УИН №
Дело № 2а-288/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,
при секретаре Королько Л.И.,
с участием административного ответчика Калмыковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми к Калмыковой И.В. о взыскании недоимки по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Кировскому району города Перми обратилась в суд с административным иском к Калмыковой И.В. о взыскании недоимки по налогам и пени в сумме 3 915 рублей 95 коп., в том числе, транспортный налог – 3 749 рублей 24 коп., пени по транспортному налогу – 13 рублей 17 коп., земельный налог – 153 рубля 00 коп., пени о земельному налогу – 0 рублей 54 коп.
В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога однако в указанный в налоговом уведомлении срок не уплатил налоги в добровольном порядке, в связи с чем начислены пени. Требования об уплате налогов и пени, направленные в его адрес, в установленный срок не исполнены.
Определением судьи от 05 декабря 2019 года административное исковое заявление принято к производству Кировского районного суда города Перми, назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
Административный истец Инспекция ФНС по Кировскому району города Перми в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявила просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что на заявленных требованиях настаивает в полном объеме, задолженность налогоплательщиком не погашена.
Административный ответчик Калмыкова И.В. в судебном заседании иск не признала, заявив, что является гражданином СССР и не несет обязанность уплаты налогов, установленных в Российской Федерации. Также не обязана оплачивать свет, газ, воду, потому что этот ресурсы государства. Кроме того, считает, что транспортный и земельный налоги отменяет Устав города Перми, пункт 2 статьи 11 которого содержит фразу об отмене местных налогов и сборов Пермского городского округа, при толковании которой следует исходить из того, что все неустранимые сомнения трактуются в пользу налогоплательщика.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы административного ответчика, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административный ответчик Калмыкова И.В. состоит на учете в ИФНС России по Кировскому району г.Перми, ИНН №, адрес места жительства: <адрес>.
На основании сведений, полученных от регистрирующих органов, налоговым органом установлено, что за Калмыковой И.В. зарегистрировано транспортное средство ....... (в настоящее время снято с учета).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговые ставки транспортного налога установлены статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 22, 22.1, 23 Закона Пермской области от 30 августа 2001 года №1685-296 «О налогообложении в Пермском крае» были установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога (глава 6 «Транспортный налог» исключена Законом Пермского края от 25 декабря 2015 года № 589-ПК, вступившим в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу).
Статьей 23 названного Закона было установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административным истцом в адрес административного ответчика Калмыковой И.В. было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 3 753 рубля 00 коп. по сроку уплаты не позднее 03 декабря 2018 года.
В установленный срок транспортный налог не уплачен.
Также на основании сведений, полученных от регистрирующих органов, налоговым органом установлено, что Калмыкова И.В. является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, и земельного участка, расположенного по <адрес>.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с нормами статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1). Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4).
Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год (статья 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки установлены пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее действующая редакция абзаца 3 пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливала срок уплаты земельного налога не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административным истцом в адрес административного ответчика Калмыковой И.В. было направлено налоговое уведомление № об уплате земельного налога за 2017 год в размере 153 рубля 00 коп. по сроку уплаты не позднее 03 декабря 2018 года.
В установленный срок земельный налог не уплачен
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно нормам статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3). Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, налоговым органом начислены пени на недоимку по налогам.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлено требование № по состоянию на 18 декабря 2018 года: об уплате недоимки по земельному налогу в размере 153 рубля 00 коп., об уплате пени на недоимку по транспортному налогу в размере 3 753 рубля 00 коп., 27 января 2019 года частичная оплата – остаток 3 749 рублей 24 коп., об уплате пени на недоимку по транспортному налогу в размере 13 рублей 17 коп. (начислены за период с 04 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года) со сроком исполнения не позднее 10 января 2019 года.
Требование налогового органа в добровольном порядке не исполнено.
В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, в частности по транспортному налогу, процедуру и срок взыскания недоимки, составной часть которых являются направление требования об уплате недоимки с установлением срока, только по истечению которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании. Таким образом, момент возникновения недоимки по налогу и момент, с которого налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании, различны, и в силу вышеназванной нормы сумма налога становится подлежащей взысканию с физического лица с момента истечения срока уплаты, указанного в требовании налогового органа.
Поскольку сумма задолженности Калмыковой И.В. превысила 3 000 рублей после выставления требования от 18 декабря 2018 года № со сроком его исполнения не позднее 10 января 2019 года, то инспекция вправе обратиться в суд до 10 июля 2019 года.
25 апреля 2019 года Инспекция ФНС по Кировскому району города Перми подала заявление мировому судье судебного участка № о выдаче судебного приказа в отношении Калмыковой И.В. о взыскании с нее недоимки по транспортному налогу в размере 3 749 рублей 24 коп., пени в размере 13 рублей 17 коп., недоимки по земельному налогу в размере 153 рубля 00 коп., пени в размере 0 рублей 54 коп.
25 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № вынесен судебный приказ № о взыскании с Калмыковой И.В. налогов и пени. Определением мирового судьи судебного участка № от 03 июня 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно расчету, представленному административным истцом, задолженность налогоплательщика на момент обращения в суд (в пределах требования №) составляет: транспортный налог – 3 749 рублей 24 коп., пени по транспортному налогу – 13 рублей 17 коп., земельный налог – 153 рубля 00 коп., пени по земельному налогу – 0 рублей 54 коп.
На момент рассмотрения дела задолженность по налогам и пени Калмыковой И.В. не погашена, доказательств иного ответчиком не представлено.
Судом установлена правомерность и соответствие закону требований административного истца о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогу за 2017 год, а также начисленных пени. Расчет сумм налога и пени судом проверен и признан соответствующим действующему законодательству. Возражений административного ответчика относительно расчета задолженности, доказательств его необоснованности суду не представлено. Оснований ставить под сомнение правильность расчета суммы транспортного налога за 2017 год и земельного налога за 2017 год, а также пени, начисленных на недоимку по налогам у суда не имеется.
Установленный законом порядок начисления, а также порядок и сроки обращения в суд за взысканием налоговым органом соблюдены.
Административное исковое заявление предъявлено в суд 02 декабря 2019 года, то есть в установленный законом срок, не позднее шести месяцев со дня вынесения определения мирового судьи судебного участка № от 03 июня 2019 года об отмене судебного приказа.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2017 года, земельного налога за 2017 год и пени на недоимку по налогам судом не установлено, ответчиком такие основания не указаны.
При этом, доводы административного ответчика о том, что у нее отсутствует обязанность соблюдать налоговое законодательство Российской Федерации, поскольку она является гражданином СССР, а не Российской Федерации, суд считает несостоятельными, не основанными на фактических обстоятельствах дела с учетом гражданского статуса налогоплательщика.
Утверждение Калмыковой И.В. об отмене спорных налогов Уставом города Перми с 2005 года основано на неверном толковании норм материального права.
Приведенный административным ответчиком пункт 2 статьи 11 Устава города Перми предусматривает, что к вопросам местного значения Пермского городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов Пермского городского округа.
Таким образом, данное положение Устава города Перми, вопреки доводам административного ответчика, не свидетельствует об отмене налогов, а констатирует, что вопросы установления, изменения и отмены местных налогов и сборов Пермского городского округа относятся к вопросам местного значения.
Обязанность Калмыковой И.В. платить законно установленные налоги вытекает из статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обоснованность требований ИФНС России по Кировскому району города Перми о взыскании с Калмыковой И.В. начисленных, но не уплаченных налогов, а также пени судом проверена.
Таким образом, административные исковые требования ИФНС России по Кировскому району города Перми о взыскании с Калмыковой И.В. недоимки по транспортному налогу в размере 3 749 рублей 24 коп., пени по транспортному налогу в размере 13 рублей 17 коп., недоимки по земельному налогу в размере 153 рубля 00 коп., пени по земельному налогу в размере 0 рублей 54 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1). Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины по данному административному иску в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации то взысканию с административного ответчика в доход бюджета подлежит государственная пошлина в размере 400 рублей, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Перми удовлетворить.
Взыскать с Калмыковой И.В., задолженность по налогам и пени в сумме 3 915 рублей 95 коп., в том числе: транспортный налог за 2017 год в размере 3 749 рублей 24 коп., пени по транспортному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года в размере 13 рублей 17 коп., земельный налог в размере 153 рублей, пени по земельному налогу за период с 04 декабря 2018 года 17 декабря 2018 года в размере 0 рублей 54 коп.
Взыскать с Калмыковой И.В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.О. Хузяхралов