ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2899/18 от 15.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Мотивированное решение составлено 15 октября 2018 года

№ 2а-2899/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Лазаревой М.И.,

при секретаре Кузиковой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Негосударственному образовательному учреждению «Имидж-центр», заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

ГУ Министерства юстиции по РО обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Негосударственного образовательного учреждения «Имидж-центр» и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований истец указал, что решение о регистрации Негосударственного образовательного учреждения «Имидж-центр» принято Администрацией города Ростова-на-Дону 19.08.1997 года, запись в ЕГРЮЛ внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 19.11.2002 г. за ОГРН , ИНН .

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного Управления юстиции Российской Федерации по Ростовской области организация внесена за учетным номером 6114040080.

На основании распоряжения Главного управления от 01 июня 2018 года № 724-р «О проведении плановой документарной проверки Негосударственного образовательного учреждения «Имидж-центр» со 2 июля 2018 года по 27 июля 2018 года была проведена плановая документарная проверка на соответствие деятельности, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации за период со 2 июля 2015 года по 1 июля 2018 года.

В результате проверки были выявлены следующие нарушения действующего законодательства, а также осуществление деятельности, противоречащей уставу организации: в нарушение п. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав Организации не приведены в соответствие с данным законом; в нарушение п. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации не содержит указание на тип образовательной организации; в нарушение ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации не соблюдаются положения собственного Устава в части периодичности проведения заседаний высшего органа управления; в нарушение п. 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе Организации отсутствуют положения об органах образовательной организации, а именно общее собрание работников; в нарушение п. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом не определен единоличный исполнительный орган; в нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Уставе Организации отсутствует описание эмблемы.

При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой Организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П).

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Негосударственное образовательное учреждение «Имидж-центр», уполномоченного представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, направило в суд документы, подтверждающие деятельность организации; меры, принятые к устранению выявленных ГУ Минюста по РО нарушений действующего законодательства.

УФНС России по РО, надлежащим образом извещенное о времени месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на исковое заявление просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Дело в отсутствие неявившихся лиц рассматривается судом в порядке ч. 4 ст. 263 КАС РФ.

Изучив материалы дела, суд, приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

В части 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность, в том числе граждан и их объединений, соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Судом установлено, что Администрацией города Ростова-на-Дону 19.08.1997 года принято решение о регистрации Негосударственного образовательного учреждения «Имидж-центр», запись в ЕГРЮЛ внесена Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 19.11.2002 г. за ОГРН , ИНН .

В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного Управления юстиции Российской Федерации по Ростовской области организация внесена за учетным номером 6114040080.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главного управления от 01 июня 2018 года № 724-р «О проведении плановой документарной проверки Негосударственного образовательного учреждения «Имидж-центр» со 2 июля 2018 года по 27 июля 2018 года была проведена плановая документарная проверка на соответствие деятельности, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации за период со 2 июля 2015 года по 1 июля 2018 года.

Согласно акту проверки от 27.07.2018 г. № 39 в ходе проверки были выявлены следующие нарушения действующего законодательства, а также осуществление деятельности, противоречащей уставу организации: в нарушение п. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав Организации не приведены в соответствие с данным законом; в нарушение п. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование Организации не содержит указание на тип образовательной организации; в нарушение ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации не соблюдаются положения собственного Устава в части периодичности проведения заседаний высшего органа управления; в нарушение п. 4 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе Организации отсутствуют положения об органах образовательной организации, а именно общее собрание работников; в нарушение п. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Уставом не определен единоличный исполнительный орган; в нарушение п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Уставе Организации отсутствует описание эмблемы.

При таких обстоятельствах, по мнению истца, решение о ликвидации Организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П).

Между тем, в материалах дела имеется информация о том, что административный ответчик продолжает свою деятельность и предпринял меры к устранению выявленных при проверке нарушений действующего законодательства.

Так, в материалы дела представлены: протокол № 12018 от 21 сентября 2018 года Общего собрания участников Негосударственного образовательного учреждения «Имидж-центр», из которого следует, что общим собранием принято решение начать реорганизацию учреждения в форме преобразования в автономную некоммерческую организацию «Центр моделинга, красоты и светского воспитания «Имидж-Элит»; утвердить наименование автономной некоммерческой организации «Центр моделинга, красоты и светского воспитания «Имидж-Элит»; утвердить местонахождение АНО «ЦМКиСВ «Имидж-Элит» по адресу: <адрес>; утвердить состав учредителей; утвердить Устав АНО «ЦМКиСВ «Имидж-Элит»; избрать на должность генерального директора АНО «ЦМКиСВ «Имидж-Элит» Степура М.Ю.; утвердить передаточных акт НОУ «ИМИДЖ-ЦЕНТР» и АНО «ЦМКиСВ «Имидж-Элит»; ответственным за государственную регистрацию организации в налоговом органе назначить Степура М.Ю. В материалы дела также представлена расписка в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации от 21.09.2018 г., из которой следует, что Степура М.Ю. в ГУ Минюста по РО сдан пакет документов о реорганизации НОУ «Имидж-Центр».

Административным ответчиком в подтверждение факта своей деятельности также представлены договор субаренды от 30.06.2018 г., штатное расписание АНО «Имидж-Центр», утвержденное приказом от 01.03.2018 г. № 4; договор возмездного оказания услуг на выполнение учебной работы на условиях почасовой оплаты № 17/2012 от 03.09.2012 г., трудовой договор № 02 от 14.04.2016 г., протоколы заседаний педагогического совета за 2017 -2018 г.г., копия свидетельства о регистрации товарного знака; протоколы заседания общего собрания учредителей НОУ «Имидж-Центр» от 09.01.2018 г., от 07.01.2017 г., благодарственные письма и почетные грамоты.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в связи с тем, что, по мнению суда, в результате проверки административного ответчика не было выявлено существенных, грубых и неустранимых нарушений действующего законодательства, которые могли бы служить основанием для ликвидации организации.

Сведений о привлечении НОУ «Имидж-Центр» к административной ответственности суду не представлено, равно как и сведений о том, что в адрес ответчика направлялись предписания об устранении нарушений действующего законодательства, которые не были исполнены.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из конституционно-правового смысла норм ст. 61 ГК РФ, ст. ст. 18, 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по одному формальному признаку нарушений закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-п).

Выявленные при проверке нарушения действующего законодательства не являются грубыми, систематическими, неустранимыми и в отсутствие доказательств выданных ответчику предписаний, фактов привлечения ответчика к административной ответственности, не являются основанием для применения в отношении административного ответчика исключительной меры в виде ликвидации организации.

Принимая во внимание, что административным истцом не представлено доказательств грубых, систематических, неустранимых нарушений действующего законодательства, допущенных административным ответчиком, учитывая вышеизложенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца о ликвидации НОУ «ИМИДЖ-Центр» и исключении организации из ЕГРЮЛ, поскольку ликвидация юридического лица по формальным признакам недопустима.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Негосударственному образовательному учреждению «Имидж-центр», заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из единого государственного реестра юридических лиц, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий