ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2888/18 от 28.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-2888/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Рыбниковой С.А.,

с участием: представителя административного ответчика Управления Росреестра по СК Ситниковой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по административному исковому заявлению Бугаева С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отложении заявления об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

Бугаев С.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета необоснованным.

В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления его заявление № 26/17-58 от 1Т.12.2017 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кад астрового учета от 21.11.2017 № 26-0-1-133/3011/2017-5937, принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 13.11.2017 года№ 26-0-1-133/3011/2017-5937. Заявление было предоставлено в связи с необоснованностью принятого решения о приостановке осуществления государственного кадастрового учета. В обжалуемом решении, в частности, указано, что границы земельного участка, о государственном кадастре которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка. При внесении координат характерных точек границ представленных в межевом плане, выявлено пересечении уточняемого земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>. Данный участок входит в состав Единого землепользования с кадастровым номером <номер обезличен>, который относится к землям лесного фонда и поставлен на кадастровый учет в соответствии с материалами лесоустройства. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права 26-АИ 518978, выданной 29.11.2013 г. 5’правлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Земельный участок, с назначением: Земли населенных пунктов - для садоводства, площадью 507 кв.м., кадастровый номер: <номер обезличен>, принадлежит на праве собственности Бугаеву С. В.. Эта же информация отражена в ЕГРН. Между тем, в соответствии с ФЗ от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», положения о приоритете ЕГРН применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Так же, согласно ч.3,12 ст. 60.2 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", образуемый участок обязаны поставить на кадастровый учет, несмотря на наличие выявленного пересечения, а граница лесного участка должна быть соответствующим образом сдвинута. Так же, вышеприведенные законодательные нормы не предусматривают обязательное согласование границ уточняемого земельного участка с Лесным фондом. В решении № 58 от 27 декабря 2017 г. апелляционная комиссия сослалась на законодательную норму ч. 6 статьи 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, согласно которой положения части 4 настоящей статьи не распространяются, в том числе на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия. Помимо указанных в решении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.11.2017 № 26-0-1-133/3011/2017-5937 причин, препятствующих осуществлению государственного кадастровой" учета, выявлено пересечение характерных точек границ уточняемого земельного участка с границами особо охраняемого природного объекта (26.11.2.72) и охранной зоной особо охраняемого природного объекта (26.11.2.75). Однако информация об особо охраняемом природном объекте 26.11.2.72 и охранной зоне особо охраняемого природного объекта 26.11.2.75 в общем доступе в ресурсах телекоммуникационной сети интернет отсутствует. Так же, единственный особо охраняемый природный объект «Русский лес», находящийся в непосредственной близости, не может быть особо охраняемым природным объектом 26.11.2.72, так как имеет порядковый номер кадастрового дела ООПТ: 26:11-К:г:001, 26:12-К:г:001.1,26:12-К:г:001.2. Более того, согласно перечня особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае, Утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 16.01.2015 № 10, заказник «Русский лес», не имеет охранной зоны. Границы заказника «Русский лес» утверждены постановлением правительства Ставропольского края от 06.10.2017 года № 403 -П.

Бугаев С.В. и его представитель Артеменко Г.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и в срок. Суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по СК возражала против удовлетворения заявления пояснила, что решение является законным и обоснованным.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218- ФЗ от 13.07.2015 года (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Заявление от 13.11.2017 №26-0-1-133/3011/2017-5937 о государственном учете изменений объекта недвижимости подано в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен> в связи с уточнением местоположения границ..

В соответствии с Законом о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных документов, и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В ходе проведения Управлением Росреестра правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов выявлено.

Из сведений ЕГРН, 29.11.2013 Управлением проведена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, о чем имеется запись № 26-26- 01/123/2013-163.

Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ст.29 Закона о регистрации и предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ст.14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, соответствующие требованиям, указанным в статье 21 Закона о регистрации.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). Указанные документы у» должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное " не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).

При проведении правовой экспертизы установлено нарушение ч. 1 п. 3 ст. 29 Закона о регистрации, выразившееся в несоответствии требованиям законодательства Российской Федерации необходимых для государственного кадастрового учета документов по их содержанию.

Ераницы вышеуказанного земельного участка, о государственном кадастровом учете на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕЕРН.

Данное обстоятельство послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, сроком с 21.11.2017 по 21.02.2018, о чем вынесено Уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.11.2017 № 26/РКФ/17-59929.

При этом, согласно ст. 43 Закона о регистрации в целях устранения приостановления возможно предоставить межевой план в виде электронного документа со сведениями о местоположении границ уточняемого и смежного земельного участка, с обязательным согласованием границ всеми заинтересованными лицами.

Не согласившись с вынесенным решением о приостановлении от 21.11.2017, Бугаев С.В. обратилась в Апелляционную комиссию при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее- Комиссия) с заявлением от 13.12.2017 № 26/7-58, об обжаловании данного решения.

В соответствии с ч. 1 ст.26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Закон о кадастровой деятельности допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном данным Законом порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) to государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

В состав апелляционной комиссии, согласно п. 6 Порядка, включаются три представителя органа регистрации прав и три представителя национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - национальное объединение).

Раздел III вышеназванного акта регламентирует порядок работы апелляционной комиссии, в соответствии с которым заседание апелляционной комиссии правомочно, если на нем присутствуют более половины ее членов.

Решения апелляционной комиссии принимаются путем открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании апелляционной комиссии членов. При равенстве голосов решающим является голос председателя апелляционной комиссии.

Заседания Комиссии оформляются протоколом заседания апелляционной комиссии, который подписывается всеми присутствующими на заседании ^ членами и утверждается председателем Комиссии в день заседания.

Заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в Комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении в течение тридцати дней с даты его принятия следующими лицами: физическим или юридическим лицом, представившим заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы (далее - заявление) в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении, либо его представителем; кадастровым инженером, изготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении; представителем юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (далее - заявители).

В отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений: об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении; об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении; об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Комиссия принимает решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении в случае, если принятие решения о приостановлении признано обоснованным, при этом указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия (в том числе основания, не отраженные в решении о приостановлении), с обязательной ссылкой на соответствующие положения

Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений.

Комиссия в течение одного рабочего дня со дня принятия решения информирует заявителя о принятом решении путем его направления заявителю по указанному в заявлении адресу электронной почты. Копии принятых Комиссией решений, копии протоколов заседания апелляционной комиссии представляются заинтересованным лицам органом регистрации прав, принявшим решение о приостановлении, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего обращения.

На проведенном <дата обезличена> заседании комиссией рассмотрено заявлением об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.11.2017г. 26/РКФ/17-59929 от <дата обезличена><номер обезличен>.

Согласно решению о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.11.2017г. 26/РКФ/17-59929 при внесении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ^ <номер обезличен> выявлено пересечение с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером <номер обезличен>.

Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> согласно сведениям ЕГРН относится к категории земель лесного фонда.

Так же имеется информация о том, что сведения об указанном земельном участка содержатся в Государственном лесном реестре.

В соответствии с п. 1 ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации-недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного ^ участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Ераницы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в ч.З ст.61 настоящего Федерального закона ^(далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (п. 4 ст. 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 статьи 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ положения ч. 4 настоящей статьи не распространяются, в том числе на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Помимо указанных в решении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 21.11.2017 №26/РКФ/17-59929 причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, выявлено пересечение характерных точек границ уточняемого земельного участка с границами территории особо охраняемого природного объекта (26.11.2.72) и охранной зоной особо охраняемого природного объекта (26.11.2.75).

Кроме того, в соответствии с п. 20"Ч. 1 статьи 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона).

В рамках рассмотрения заявления № 26/17-58 о 13.12.2017, выявлено пересечение характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> с границами земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.

По заявлению 26/17-58 о 13.12.2017 - принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, единогласно присутствующими членами Комиссии.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Бугаева С.В.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Бугаеву С. В. о признании решения об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета необоснованным отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.С. Данилова