Административное дело № 2а-289/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 14 сентября 2020 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бесовой Л.В.,
при секретаре Жусуповой К.Т.,
представителя ответчика Панова Ю.В., действующего на основании доверенности от 16.08.2020 года, представившего диплом ЭВ №027930,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Лапину Владимиру Владимировичу о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области обратилась с административным исковым заявлением к Лапину В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 7987 рублей, пени в размере 453 рубля 58 копеек, за период с 04.12.2018 года по 21 января 2020 года.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что административный ответчик является собственником транспортных средств. Уплату налогов своевременно не производит. Ответчику были направлены налоговые уведомления на уплату налогов, налоги не уплачены, в связи с неуплатой налогов в срок, направлены требования об уплате налогов, начислены пени. Лапин В.В. имеет задолженность по налогам, сборам, пеням с 2015 года по 2018 год в размере 7987 рублей, начислены пени в размере 453 рубля 58 копеек, за период с 04.12.2018 года по 21 января 2020 года. С учетом положений ст. 48 НК РФ в случае превышения суммы взыскания с физического лица более 3000 рублей налоговый орган обращается в суд. Судебный приказ от 09.04.2020 года отменен по возражению административного ответчика 17.04.2020 года. В течение 6 месяцев налоговый орган обратился в суд.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без его участия. На исковых требованиях настаивает. В дополнительных пояснениях (л.д.-85) указал, что ответчику по налоговому уведомлению от 14.03.2018 года начислен транспортный налог на сумму 21091 рубль, в том числе за 2014,2015,2016 годы, по налоговому уведомлению от 23.06.2018 года начислено за 2017 год за три транспортных средства в размере 9796 рублей, за 2018 год начислена задолженность по транспортному налогу по пяти транспортным средствам в размере 13243 рубля. ОКТМО у всех транспортных средств 37620462, начисленные налоги идут одной суммой, не по отдельному транспортному средству. В результате перерасчета сумма по начисленному налогу за 2016 год- уменьшена на 2987 рублей. Общая сумма начисленного налога с 01.10.2015 года по 03.12.2019 года составила 44130 рублей, уплата поступила в размере 36143 рубля. Задолженность с учетом поступившей оплаты составила 7987 рублей за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019 года.
Административный ответчик Лапин В.В. не явился на судебное заседание. Извещен надлежащим образом.
Его представитель по доверенности Панов Ю.В. иск не признал. Пояснил, что приговором суда от 22.09.2016 года транспортное средство снегоход «Тайга Барс» конфисковано, следовательно, ответчик утратил право собственности на него. Ответчик обращался в устном порядке за разъяснениями в гостехнадор, но ввиду отсутствия у него техпаспорта, сотрудниками гостехнадзора ему разъяснено, что снять с учета данное транспортное средство невозможно. Налоги не платил за 2017 и 2018 год за снегоход «Тайга Барс» ввиду утраты права собственности.
В порядке ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав имеющиеся письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
К таким объектам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые ставки по правилам пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с законом Курганской области от 26.11.2002 № 255 "О транспортном налоге на территории Курганской области", с последующими изменениями установлены налоговые ставки на легковые автомобили: с мощностью до 100 л.с. включительно – 10 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 27 рублей, свыше 150 л.с. до 200 л.с., включительно – 50 рублей, свыше 200 л.с. до 250л.с. – 75 рублей, свыше 250 л.с. – 150 рублей, снегоходы, мотосани до 50 л.с – 25 рублей, свыше 50 л.с.-50 рублей.
Согласно части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.48 Налогового кодекса РФ срок для обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Из материалов дела усматривается, что Лапину В.В. на праве собственности принадлежат автомобили Шевроле Нива гос.номер №, ГАЗ 53 гос.номер №, автомобиль Хенде гос.номер №, автомобиль ЛАДА гос.номер №. Также на имя Лапина В.В. зарегистрирован снегоход «Тайга Барс» гос.номер № с 15.02.2016 года, что подтверждается сведениями регистрирующих органов (л.д.34-35, 83).
В соответствии со ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым направление налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом, признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления с установлением презумпции получения его адресатом.
Налоговым органом в адрес Лапина В.В. направлены налоговые уведомления: №84775116 от 14.03.2018 года об уплате налогов в сумме 21091 рубль, в том числе за снегоход «Тайга Барс»-3677 рублей в срок до 17 мая 2018 года (л.д.-31), от 23.06.2018 года №593702 от уплате налогов в сумме 9796 рублей, в том числе за снегоход «Тайга Барс» (4000 рублей) в срок уплаты до 03.12.2018 года, также направлено налоговое уведомление № 62790547 от 22.08.2019 года об уплате налогов на сумму 13243 рубля в срок до 02.12.2019 года (л.д.-33). Направлены требования об уплате налогов: №1991 от 22.01.2020 года сумма задолженности по налогу составила 7987 рублей, пени 84 рубля 07 копеек, №28903 от 04.04.2019 года на сумму 10539 рублей, пени-269 рублей 04 коп., №49461 от 11.07.2019 года на сумму 9796 рублей (л.д.-20-22). Общая сумма заложенности по пени с 04.12.2018 года по 21.01.2020 года составила 453 рубля 58 копеек.
Административным истцом произведен расчет размера транспортного налога в соответствии с установленными ставками налога законом Курганской области «О транспортном налоге на территории Курганской области»:
автомобиль Шевроле Нива : 79,60 (налоговая база)*10 (налоговая ставка) =796 рублей.
За автомобиль ГАЗ 53 : 125 (налоговая база)*40 рублей(налоговая ставка)=5000 рублей.
Снегоход Тайга Барс: 80 (налоговая база)*50 рублей (налоговая ставка)=4000 рублей,
Автомобиль Хенде : 149,56 (налоговая база) *27 рублей (налоговая ставка)=3365 рублей.
Автомобиль Лада: 97,90 (налоговая база) *10 рублей (налоговая ставка)=82 рубля (л.д.-33).
Согласно приговору Макушинского районного суда от 22.09.2016 года, вступившим в законную силу 10.01.2017 года, Лапин В.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.258 УК РФ –назначено наказание в виде штрафа в размере 100 рублей с лишением права заниматься определенной деятельностью на 2 года. Снегоход Тайга Барс <данные изъяты>, хранящийся в комнате вещественных доказательств МО МВД России «Макушинский» конфисковать в доход государства (л.д.-61-67).
Из материалов исполнительного производства <данные изъяты> следует, что снегоход «Тайга Барс» конфискован в доход государства, согласно акту от 13.06.2017 года снегоход передан на реализацию. Исполнительное производство окончено 14.06.2017 года (л.д.-76-82).
Из доводов представителя ответчика следует, что транспортный налог не уплачен Лапиным за снегоход «Тайга Барс 850» ввиду конфискации по приговору суда.
Обсуждая правомерность действий ответчика, не уплатившего транспортный налог на указанное транспортное средство, суд принимает во внимание, что конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства имущества, как это предусмотрено нормами статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 235, 243 Гражданского кодекса Российской Федерации. Конфискация имущества влечет прекращение права собственности на это имущество.
Установив, что исполнительное производство <данные изъяты> окончено фактическим исполнением требований на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствует объект налогообложения. В данном случае это является объективным обстоятельством, освобождающим ответчика от уплаты транспортного налога.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование, а учитывая тот факт, что транспортное средство снегоход Тайга Барс 850 государственный регистрационный знак О317 КТ 45 конфискован по приговору суда, в собственности у ответчика не находился. В дальнейшем данное транспортное средство в рамках исполнительного производства передано в ТУ Росимущество в Челябинской и Курганской областях на переработку или на уничтожение, что свидетельствует об отсутствии характеристик, соответствующих объекту налогообложения транспортным налогом в силу положений статей 38 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательства, опровергающие установленные по делу фактические данные, суду в соответствии со статьей 62 КАС РФ не представлены.
В соответствии с п.5 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) (утв. Минсельхозпродом РФ от 16 января 1995 г.) (с изменениями и дополнениями) основаниями для снятия машин с учета является прекращение права собственности на основании заявления собственника машины.
Сведения органа гостехнадзора об отсутствии регистрации обращения Лапина В.В. с заявлением о снятии снегохода с учета, не свидетельствуют о бездействии ответчика, поскольку как следует из пояснений его представителя, Лапин обращался за разъяснениями в регистрирующий орган, без подачи письменного заявления.
Факт регистрации транспортного средства за ответчиком, не может быть признан единственным условием для возникновения обязанности по уплате транспортного налога, поскольку снятие транспортного средства с учетом в связи с его конфискацией зависело не от ответчика, а от действий иных лиц.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Данных об уклонении ответчика от совершения регистрационных действий, об отсутствии объективных причин препятствующих их совершению, суду не представлено.
Исковые требования заявлены истцом, в том числе за период за 2017,2018 год, а также пени в порядке ст.ст.72,75 Налогового Кодекса РФ.
Из дополнительных сведений, представленных истцом, следует, что сведения об уплате налога по отдельному транспортному средству отсутствуют, поскольку начисленные налоги в лицевых счетах идут одной суммой. Из представленного расчета следует, что имеется недоимка по транспортному налогу за 2017 год – 4000 рублей, после частичной оплаты задолженность составила 7987 рублей за 2018 год по сроку уплаты до 02.12.2019 года. Из расчета налогового органа следует, общая сумма начисления налога с 01.10.2015 года по 02.12.2019 года составила 44130 рублей, оплачено всего 36143 рубля.
Расчет налога по снегоходу составил за 2017 и 2018 год по 4000 рублей.
Из представленного истцом дополнительного расчета не следует за какое именно транспортное средство образовалась задолженность. В исковом заявлении период образования задолженности по налогам указан с 2015 по 2018 год, в дополнительных пояснениях-период задолженности - 2018 год.
Вместе с тем в расчете налогового органа указаны суммы неуплаченного налога за 2017 год 4000 рублей, за 2018 год 7987 рублей, с учетом частичных погашений. Данная сумма задолженности соответствует размеру начисленного налога за снегоход, кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что ввиду конфискации снегохода по приговору Макушинского районного суда от 22.09.2016 года ответчик не уплачивал транспортный налог именно за снегоход «Тайга Барс» за 2017 и 2018 год. Административным истцом доводы ответчика не опровергнуты.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчик утратил право собственности на транспортное средство.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области к Лапину Владимиру Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 7987 рублей, пени в размере 453 рубля 58 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. то есть с 15 сентября 2020 года, с подачей жалобы через Макушинский районный суд.
Судья: Л.В. Бесова