УИД: 66RS0049-01-2020-000394-69
Дело № 2а-288/2020
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.07.2020 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Хамиевой Ю.Р., при секретаре Спасовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Свердловской области обратилась с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физического лица в размере 2000 руб., указав, что ФИО1 не исполнила обязанность по уплате налога на доходы физического лица, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст.227 НК РФ по уплате штрафов в размере 2 000 руб. Согласно сведениям, полученным из управления юстиции по Свердловской области, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года является адвокатом. За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год и 2015 год ФИО1 привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ решениями инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ к штрафу в размере 1000 руб. за каждое нарушение. ФИО1 заказными письмами направлены требования №, №, что подтверждается реестром отправки заказной почтовой корреспонденции. По указанной задолженности инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа, но по представленным возражениям должника, судебный приказ № 2а-4363/2019 от 27.08.2019 определением мирового судьи судебного участка № 2 Режевского судебного района от 31.10.2019 отменен.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, были надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.№
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом телефонограммой, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях с иском не согласилась, указав что она не знала о привлечении ее к ответственности в виде штрафов. Извещения о проведении налоговых проверок, а также решения она не получала. Кроме того по взысканию штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, инспекцией пропущен срок для обращения в суд (л.д.№
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 с 2003 года является адвокатом (л.д.№
За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах налоговой декларации по НДФЛ за 2014 и 2015 г.г., ФИО1 была привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ решениями инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ к штрафу 1 000 руб. за каждое нарушение соответственно (л.д.№
По данной задолженности, налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) и № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, по указанной задолженности инспекция ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа. По представленным возражениям должника, судебный приказ № 2а-4363/2019 от ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № Режевского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, отменен. После его отмены, ДД.ММ.ГГГГ инспекция обратилась с данным административным исковым заявлением в суд.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом (ст. 31); камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88); должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (абз.1п.1 ст.93.1).
Согласно п.п. 2 п.1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из положений ст.87 Налогового кодекса Российской Федерации целью камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст. 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно п. 5 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
В силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 были проведены камеральные проверки в связи с непредставлением в установленный законодательством срок декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014,2015 г.г. (л.д.№
Решениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечена к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений к штрафу в размере 1 000 руб. за каждое (л.д№
Как следует из представленных налоговой инспекцией документов, извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок № от ДД.ММ.ГГГГ и №ДД.ММ.ГГГГ, а также акты проверок, были направлены ФИО1 по адресу: <адрес> (л.д.№
Вместе с тем, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается копией ее паспорта (л.д.№ и о чем налоговой инспекции было достоверно известно, поскольку в представленных ФИО1 налоговых декларациях был указан адрес: <адрес> (л.д.№
При таких обстоятельствах, в связи с нарушением условий процедуры рассмотрения материалов проверки, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании с ФИО1 штрафов на основании решений налоговой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени. При этом право на обращение в суд у налогового органа возникает с момента, когда общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, учитывая требование об уплате штрафа в размере 1 000 руб. на основании решения инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с ФИО1 истекал ДД.ММ.ГГГГ. Однако к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.
При этом соблюдение налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа не свидетельствует о соблюдении срока, установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ. Несоблюдение налоговым органом установленного налоговым законодательством срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 23 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Режевской городской суд Свердловской области
Судья Ю.Р.Хамиева