ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2887/2023 от 10.08.2023 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-2887/2023

25RS0010-01-2023-003732-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» августа 2023 года г. Находка Приморского края

Находкинский городской суд Приморского края, в составе председательствующего судьи Жила Н.Л., при секретаре Горбуновой Ю.С., с участием помощника Прокурора г. Находка Бебениной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к Администрации Находкинского городского округа Приморского края о признании незаконной документации по планировке территории, утвержденной постановлением от 22 сентября 2011 года № 1651 недействующей в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровый и земельному участку с кадастровым номером и о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Находкинского городского округа Приморского края о признании незаконной документации по планировке территории, утвержденной постановлением от 22 сентября 2011 года № 1651 недействующей в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровый и земельному участку с кадастровым номером и о возложении обязанности.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 пояснила, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <.........>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, что подтверждает выписка ЕГРН от 15 июня 2023 года № КУВИ-001/2023-138208210.

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <.........>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, что подтверждает выписка ЕГРН от 15 июня 2023 года № КУВИ-001/2023-138208578.

Постановлением Администрации НГО от 22 сентября 2011 № 1651 утверждены красные линии дороги, в том числе и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , тем самым вышеуказанный земельный участок вошел в границы территории общего пользования.

Административный Истец считает, что красная линия дороги установлена без учета и границ земельного участка, поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 25:31:010301:1898 и часть земельного участка с кадастровым номером 25:31:010301:254 расположена в границах территории общего пользования за «красной линией», что создает препятствие в осуществлении прав собственника в расположении свои имуществом.

Кроме того, согласно выпискам из ЕГРН на земельных участках отсутствует информация об установленных ограничениях в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Правовое регулирование Российской Федерации не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий. Пересечения земельных участков, принадлежащих ФИО1 красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности административного истца, и свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.

Просит, признать постановление Администрации Находкинского городского округа от 22 сентября 2011 № 1651 недействующим в части устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <.........>;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <.........> с момента вступления решения суда в законную силу.

обязать Администрацию Находкинского городского округа принять решение о корректировке красной линии относительно указанных объектов недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать Администрацию Находкинского городского округа опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, при таких обстоятельствах, суд считает рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, пояснила, что спорные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет с нарушением градостроительных норм и правил, еще до постановления Администрации НГО от 22 сентября 2011 года № 1651. Оспариваемая истцом документация была разработана на основании заявления частного лица в публичных интересах, поскольку фактически сложившееся расположение земельных участков на данной территории не позволило в принципе осуществлять подход к своим земельным участкам другим собственникам недвижимости. Таким образом, удовлетворение исковых требований может повлечь нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

Отнесение части земельного участка к территории общего пользования не является произвольным, так как определение границ оспариваемой зоны, производилось органами самоуправления с учетом сложившейся планировки территории в соответствии с документации по планировке территории.

В судебном заседании представитель административного ответчика дополнила, что на основании постановления мэра г. Находка от 07 апреля 2000 года № 522 предпринимателю ФИО4 был передан из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок площадью 79,1186 га в пожизненное наследуемое владение в районе свинокомплекса ПМП.

Начиная с 07 апреля 2000 года данная территория, включающая, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами и находятся в частной собственности. Кадастровые работы по разделу земельного участка, предоставленного ФИО4, были проведены с нарушением градостроительных норм самостоятельно собственником без участия Администрации НГО.

Осознавая необходимость организации проезда к земельным участкам, по инициативе собственников недвижимости, Администрацией НГО была запущена процедура разработки документации по планировке данной территории с учетом расположения фактически поставленных на кадастровый учет земельных участков.

30 августа 2011 года были проведены публичные слушания по проекту постановление Администрации Находкинского городского округа от 22 сентября 2011 № 1651. Заключение было опубликовано 06 сентября 2011 года в газете «Находкинский рабочий».

Таким образом, нарушение процедуры разработки и утверждения проекта планировки не выявлено, проект соответствует Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки НГО.

Признание оспариваемого постановления незаконным в части, указанным истцом, приведет к нарушению прав собственников, расположенных в непосредственной близости земельных участков, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В заключении помощник прокурора г. Находки Бебенина О.И. пояснила, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление администрации Находкинского городского округа Приморского края следует признать недействующим в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку, чем, несомненно, нарушены права истца.

Выслушав стороны, изучив требования административного истца, позицию административного ответчика, представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 8 статьи 213 КАС Российской Федерации).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС Российской Федерации).

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов граждан, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений (часть 1 статьи 9 ГрК Российской Федерации).

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно части 4 статьи 3 ГрК Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 ГрК Российской Федерации).

Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 ГрК Российской Федерации), а именно: согласно части 5 статьи 45 ГрК Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК Российской Федерации, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 статьи 45 ГрК Российской Федерации.

Из положений части 14 статьи 45 ГрК Российской Федерации следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации.

Из содержания части 1 статьи 18 ГрК Российской Федерации следует, что Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования.

Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Исходя из положений статьи 42 ГрК Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98» (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.

Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статья 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК Российской Федерации красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При этом, в соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п. 3.3 Инструкции красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Пунктом 3.4 названной Инструкции предусмотрено, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 ЗК Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к таким землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК Российской Федерации, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Пунктами 2 и 3 статьи 70.1 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом по общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.

Таким образом, отнесение земельных участков к территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса о резервировании и (или) об изъятии таких земельных участков для муниципальных нужд.

22 сентября 2011 года Администрацией Находкинского городского округа принято постановление № 1651 «Об утверждении документации по планировке территории», которым утверждена документация по планировке территории. Указанным актом утверждены красные линии, в том числе и в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , тем самым вышеуказанные земельные участки вошли в границы территории общего пользования.

По результатам изучения представленных административным ответчиком документов, с учетом требований законодательства суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.

Проверяя соответствие части оспариваемого акта нормативным правовым документам, имеющим большую юридическую силу, а также на предмет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 369 м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <.........>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, что подтверждает выписка ЕГРН от 15 июня 2023 года № КУВИ-001/2023-138208210.

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <.........>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, что подтверждает выписка ЕГРН от 15 июня 2023 года № КУВИ-001/2023-138208578.

Постановлением администрации Находкинского городского округа Приморского края от 22 сентября 2011 года № 1651 «Об утверждении документации по планировке территории» за подписью главы Находкинского городского округа Колядина О.Г., утверждён проект планировки территории Находкинского городского округа с указанием точек ориентиров на местности. Данное постановление официально опубликовано в местном печатном издании СМИ и информация о нём размещена на официальном сайте муниципального образования.

Административный истец считает, что красная линия дороги установлена без учета и границ земельного участка, поскольку часть земельного участка с кадастровым номером и часть земельного участка с кадастровым номером расположена в границах территории общего пользования за «красной линией», что создает препятствие в осуществлении прав собственника в расположении свои имуществом.

Согласно выпискам из ЕГРН на земельных участках отсутствует информация об установленных ограничениях в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно представленным фрагментам карты градостроительного зонирования территории Находкинского городского округа из Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами городского типа.

Из представленного фрагмента карты функционального зонирования территории Находкинского городского округа из Генерального плана Находкинского городского округа следует, что участок расположен в жилой зоне.

Факт пересечения красной линией земельных участков отражен на схеме расположения земельных участков, предоставленной административным ответчиком в суд вместе с возражениями на административное исковое заявление.

Таким образом, представленными материалами дела объективно подтверждается факт прохождения красной линии по земельным участкам, принадлежащим ФИО1 на праве собственности, что свидетельствует об их утверждении без учета границ существующего объекта недвижимости, что недопустимо.

Какого-либо правового обоснования правомерности отнесения к территории общего пользования земельных участков, административным ответчиком в материалы дела не представлено, как не представлено.

Действующее законодательство не допускает произвольного отнесения земельных участков, находящихся в собственности к землям общего пользования.

При этом, расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в собственность, поскольку передача такого объекта в единоличное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке и противоречит правовому режиму земель общего пользования.

Приведенные положения в своей совокупности свидетельствуют о том, что пересечение земельных участков, принадлежащих ФИО1, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности истца, препятствует оформлению прав на земельный участок, а также проведению работ по строительству или реконструкции объекта, ввиду невозможности получения разрешения на строительство и свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.

Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает земельные участки, принадлежащие ФИО1 на праве собственности, административным ответчиком не представлено.

Доводы ответчика, который обосновывает установление красных линий и отнесение земельного участка к землям общего пользования Генеральным планом не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом правовом акте отсутствует указание на необходимость изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, отнесенных к территории планируемого строительства автодороги.

В соответствии с пунктом 1 части 2, части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации при удовлетворении заявленных требований полностью или в части в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица; 3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса; 4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 215 КАС Российской Федерации, если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учётом * места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

Также, согласно части 4 статьи 216 КАС Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

В вышеуказанных нормах процессуального права перечислены исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению судами при удовлетворении заявленных требований полностью или в части по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в своём Постановлении от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обращено внимание, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, вследствие чего часть 4 статьи 216 КАС Российской Федерации подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта (пункт 37).

Наличие каких-либо административных или иных публичных правоотношений, имеющих недостаточную правовую урегулированность, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в ходе рассмотрения дела не установлено.

При изложенных обстоятельствах правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, у суда не имеется, в указанной части требование административного истца следует оставить без удовлетворения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление административного истца ФИО1 к Администрации Находкинского городского округа Приморского края о признании незаконной документации по планировке территории, утвержденной постановлением от 22 сентября 2011 года № 1651 недействующей в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровый и земельному участку с кадастровым номером и о возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать постановление Администрации Находкинского городского округа от 22 сентября 2011 № 1651 недействующим в части устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <.........>;

- земельного участка с кадастровым номером , общей площадью кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <.........> с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административных исковых требований ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л. Жила