ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2888/2022 от 15.08.2022 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2а-2888/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 августа 2022 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Андреева И.С., при секретаре Зайцевой Ю.Ж.,

с участием административного истца помощника прокурора г. Челябинска Рахимова А.С.,

представителя административного ответчика Администрации г. Челябинска, Управления по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска Савиной Е.В.,

представителей заинтересованных лиц Данилова Д.В., Гржещук Т.М., Нурмухаметова Р.Ф., Гангало Ю.И., Кузьменко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Челябинска к Администрации г. Челябинска об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Административный истец прокурор города Челябинска обратился в суд с административным иском к Администрации г. Челябинска о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах ул. ».

В обоснование административного иска указано, что постановление Администрации г. Челябинска принято с нарушением порядка, установленного Градостроительным кодексом РФ, а именно при введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или в иных случаях, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, собрания участников публичных слушаний могут проводится с использованием программно-аппаратных комплексов, в том числе в режиме видео-конференц-связи с видеотрансляцией и информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет», в соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 27.08.2013 г. № 44/17, которым утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки. Вместе с тем, при проведении публичных слушаний по рассмотрении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах собрания участников публичных слушаний в режиме ВКС с видеотрансляцией в период введенного режима повышенной готовности не проводились. Таким образом, нарушен порядок проведения публичных слушаний, выразившийся в том, что участники публичных слушаний не могли реализовать свое право на участие в них и представление возражений, фактически публичные слушания не проводились. В связи с чем просит признать недействительным постановление Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Рахимов А.С. доводы административного иска поддержал в полном объеме, поскольку фактически публичные слушания не проводились, следовательно нарушена процедура принятия нормативно-правового акта, в связи с чем постановление недействительно.

Представитель административных ответчиков Савина Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Процедура проведения публичных слушаний не нарушена, участникам была предоставлена возможность представить возражения, которые поступили и были рассмотрены комиссией. Технически возможности провести собрание в режиме видео-конференц-связи с видеотрансляцией и информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет» не имеется, поскольку обязательная идентификация участников не может быть проведена.

Представитель заинтересованного лица Усенко В.И. – адвокат Данилов Д.В. просил заявленные прокурором требования удовлетворить, подтвердил, что фактически публичные слушания не проводились, при этом на экспозиции проекта он присутствовал.

Представитель заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала» Гржещук Т.М. также просила заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица ООО СЗ «Трест Апартаменты» Нурмухаметов Р.Ф. возражал против удовлетворения требований административного истца, считает, что нарушений при принятии оспариваемого нормативно-правового акта не допущено.

Представитель заинтересованного лица Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области Гангало Ю.И. возражала против удовлетворения административного истца, пояснила, что заинтересованное лицо Усенко В.И. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу которое отнесено к объектам культурного наследия Челябинской области «Насосная водопровода железной дороги». За ненадлежащее содержания данного объекта Усенко В.И. привлекался к административной ответственности. Утвержденной документацией по планировке территории безопасность объекта культурного наследия может быть обеспечена.

Представитель Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска Кузьменко А.В. возражала против удовлетворения требований административного истца, поскольку утвержденной документацией по планировке территории утверждены красные линии.

Заинтересованные лица Усенко В.И., Усенко О.А., Егорова Е.А. при надлежащем извещении участия не принимали, Усенко В.И., Усенко О.А., Егорова Е.А. ходатайствовали об отложении судебного заседания (Егорова Е.А. по состоянии здоровья) либо проведение его посредством видеоконференцсвязи. Судом предпринимались попытки организовать проведение судебного заседания посредством видеоконференцсвязи, вместе с тем технической возможности не имелось, ответы из судов г. Перми представлены в дело. Учитывая то, что Усенко В.И. направил своего представителя, а также то, что стороны имели возможность сформировать по делу позицию и представить ее в судебное заседание, в том числе письменно, а также отсутствие медицинских документов, препятствующих участию в деле, при отсутствии возражений со стороны участников процесса, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица ООО «Челябинский Институт Генерального плана и транспорта», Челябинская городская Дума, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Комитет по делам образования г. Челябинска извещены, участия в судебном заседании не принимали.

Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Советского районного суда г. Челябинска.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица Егоровой Е.А. допрошен свидетель Мухаметьярова О.И., которая пояснила, что как депутат Законодательного собрания Челябинской области, принимает участие, в том числе при проведении публичных слушаний. Она присутствовала ДД.ММ.ГГГГ г. в Доме Архитектора на экспозиции, также там присутствовали иные участники. Считает, что публичные слушания не проводились, люди высказывали свои замечания, но при этом собрание так таковое не проводилось.

Суд, заслушав участников судопроизводства, свидетеля, исследовав и проанализировав имеющиеся доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.

Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Оспариваемый муниципальный правовой акт (постановление Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. ) имеет нормативно-правовой характер, поскольку издан управомоченным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения (утверждение документации по планировке территории), подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 7 статьи 213 названного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ г. Администрацией г. Челябинска издано распоряжение «О подготовке документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах ул. ».

Указанное распоряжение официально опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно подпункту 1 пункта 1 решения Челябинской городской Думы от 17.12.2019 г. № 5/26 «О порядке опубликования (размещения) муниципальных правовых актов города Челябинска» официальным источником опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска является газета «Вечерний Челябинск».

По постановлению Главы города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. назначено проведение публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах ул.

Согласно пункта 3 постановления Разработчику проекта необходимо организовать открытие экспозиции проекта ДД.ММ.ГГГГ года в часов в по адресу: . Посещение экспозиции проекта возможно по понедельникам с часов до часов до проведения собрания участников публичных слушаний.

В пункте 4 Управлению по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска при условии продления режима повышенной готовности Правительством Челябинской области в связи с угрозой распространения в Челябинской области коронавирусной инфекции (2019-nCoV) обеспечить проведение собрания участников публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ с использованием программно-аппаратных комплексов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечить прием предложений и замечаний от участников публичных слушаний, прошедших идентификацию, по электронной почте

Указанное постановление также официально опубликовано в печатном издании «Вечерний Челябинск» ДД.ММ.ГГГГ

В силу п.п. 7-9 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории вправе представить в уполномоченный на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

В силу части 2 статьи 16 Устава города Челябинска, Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Челябинской городской Думы.

Решением Челябинской городской Думы от 27 августа 2013 года № 44/17 утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска.

Челябинской городской Думы от 22 октября 2013 года № 45/29 утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Челябинске.

По решению Всемирной организации здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, ДД.ММ.ГГГГ года ситуация признана пандемией.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе, по введению (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обязаны принять меры по введению режима повышенной готовности.

ДД.ММ.ГГГГ года Правительством Челябинской области вынесено распоряжение № «О введении режима повышенной готовности».

В связи с возникшей угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и вынесенным распоряжением Правительства Челябинской области № 146-рп «О введении режима повышенной готовности», решением Челябинской городской Думы от 15.04.2020 г. № 8/4 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 27.08.2013 г. № 44/17 «Об утверждении Положения об организации и проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки города Челябинска» положение дополнено нормами о праве при введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или в иных случаях, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, собрания участников публичных слушаний проводятся с использованием программно-аппаратных комплексов, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, с видеотрансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интеренет».

Статьей 5.1 ГрК РФ регламентирована процедура проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, которая, в том числе состоит из: оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).

Размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций проекта правил землепользования и застройки, проведение экспозиции или экспозиций являются этапами процедуры проведения публичных слушаний (часть 5 статьи 5.1 ГрК РФ).

В соответствии с частью 9 статьи 5.1 ГрК РФ в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 5 указанной статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. В ходе работы экспозиции должны быть организованы консультирование посетителей экспозиции, распространение информационных материалов о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Консультирование посетителей экспозиции осуществляется представителями уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления или созданного им коллегиального совещательного органа и (или) разработчика проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Публичные слушания в заочной форме проводились в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. включительно и осуществлялись приемом письменных предложений и замечаний по понедельникам и средам с часов минут до часов минут (обед с часов минут до часов минут) по адресу: каб. 210 и 211, или в день проведения собрания участников публичных слушаний по адресу: . Также предложения и замечания участников публичных слушаний принимались в электронном виде по адресу электронной почты в вышеуказанные сроки ). При этом любой желающий мог ознакомиться с представленным проектом, внести корректировки и замечания.

Собрание участников публичных слушаний по вышеуказанному проект проведены в заочном режиме ДД.ММ.ГГГГ

Полученные Комиссией замечания и предложения от участников публичных слушаний, прошедших идентификацию, включены в протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. (в том числе от заинтересованных лиц Усенко В.И., Усенко О.А., Егоровой Е.А.).

Согласно протоколу проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. данные слушания признаны состоявшимися.

Комиссией подготовлено положительное заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ г., обсуждаемые проекты рекомендованы к утверждению и заключение обнародовано на официальном сайте администрации города, а также опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ г., что обеспечило возможность ознакомления граждан с таким заключением.

Порядок проведения общественных слушаний и опубликования их результатов соответствует нормам градостроительного законодательства.

При этом опубликование оповещения о начале публичных слушаний, размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях было осуществлено с соблюдением сроков, установленных законом, а объем и полнота таких данных были достаточны для информирования участников публичных слушаний, доказательств обратного, в том числе и свидетельствующих о нарушении прав административного истца не представлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Устава города Челябинска итоговый документ, принимаемый по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, подлежит официальному опубликованию, включая мотивированное обоснование принятых решений, и рассмотрению в органе местного самоуправления, принимавшем решение о назначении публичных слушаний.

Довод административного истца о нарушении порядка проведения публичных слушаний в судебном заседании подтверждения не нашел, градостроительным законом не предусмотрена обязательная форма проведения публичных слушаний (очно или заочно), при этом ограничивает время их проведения. Решение вопроса о проведении собрания участников публичных слушаний по поставленным вопросам в заочной форме, обусловлено сложившейся ситуацией в Челябинской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, введением в Челябинской области режима повышенной готовности, предусматривающим ограничение публичных и массовых собраний, требованием Градостроительного кодекса РФ не противоречит. Суд обращает внимание, что ограничений по ознакомлению с поставленными вопросами, а также в принесении замечаний и возражений участниками публичных слушаний в заочной форме в судебном заседании не установлено.

При этом, проведение собраний участников публичных слушаний в режиме видеоконференцсвязи или видеотрансляцией предусмотрено Положением, как один из вариантов использования программно-аппаратных комплексов, который может быть использован органом местного самоуправления в качестве самостоятельного или дополнительного средства проведения собраний участников публичных слушаний по усмотрению такого органа при наличии функциональной возможности ПАК, что также подтверждается письмом Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ г. №, являющегося разработчиком указанного Положения, который вправе давать разъяснения по вопросу применения указанных норм права.

Таким образом, собрание участников публичных слушаний по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах ул проведено ДД.ММ.ГГГГ г. с использованием программно-аппаратных комплексов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, цель публичных слушаний, предусмотренная частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, достигнута.

Согласно п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, глава органа местного самоуправления с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет»

Главой города Челябинска принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ г. Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах ул. ». Данное постановление опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от ДД.ММ.ГГГГ г., как и графика ДПТ.

Таким образом, органом местного самоуправления соблюдены все требования к установленному законом порядку по рассмотрению и утверждению ДПТ. В информационных сообщениях указывались краткие сведения по обсуждаемому вопросу, информация по предмету публичных слушаний, о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, о дате, времени и месте предварительного ознакомления с материалами публичных слушаний, о месте и сроке представления предложений и рекомендаций по предмету публичных слушаний, органе, принимающем предложения и рекомендации по проекту планировки и межевания. Все поступившие мнения, предложения и рекомендации от участников по вопросу публичных слушаний учтены и занесены в протокол публичных слушаний.

Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа и подлежит опубликованию в установленном порядке.

В части 3 данной статьи предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования такого решения представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

В силу предписаний части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).

Проект планировки и проект межевания территории, утвержденный оспариваемым постановлением Администрации г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ г. предполагает развитие микрорайона, его утверждение обеспечивает разумный и справедливый баланс публичных интересов и интересов граждан.

Данный проект планировки и проект межевания территории не предопределяет судьбу нежилого помещения, расположенного по адресу: которое отнесено к объектам культурного наследия Челябинской области «Насосная водопровода железной дороги». Утвержденной документацией по планировке территории безопасность объекта культурного наследия может быть обеспечена, вопреки доводам заинтересованных лиц.

Таким образом, суд, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и основываясь на анализе законодательства, регулирующего спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, оспариваемое постановление не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оно не нарушает прав и законных интересов административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований прокурора города Челябинска к Администрации г. Челябинска о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории с проектом межевания территории в границах » отказать.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Андреев