ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2894/2016 от 14.07.2016 Авиастроительного районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело а-2894/2016 подлинник

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2016 года г.Казань

Мотивированное решение

Изготовлено 18 июля 2016 года

Авиастроительный районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи С.Р. Гафуровой,

при секретаре судебного заседания А.А. Зариповой,

с участием:истца

ФИО1,

представителя истца

ФИО2,

представителя ответчикапредставителя третьего лица

ФИО3,ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управлению Архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани», ИКМО г.Казани о признании незаконным решение об отказе в выдаче выкопировки из схемы планировочных ограничений генерального плана г. Казани на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился с административным исковым заявлением к административному ответчику об отмене решения Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; обязании Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани произвести подготовку градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником земельного участка, общей площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположен жилой дом с надворными постройками. В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома административный истец обратилась в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка, приложив необходимые документы. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что земельный участок в соответствии со Схемой планировочных ограничений генерального плана <адрес>, утвержденного Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в зоне с особыми условиями использования, в зоне запрета строительства (зона РЛС - радиолокационной станции) ПАО «Казанский вертолётный завод», что послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным иском не согласилась. Пояснили, что земельный участок с кадастровым номером согласно схеме планировочных ограничений Генерального плана г. Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О Генеральном плане муниципального образования города Казани», расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, а именно, в зоне запрета строительства, установленной ПАО «Казанский вертолетный завод» имеются основания для отказа в выдаче ГПЗУ.

Представитель ответчика ИКМО г. Казани не явился, извещен.

Заинтересованное лицо – представитель ПАО «Казанский вертолетный завод» административные исковые требования не признал, просил отказать. Пояснив, что земельный участок истца с кадастровым номером , согласно схеме планировочных ограничений Генерального плана г.Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О Генеральном плане муниципального образования города Казани» расположен в зоне с особыми условиями использования приаэродромной территории, а именно, в зоне запрета строительства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принимается решение об отказе в перераспределении земель, в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Установлено, что административный истец является собственником земельного участка, общей площадью 461 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на котором возведен одноэтажный жилой дом, общей площадью 53,3 кв.м. с надворными постройками.

Для подготовки и получения градостроительного плана земельного участка административный истец обратилась к ПАО «Казанский вертолётный завод». Истцу было рекомендовано обратиться в Исполнительный комитет Муниципального образования г. Казани, так как для подготовки ГПЗУ необходим официальный запрос уполномоченного органа муниципального образования города Казани, направленного в их адрес с листом согласования.

В целях получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома административный истец обратилась в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка, приложив необходимые документы. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче градостроительного плана в связи с тем, что земельный участок в соответствии со Схемой планировочных ограничений генерального плана г. Казани, утвержденного Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в зоне с особыми условиями использования, в зоне запрета строительства (зона РЛС - радиолокационной станции) ПАО «Казанский вертолётный завод».

Повторное обращение административного истца в Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани с просьбой о предоставлении, выкопировки из Схемы планировочных ограничений генерального плана г. Казани на земельный участок кадастровым номером осталось без удовлетворения в связи с тем, что данная Схема относится к категории ограниченного доступа.

Согласно нормам Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Под государственным регулированием использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственности за их соблюдение.

Согласно статье 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Согласно статье 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 72 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 58 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» для каждого аэродрома (вертодрома) устанавливается приаэродромная территория.

Границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, горизонтальные и вертикальные границы специальных зон в районе аэроузла, зон ограничения полетов, постоянных опасных и других зон, установленных в интересах подразделений государственной, экспериментальной авиации и организаций, базирующиеся на аэродромах, вертодромах аэроузла указываются, в соответствии с пунктом 11 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления границ полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации» и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых инструкций по производству полетов в районе аэроузла, аэродрома (вертодрома) и типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома), посадочной площадки», в Инструкции по производству полетов в районе аэродрома, разрабатываемой старшим авиационным начальником и зарегистрированной в установленном законом порядке.

ПАО «Казанский вертолетный завод», являющееся собственником вертодрома, расположенного на территории г.Казани, в лице старшего авиационного начальника вертодрома, наделено действующим законодательством полномочиями на разработку Инструкции по производству полетов на вертодромах экспериментальной авиации в районе принадлежащего ему вертодрома, отображению в данной инструкции различных зон, необходимых для безопасной эксплуатации воздушных судов (при этом КВЗ не является собственником земельных участков, входящих в вышеуказанные зоны), а также полномочиями по согласованию или отклонению любого строительства на приаэродромной территории которая, согласно нормам действующего законодательства, является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме

территориального планирования субъекта Российской Федерации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».

Таким образом, согласно представленным ПАО «КВЗ» в Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г.Казани сведениям об установленных им ограничениях на приаэродромной территории вертодрома, которая согласно пунктам 2 и 58 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» является зоной с особыми условиями использования территорий, они были внесены в схему планировочных ограничений документа территориального планирования - Генерального плана г.Казани в 2007 году до его утверждения, а, соответственно, являются обязательными для отображения в градостроительной документации.

Под зонами с особыми условиями использования территорий согласно подпункту 4) статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Карты, отображающие зоны с особыми условиями использования территорий, являются неотъемлемой частью документа территориального планирования.

В составе Генерального плана города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О Генеральном плане муниципального образования города Казани» на основном чертеже, а также на схеме планировочных ограничений, являющимися секретными материалами, отображены территории с особыми условиями использования, в том числе, зона запрета строительства приаэродромных территорий.

Генеральный план муниципального образования г. Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О Генеральном плане муниципального образования города Казани» (далее - Генеральный план) опубликован в установленном действующим законодательством порядке в газете «Казанские ведомости», , ДД.ММ.ГГГГ, за исключением графических материалов, указанных в таблицах (секретные материалы) и (материалы для служебного пользования) Генерального плана, что установлено в пункте 3.1. решения Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О Генеральном плане муниципального образования города Казани».

Секретными данные схемы являются поскольку содержат сведения об особо режимных объектах, которые в соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» указаны в Перечне сведений отнесенных к государственной тайне

Основной чертеж Генерального плана г. Казани, а также схема планировочных ограничений Генерального плана г. Казани, на которых отображены территории с особыми условиями использования, представителем Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани представлены быть не могут, поскольку данные графические материалы являются секретными материалами, имеющими гриф секретности, свидетельствующий о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе.

Необходимо отметить, что зоны с особыми условиями использования территорий не устанавливаются документом территориального планирования, а согласно нормам действующего Российского законодательства отображаются в нем.

Обобщенная информация (в текстовой форме) о зонах с особыми условиями использования территорий размещена в разделе III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию» информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью ведения которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 1 статьи 56 ГрК РФ, постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности»).

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований.

Кроме того, довод представителя истца о возможном получении истцом согласования с ПАО «КВЗ» на строительство в границах спорного земельного участка, является несостоятельным по причине установления данным собственником вертодрома ограничений в виде запрета строительства на интересующей истца территории, что было подтверждено представителем третьего лица – ПАО «КВЗ».

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани», ИКМО г.Казани о признании незаконным решение об отказе в выдаче выкопировки из схемы планировочных ограничений генерального плана г. Казани на земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Авиастроительный районный суд города Казани.

Судья С.Р. Гафурова