ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-288/20 от 21.08.2020 Томпонского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-288/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Хандыга 21 августа 2020 года

Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Юмшанова А.А., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил :

Прокурор Томпонского района РС (Я) обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ, в обоснование указав, что прокуратурой Томпонского района проведена проверка соблюдения требований ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет». Проверка и поиск интернет-страниц осуществлялись с использованием программы Яндекс.Браузер: в адресной строке браузера был введён адрес поисковой системы «google», далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-страниц по ключевым словам набрано сочетание следующих слов: «работа дропом». В ходе проверки результатов поиска была выявлена интернет-страница с адресом в сети «Интернет»: https://senzu.io/discuss/a4f11236-e078-450b-a3db-d66775c1163b, содержащая в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории РФ запрещено, а именно продажу скимминговых устройств, продажу конфиденциальных данных банковских карт, а так же специализированных файлов содержащих информацию о хищении денежных средств посредством копирования и модификации информации с оригинальных банковских карт законных пользователей и изготовления их копий с возможностью дальнейшего хищения денежных средств граждан, хранящихся на банковских счетах, а так же производится распространение информации о способах изготовления скимминговых устройств, осуществляется наем подельников для осуществления операций снятия наличных средств через банкоматы с копий карт, имеется информация об обналичивании денежных средств с целью уклонения от уплаты налогов и с целью вывода за рубеж. Деятельность ведется при отсутствии соответствующей лицензии, получаемой в установленном порядке, предусмотренном ФЗ РФ № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 287, и действуя в нарушение Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежит лицензированию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 214, Указа Президента РФ № 179 от 22.02.1992 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». В соответствии со ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» информация об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов, отнесена к понятию «банковская тайна» и охраняется федеральным законодательством. Статьей 159.3 УК РФ предусмотрена ответственность за мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершённое с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путём обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации. Статьей 5 данного Закона, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Информация, доступ к которой не может быть ограничен, указана в ч. 4 ст. 8 данного Закона, и к такой информации не относится информация, предполагающая различные способы и схемы по обналичиванию денежных средств, влекущие уход от уплаты налогов и сборов. На основании изложенного, просит признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную по адресу: https://senzu.io/discuss/a4f11236-e078-450b-a3db-d66775c1163b.

Дело на основании ст. 291 п. 2 КАС РФ с учетом ходатайств сторон рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Из отзыва представителя Управления Роскомнадзора РС (Я) следует, что в едином реестре доменных имен, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, не признана запрещенной, возражений по существу заявленного требования не имеют.

Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Статьей 5 данного Закона, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Информация, доступ к которой не может быть ограничен, указана в ч. 4 ст. 8 данного Закона, и к такой информации не относится информация, предполагающая различные способы и схемы по обналичиванию денежных средств, влекущие уход от уплаты налогов и сборов.

Таким образом, на вышеуказанных страницах допускается размещение информации, которая, воздействуя на волю людей, может способствовать возникновению намерения совершить преступление.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, представленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

В соответствии со ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В соответствии с ч. 1 и 2 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

Установлено, что прокуратурой проведен мониторинг сети Интернет с целью выявления сайтов с материалами, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации, установлено, что на сайте: https://senzu.io/discuss/a4f11236-e078-450b-a3db-d66775c1163b размещена информация, пропагандирующая противоправные деяния. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Указанная интернет-страница отсутствует в реестре Роскомнадзора (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено) по указанному выше адресу.

Поскольку представленные доказательства в совокупности подтверждают несоблюдение установленных требований закона, доказательств обратного при этом не представлено, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к данной информации не применялись.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 265.5, 293 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Признать информацию, размещенную на интернет-странице: https://senzu.io/discuss/a4f11236-e078-450b-a3db-d66775c1163b, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для внесения интернет-страницы: https://senzu.io/discuss/a4f11236-e078-450b-a3db-d66775c1163b в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.А. Юмшанов