Дело № 2а-2890/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 17 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи: Рогачевой Е.Т.,
при секретаре: Лобовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Демидову Я. В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Демидову Я.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в размере 64417 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 127 руб. 76 коп.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в размере 1 152 руб., на общую сумму 65696 руб. 76 коп.
В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик Демидов Я.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в качестве налогоплательщика, в связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налога образовалась задолженность, в связи с чем, ответчику были начислены пени.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Демидов Я.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что в соответствии с определением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Демидова Я.В. было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). Решением этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ он был признан банкротом и в отношении него была ведена процедура – реализация имущества гражданина. Требования ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска на общую сумму 1 149 504 руб. 71 коп. включены в реестр требований кредитора определением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. Все имущество, принадлежащее должнику Демидову Я.В. реализовано в рамках дела о банкротстве на торгах.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
В силу п. 1 ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогооблажения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. Объектами налогооблажения признаются следующие виды имущества: жилые дома жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
В силу ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки, налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.
В силу п.п. 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, только в порядке, установленном данным кодексом.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что в оспариваемый период Демидов Я.В. являлся собственником иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, 9П с кадастровым номером 74:36:0305010:283; иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, 9П, уч.22/1 с кадастровым номером 74:36:0305010:199; иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, 9П с кадастровым номером 74:36:0305010:149; иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, 9П с кадастровым номером 74:36:0305010:325; иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, 9П с кадастровым номером 74:36:0305010:328 и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 9П с кадастровым номером 74:36:0305010:6.
Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением административным ответчиком Демидовым Я.В. обязательств по уплате налогов, за административным ответчиком числится задолженность.
В адрес Демидова Я.В. направлялись:
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в размере 9 000 руб., земельного налога в размере 25 891 руб., налога на имущество физических лиц в размере 64 417 руб.;
- требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога в размере 25 891 руб., пени в размере 51 руб. 35 коп., налога на имущество физических лиц в размере 64 417 руб., пени в размере 51 руб. 35 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные налоговые уведомления и требования в установленные сроки административным ответчиком не исполнены.
Возражений по размеру исчисленного налога ответчиком в налоговую инспекцию представлено не было. Расчет налога судом проверен и признан верным.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено производство по делу о банкротстве Демидова Я.В.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Демидова Я.В. введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Грабко А.Ю., член Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Развитие».
Решением Арбитражного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГДемидов Я.В. признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан - реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Грабко А.Ю., член Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Развитие».
Административный истец ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска являлся кредитором Демидова Я.В., им заявлено требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности по налогам в размере 1 149 504 руб. 71 коп., в том числе: недоимка -1 061 408 руб. 81 коп., пени - 121 081 руб. 24 коп., штрафы - 1 000 руб.
Настоящим административным исковым заявлением истцом предъявлены требования о взыскании с Демидова Я.В. за 2019 год, то есть возникших после возбуждения в отношении Демидова Я.В. производства по делу о несостоятельности (банкротстве), таким образом, в силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указанные платежи являются текущими.
Ответчиком указанный налог в установленный законом срок не уплачен, доказательств иного в судебном заседании не добыто.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 8 Ленинского района г. Челябинска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени в отношении Демидова Я.В.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 8 Ленинского района г. Челябинска вынесен судебный приказ №а-1498/2021 о взыскании с Демидова Я.В. недоимки по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, пени.
ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Челябинска данный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений Демидова Я.В. относительно исполнения судебного приказа.
Из искового заявления следует, что в настоящее время за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в размере 64 417 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 127 руб. 76 коп., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в размере 1 152 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г.Челябинска обратилось в Ленинский районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Демидову Я.В., то есть в установленный шестимесячный срок.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска к Демидову Я.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельного налога, пени, подлежат удовлетворению, поскольку ответчик указанную задолженность, не оплатил.
Кроме того, истец согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 руб. до 100 000 руб. - 800 руб. плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 руб. (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска к Демидову Я.В. удовлетворены, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика госпошлины в доход местного бюджета в размере 2 170 руб. 90 коп.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска к Демидову Я. В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Демидова Я. В., ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Челябинска недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в размере 64 417 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 127 руб. 76 коп.; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2019 год в размере 1 152 руб., а всего взыскать 65 696 (шестьдесят пять тысяч шестьсот девяносто шесть) руб. 76 коп.
Взыскать с Демидова Я. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 170 (две тысячи сто семьдесят) руб. 90 коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Т. Рогачева
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года.