604036179, ОГРН 1027600685694), Публично-правовой компании «Фонд развития территорий» ( ИНН 7704446420, ОГРН 5177746100032) о признании объекта незавершенного строительства проблемным объектом, возложении обязанности по включению незавершенного строительством объекта в Единый реестр проблемных объектов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.

Судья: В.В.Барышева