ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2897/19 от 29.01.2019 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-2897/2019

25RS0029-01-2019-003896-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Уссурийск 25 июня 2019 г.

Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Онищук Н.В., при секретаре Чечель К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров размешенного использования XXXX от ДД.ММ.ГГ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что на основании договора купли-продажи истцу принадлежит земельный участок площадью XXXX кв.м из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: объекты коммунально-складского назначения, с кадастровым номером: XXXX, и стоящее на нем нежилое здание - механические мастерские, площадью XXXX кв.м, с кадастровым номером: XXXX, расположенные по адресу: XXXX. Истец имеет намерение построить на вышеуказанном земельном участке новое здание со сносом объекта, не стоящего на кадастровом учете, не зарегистрированного в установленном законом порядке, не пригодного к эксплуатации, о чем имеется заключение ООО «XXXX». На основании заключения ОАО «XXXX» XXXX от ДД.ММ.ГГ рекомендовано место размещения здания на части земельного участка, однако в данном случае границы разрешенного строительства капитального объекта недвижимости должны быть менее положенного. ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки администрации Уссурийского городского округа Приморского края о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с 3-х метров на 2 метра с западной стороны и с 3-х метров на 0 метров с южной стороны земельного участка с кадастровым номером: XXXX. ДД.ММ.ГГ состоялась комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, решением которого стало перенести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание. ДД.ММ.ГГ состоялось следующее заседание комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, решением которого явился отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером: XXXX, расположенный по адресу: XXXX, в связи с нарушением требований статей 40, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства предоставляется в отношении объектов планируемых к строительству или реконструкции, а не для построенных объектов. То есть, в отсутствие разрешения, планируемый объект построен, административное здание функционирует. На основании заключения комиссии администрация Уссурийского городского округа вынесла постановление об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования XXXX от ДД.ММ.ГГ Административный истец просит суд признать данное постановление незаконным, поскольку ссылка на нарушение статей 40, 51, 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации не соответствует действительности. Здание, на которое ссылается административный ответчик, стоит на кадастровом учете с XXXX года. Оно не реконструируется, не эксплуатируется и не пригодно к эксплуатации, подлежит сносу. Обращение административного истца предшествует получению надлежащей документации для нового строительства. Голосованием за отказ в предоставлении отступов проголосовали все десять членов комиссии единогласно. В заключении не указан, кто является председателем данной комиссии, не указано лицо, осуществляющее подсчет голосов. К заключению не приложен протокол и реестр подписей. А также и то, что на основании сведений, полученных от участников комиссии, проголосовали большинство за предоставление таких отступов.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленные требования в полном объеме, изложив доводы, указанные в административном иске. Дополнив, что действительно на участке административного истца имеется одно здание, права на которое внесены в ЕГРН, спор касается второго здания, расположенного на этом же участке, права на которое не зарегистрированы в установленном законом порядке, поскольку оно по своим конструктивным особенностям относится к объекту незавершенного строительства. За получением разрешения на строительство нового здания они не обращались. Уведомление о планируемом сносе здания в администрацию не направляли.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представил письменные возражения, из которых следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью XXXX кв.м с кадастровым номером XXXX, с видом разрешенного использования: объекты коммунально-складского назначения, и стоящее на нем нежилое здание - механические мастерские площадью XXXX кв.м, год завершения строительства - XXXX с кадастровым номером XXXX, расположенные по адресу: XXXX. Также истцом указано, что на земельном участке с кадастровым номером XXXX расположен объект, не состоящий на кадастровом учете и не зарегистрированный в установленном законном порядке, не пригодный к эксплуатации, о чем имеется заключение ООО «XXXX». ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки администрации Уссурийского городского округа Приморского края о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, минимальные отступы от границ земельного участка: с 3-х метров на 2 метра с западной стороны, с 3-х метров на 0 метров с южной стороны. На основании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГ администрация Уссурийского городского округа Приморского края вынесла постановление от 14 марта 2019 г. № 559 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: для земельного участка с кадастровым номером XXXX. Решение отказать в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства ФИО1 в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером XXXX, площадью XXXX кв.м, расположенного по адресу: XXXX, ул. XXXX, в территориальной зоне коммунально-складской (ПР 5), с 3 м до 2 м с западной границы земельного участка, с 3 м до 0 м с южной границы земельного участка, было принято в связи с нарушением требований, предусмотренных статьями 40, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно статьей 40 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства предоставляется в отношении объектов планируемых к строительству или реконструкции, а не для построенных объектов. В нарушение требований градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, утвержденными решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года№ 104 «О Правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа», в нарушение требований статьи 51, 55 ГрК РФ, на земельном участке, в отсутствие разрешения, планируемый объект капитального строительства уже построен, административное здание функционирует. Из материалов дела следует, что предприниматель инициировал в порядке статьи 40 ГрК РФ процедуру получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером XXXX, расположенного по адресу: XXXX. По результатам проведения работ с указанным заявлением, администрацией Уссурийского городского округа принято постановление от 14 марта 2019 г. № 559 об отказе истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером XXXX, расположенного по адресу: XXXX. Более того, по данным истца на земельном участке с кадастровым номером XXXX расположен объект, не состоящий на кадастровом учете и не зарегистрированный в установленном законном порядке, не пригодный к эксплуатации, о чем имеется заключение ООО «XXXX». В заключении Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ указан заместитель председателя данной комиссии, который утвердил заключение, и лицо, осуществляющее подсчет голосов - секретарь комиссии. При указанных обстоятельствах, у администрации Уссурийского городского округа имелись основания для отказа ФИО1 в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, оформленного постановлением от 14 марта 2019 г. № 559. Просила суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В силу положений пункта 5 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции является одним из документов, необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 принадлежит земельный участок площадью XXXX кв.м из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: объекты коммунально-складского назначения, с кадастровым номером: XXXX, и стоящее на нем нежилое здание - механические мастерские, площадью XXXX кв.м, с кадастровым номером: XXXX, расположенные по адресу: XXXX.

ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки администрации Уссурийского городского округа Приморского края о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства с 3-х метров на 2 метра с западной стороны и с 3-х метров на 0 метров с южной стороны земельного участка с кадастровым номером: XXXX.

ДД.ММ.ГГ состоялась комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, решением которого стало перенести рассмотрение данного вопроса на следующее заседание.

ДД.ММ.ГГ состоялось следующее заседание комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа, по результатом которого приняты рекомендации в отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка с кадастровым номером: XXXX, расположенный по адресу: XXXX, в связи с нарушением требований статей 40, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства предоставляется в отношении объектов планируемых к строительству или реконструкции, а не для построенных объектов. То есть, в отсутствие разрешения, планируемый объект построен, административное здание функционирует.

На основании заключения комиссии администрация Уссурийского городского округа вынесла постановление об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования XXXX от ДД.ММ.ГГ

Как следует из приложения к заключению ОАО «XXXX» от ДД.ММ.ГГXXXX, представленного административным истцом, на земельном участке, принадлежащем истцу, расположено строение в районе скважины XXXX.

Исходя из технического заключения ООО «XXXX», здание каменное нежилое, состоящее из основных частей – подземной части – фундамента, наземной части – стены, кровля, перегородки, относится к объекту незавершенного строительства.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не отрицается представителем административного истца, что на земельном участке уже имеется строение.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением предусмотренных законом случаев.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4).

Вместе с тем представленными в деле доказательствами подтверждается, что административный истец до получения разрешения на отклонение от предельным параметров разрешенного строительства начал работы по возведению на земельном участке по адресу: XXXX объекта капитального строительства, в нарушение предписаний статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не имея на то разрешения.

Исходя из содержания части 6.1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки от исполнительного органа государственной власти, должностного лица, государственного учреждения или органа местного самоуправления, указанных в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса, не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка, на котором расположена такая постройка, до ее сноса или приведения в соответствие с установленными требованиями, за исключением случаев, если по результатам рассмотрения данного уведомления органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, которые указаны в части 2 статьи 55.32 настоящего Кодекса и от которых поступило данное уведомление, направлено уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается либо вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Таким образом, из взаимосвязанного толкования приведенных правовых актов следует, что разрешение вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на конкретном земельном участке поставлено в зависимость от соблюдения требований технических регламентов (т.е. норм и правил строительства) того объекта недвижимости, о строительстве (реконструкции) которого заявлено лицом, обратившимся за получением такого разрешения.

Учитывая, что оспариваемое административным истцом постановление администрации Уссурийского городского округа об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров размешенного использования от 14 марта 2019 г. №559 принято в пределах компетенции данного органа, в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и не нарушает прав административного истца, заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров размешенного использования XXXX от ДД.ММ.ГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Уссурийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2019 г.

Судья Н.В. Онищук