ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-288/2022 от 06.05.2022 Оричевского районного суда (Кировская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дело № 2а-288/2022

пгт Оричи 6 мая 2022 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Александровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оричевского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района о признании незаконным бездействия по передаче объектов водоснабжения и водоотведения в рамках концессионных соглашений и о возложении обязанности передать объекты водоснабжения, а также водоотведения в рамках концессионных соглашений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района Кировской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района о признании незаконным бездействия по передаче объектов водоснабжения и водоотведения в рамках концессионных соглашений и о возложении обязанности передать объекты водоснабжения, а также водоотведения в рамках концессионных соглашений.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Оричевского района в ходе проведения анализа соблюдения законодательства о концессионных соглашениях, установлено, что муниципальным образованием Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района допускается бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц.

В собственности администрации Оричевского района имеется имущество для оказания коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.

Так, согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 31.03.2022 года у администрации Оричевского района имеется здание станции очистки сточных вод, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 43,2 кв.м.; внешняя канализация, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , протяженностью 2767 п.м.; водопроводная башня, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 16,5 м.; внешний водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , протяженностью 4493 п.м.; водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , кадастровый , протяженностью 5052 м.; буровая скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , площадью 34,5 кв.м.; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 70 м.; разведочно-эксплуатационная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , кадастровый , площадью 7,5 кв.м.; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 84 м.

По факту неисполнения требований законодательства о водоснабжении и концессионных соглашениях прокуратурой района в 2021 году в адрес главы администрации Оричевского района внесено представление, по итогам рассмотрения которого администрацией района сообщено, что в случае аварийных ситуаций принимаются меры на их устранение. Однако, в нарушение требований действующего законодательства администрацией Оричевского района объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Гарского сельского поселения и находящиеся на балансе муниципального образования, по концессионному соглашению не переданы, решение о заключении концессионных соглашений, не принималось, конкурсные процедуры для их заключения не проводились. Таким образом, исполнение органами местного самоуправления обязанности по передаче объектов водоотведения и водоснабжения в концессию непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан по получению качественных коммунальных услуг.

Прокурор, сославшись на статьи 1, 2, пункт 3 части 1 статьи 15, статью 50, части 2, 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 1 статьи1, статью 3, пункт 11 части 1 статьи 4, статьи 13, 21 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», просит признать бездействие муниципального образования Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района по передаче объектов водоотведения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования, в рамках концессионных соглашений, незаконным. Возложить на муниципальное образование Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района обязанность по передаче объектов водоотведения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования - здание станции очистки сточных вод, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 43,2 кв.м.; внешняя канализация, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , протяженностью 2767 п.м.; водопроводная башня, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 16,5 м.; внешний водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , протяженностью 4493 п.м.; водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , кадастровый , протяженностью 5052 м.; буровая скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , площадью 34,5 кв.м.; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 70 м.; разведочно-эксплуатационная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , кадастровый , площадью 7,5 кв.м.; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 84 м. в рамках концессионных соглашений.

В суде старший помощник прокурора Оричевского района Дудников И.А., поддерживая исковые требования, привел в их обоснование доводы, указанные в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Оричевского района Кировской области по доверенности Бельтюкова Ю.В. (л.д. 37) административные исковые требования не признала, суду пояснила, что со стороны администрации района бездействие по передаче объектов водоснабжения и водоотведения в рамках концессионных соглашений отсутствовало. Администрация района пыталась передать имущество для организации водоснабжения Гарскому сельскому поселению, но те отказались принять это имущество в собственность. Администрацией Оричевского района в адрес руководителя региональной службы по тарифам Кировской области 20 апреля 2022 года направлено заявление о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Гарского сельского поселения Оричевского района. В конце 2021 года был разработан проект Закона Кировской области «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и органами государственной власти Кировской области», согласно которому была разработана дорожная карта, где определены зоны и сроки организации передачи объектов водоснабжения и водоотведения. Оричевский район был включен в одну из зон и попал в срок реализации 2027 год. Администрация Оричевского района подготовила письмо в министерство строительства, энергетики и ЖКХ, где просит рассмотреть возможность перенести Оричевский район в зону «Центр» - 1 Этап со сроком исполнения - 2023 год.

Представитель третьего лица - муниципального образования Гарское сельское поселение Оричевского района Кировской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу части 2 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области № 660 от 29.05.2020 года утвержден перечень имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Гарское сельское поселение Оричевского района Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Оричевский муниципальный район, согласно приложению (л.д. 62, 63-64)

На основании распоряжения администрации Оричевского района Кировской области № 75 от 11.08.2020 года в муниципальную собственность принято и включено в состав казны муниципального образования следующее имущество: внешний водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение ; водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение ; внешняя канализация, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение ; здание станции очистки сточных вод, расположенное по адресу: <адрес>а; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение ; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение ; разведочно-эксплуатационная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение ; буровая скважина , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение (л.д. 60, 61)

Выпиской из реестра муниципальной собственности Оричевского района от 31 марта 2022 года подтверждено, что в муниципальной собственности находится следующее спорное имущество:

- здание станции очистки сточных вод, расположенное по адресу: <адрес>, 1975 года постройки, кадастровый , площадью 43,2 кв.м.;

- внешняя канализация, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , 1954 года постройки, кадастровый , протяженностью 2767 п.м.;

- водопроводная башня, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , 1954 года постройки, кадастровый , высотой 16,5 м.;

- внешний водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение , 1954 года постройки, кадастровый , протяженностью 4493 п.м.;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , 1982 года постройки, кадастровый , протяженностью 5052 м.;

- буровая скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , 1952 года постройки, кадастровый , площадью 34,5 кв.м.;

- разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , 1983 года постройки, кадастровый , высотой 70 м.;

- разведочно-эксплуатационная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , 1982 года постройки, кадастровый , площадью 7,5 кв.м.;

- разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , 1976 года постройки, кадастровый , высотой 84 м. в рамках концессионных соглашений (л.д. 20-21)

Административным ответчиком не оспаривалось, что с момента принятия спорных объектов в собственность муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области, то есть с августа 2020 года концессионные соглашения не заключены.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования Оричевский муниципальный район обязана была в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Из ответа главы Оричевского района на представление прокурора Оричевского района об устранении нарушений жилищного законодательства от 11.10.2021 года следует, что в моменты аварийных ситуаций в Гарском сельском поселении администрация Оричевского района принимает необходимые меры по устранению аварийных ситуаций, затрагивая такие ресурсы, как материальные, физические и человеческие (л.д. 16)

Из материалов дела следует, что депутаты Гарской сельской Думы, рассмотрев на заседании 25 февраля 2021 года вопрос о принятии осуществления полномочий по организации на территории Гарского сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения, проголосовали большинством голосов против (л.д. 41, 42)

29 октября и 2 декабря 2021 года глава администрации Оричевского района обращался в министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области с ходатайством о рассмотрении вопроса о передаче полномочий по организации водоснабжения и водоотведения от органа местного самоуправления муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области на уровень субъекта Российской Федерации – Кировской области (л.д. 53, 54)

Согласно плану мероприятий «Дорожной карте» по вопросу перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и органами государственной власти Кировской области Оричевский район включен в Зону «Запад» со сроком исполнения – 2025 год (л.д. 56-57)

20 апреля 2022 года администрация Оричевского района обратилась региональную службу по тарифам Кировской области с заявлением о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Гарского сельского поселения Оричевского района с предполагаемой датой договора концессионного соглашения июль-сентябрь 2022 года, сроком на 5 лет (л.д. 44-45)

Глава Оричевского района 4 мая 2022 года обратился в министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области с предложением о внесении изменений в «Дорожную карту» по вопросу перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и органами государственной власти Кировской области с переносом Оричевского района в Зону «Центр» - 1 этап со сроком исполнения – 2023 год. Согласно ответу министерства от 05.05.2022 года, данное предложение по корректировке плана мероприятий будет рассмотрено на очередном заседании группы (л.д. 58, 59)

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами может быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Вместе с тем, отказывая в административном иске в части признания незаконным бездействия администрации Оричевского района по не передаче объектов водоснабжения и водоотведения в рамках концессионных соглашений, суд исходит из того, что муниципальным образованием принимаются возможные меры по передаче спорного имущества по концессионным соглашениям. Однако установлено, что в период с августа 2020 года хозяйствующие субъекты с инициативой по заключению концессионных соглашений не выступали.

В то же время суд считает необходимым с целью соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Гарского сельского поселения, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения, предоставляемых посредством указанных объектов, обязать муниципальное образование Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района передать спорные объекты водоотведения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования, хозяйствующим субъектам в рамках концессионных соглашений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Оричевского района Кировской области удовлетворить частично.

Возложить на муниципальное образование Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района обязанность по передаче объектов водоотведения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования - здание станции очистки сточных вод, расположенного по адресу: <адрес>, д. За, кадастровый , площадью 43,2 кв.м.; внешняя канализация, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , протяженностью 2767 п.м.; водопроводная башня, расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 16,5 м.; внешний водопровод, расположенный по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , протяженностью 4493 п.м.; водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , кадастровый , протяженностью 5052 м.; буровая скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , площадью 34,5 кв.м.; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 70 м.; разведочно-эксплуатационная скважина , расположенная по адресу: <адрес>, д. Большие Гари, сооружение , кадастровый , площадью 7,5 кв.м.; разведочно-эксплуатационная скважина на воду , расположенная по адресу: <адрес>, сооружение , кадастровый , высотой 84 м. в рамках концессионных соглашений.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Оричевский районный суд.

Судья Васильев С.В.

Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2022 года

Решение06.06.2022