УИД:23RS0045-01-2020-000211-62 К делу №2а-289/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Славянск-на-Кубани 26 февраля 2020 года
Славянский городской Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Диденко Д.Ю.,
при секретаре Шестопал Н.С.,
с участием: представителя административного истца - ФИО1,
действующей на основании доверенности (...) от 15.11.2019 года,
предоставившей диплом серии (...) от 09.07.2012 года,
представителя административного ответчика ФИО2 -
ФИО3,
действующего на основании доверенности серии (...) от 17.02.2020 года, предоставившего диплом серии (...) от 14.11.1997 года, регистрационный номер (...),
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Центральной акцизной таможни к ФИО2 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица)
обратился в Славянский городской суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежейк ФИО2, из которого следует, что 10.01.2010 года, ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя - ИП ФИО2. 06.11.2018 года, ИП ФИО2 прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения. Данная информация подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮП). Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.Согласно статье 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Положения данной статьи применяются независимо от того, используется указанное имущество в предпринимательской деятельности или нет. Поэтому, прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не влияет на исполнение обязательств, возникших в период такой деятельности.ИП ФИО2 в период с апреля 2016 года, по ноябрь 2017 года, на таможенном посту по декларациям на товары(далее - ДТ) №(...),были задекларированы товары:ДТ (...) - тракторы для сельскохозяйственных работ, бывшие в употреблении, год выпуска с 1980 по 2012, марки MITSUBISHI, YANMAR, ISEKI, HITACHI, HONDA, SHIBAURA(далее - тракторы) код Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 8701905000, в количестве 104 единиц;(...) (товар 1 - 8), (...) (товар-9), (...) (товар 1,2) - автопогрузчики с вилочным захватом различных марок, бывшие в употреблении, год выпуска с 1993 по 2006 (далее - погрузчики) код ТН ВЭД ЕАС - 8427201909, в количестве 19 единиц.Указанные товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производств и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.Согласно требованиям ст. 24.1 указанного Закона, за каждое колёсное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учётом их технических характеристик и износа.Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоёмкость самой утилизации, её стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.В соответствие положениям пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор, являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствие абзацу пятому пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.Согласно положениям пункта 3 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.Разделом II Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №81, определён порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.В соответствие п.11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:а) расчёт суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», по форме, приведённой в приложении № 1;б)копиисертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);в)копии платёжных документов об уплате утилизационного сбора;г)решение о зачёте излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счёт его предстоящей уплаты, по форме, приведённой в приложении №2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счёт излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачёте утилизационного сбора в счёт его предстоящей уплаты, и его копия; д)копиядокумента, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.Согласно положениям пункта 5 указанных Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствие Перечню. Таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора (п. 13 Правил).В целях выбора коэффициента для расчёта утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в перечне указаны виды и категории самоходных машин и прицепов к ним и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.Самоходные машины - погрузчики, тракторы классифицируемые кодами 8427201909, 8701905000, соответственно, включены в Перечень.Коэффициент для расчёта суммы утилизационного сбора в отношении товаров, классифицируемых согласно коду ТН ВЭД ЕАЭС -8701905000, установлен разделом XIV Перечня в зависимости от мощности силовой установки. Согласно представленной ответчиком документации тракторы, задекларированные по (...) (товар 1), (...) (товар 1), (...) (товар 1, 2), (...) (товар 1), (...) (товар 1, 2), (...) (товар 1, 2) имеют мощность силовой установки от 9 до 26 л.с., то есть не более 30 л.с.,соответственно, относятся к категории «Мощностью силовой установки не более 30 л.с.», с даты выпуска которых прошло более трёх лет. Перечнем для данной категории транспортных средств установлен коэффициент «1,8» для расчёта суммы утилизационного сбора.Коэффициент для расчёта суммы утилизационного сбора в отношении товаров, классифицируемых в соответствие коду ТН ВЭД ЕАЭС -8427201909, установлен разделом VI Перечня в зависимости от максимальной технически допустимой массы (в редакциях от 06.02.2016 года, 11.05.2016 года).Погрузчики, задекларированные по (...) (товар -1-8 имеют максимальную технически допустимую массу:товар 1 - 4017 кг. (масса погрузчика 2517 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.); товар 2 - 5724 кг. (масса погрузчика 3724 кг, грузоподъёмность - 2000 кг.); товар 3 - 6324 кг. (масса погрузчика 3734 кг, грузоподъёмность - 2500 кг.);товар 4 - 5529 кг. (масса погрузчика 3529 кг, грузоподъёмность - 2000 кг.); товар 5 - 4098 кг. (масса погрузчика 2598 кг, грузоподъёмность - 1500 кг.); товар 6 - 4098 кг. (масса погрузчика 2598 кг, грузоподъёмность - 1500 кг.); товар 7 - 5422 кг. (масса погрузчика 3422 кг, грузоподъёмность - 2000 кг.); товар 8 - 4318 кг. (масса погрузчика 2818 кг, грузоподъёмность - 1500 кг.),соответственно, относятся к категории - «погрузчики массой свыше четырёх тонн, но не более восьми тонн», с даты выпуска которых прошло более трёх лет. Перечнем для данной категории транспортных средств установлен коэффициент «10» для расчёта суммы утилизационного сбора.Погрузчики, задекларированные по ДТ (...) (товар 1-8 имеют максимальную технически допустимую массу:товар 1 - 4365 кг. (масса погрузчика 2865 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 2 - 4190 кг. (масса погрузчика 2690 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 3 - 4350 кг. (масса погрузчика 2850 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 4 - 4255 кг. (масса погрузчика 2755 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 5 - 4025 кг. (масса погрузчика 2525 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 6 - 4100 кг. (масса погрузчика 2600 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 7 - 4150 кг. (масса погрузчика 2650 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 8 - 4235 кг. (масса погрузчика 2735 кг., грузоподъёмность - 1500 кг.) товар 9 - 4800 кг. (масса погрузчика 3000 кг., грузоподъёмность - 1800 кг.),соответственно, относятся к категории - «погрузчики массой свыше четырёх тонн, но не более восьми тонн», с даты выпуска которых прошло более трёх лет. Перечнем для данной категории транспортных средств установлен коэффициент «10» для расчёта суммы утилизационного сбора.Погрузчики, задекларированные по ДТ (...) (товар 1, 2) имеют максимальную технически допустимую массу:товар 1 - 6520 кг. (масса погрузчика 4020 кг., грузоподъемность - 2500 кг.); товар 2 - 7790 кг. (масса погрузчика 4790 кг., грузоподъемность - 3000 кг.),соответственно, относятся к категории - «погрузчики массой свыше четырёх тонн, но не более восьми тонн», с даты выпуска которых прошло более трёх лет. Перечнем для данной категории транспортных средств установлен коэффициент «10» для расчёта суммы утилизационного сбора.В соответствие примечанию 4 Перечня (в редакциях от 11.05.2016 года и 06.02.2016 года), размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчёта суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 рублей.Таким образом, размер суммы неуплаченного ответчиком утилизационного сбора составляет сумму в размере 56580000рублей.Сведений, позволяющих отнести ввезённую самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, так же не имеется.Расчёт суммы утилизационного сбора, подлежащего уплате, в отношении ввезённых самоходных машин ответчик на таможенный пост не представил, а также не осуществил уплату утилизационного сбора.Согласно положениям пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации №81, в случае если в течение трёх лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.Таможенный пост письмами от: 04.02.2019 года, (...); 07.02.2019 года (...) информировал плательщика - ИП ФИО2, о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезённого транспортного средства.Согласно почтовым идентификаторам (...), указанным в квитанциях об отправке, вышеуказанные письма получены адресатом. Сведения об уплате ответчиком утилизационного сбора до настоящего момента отсутствуют.Таможенные органы уполномочены на взыскание утилизационного сбора в судебном порядке в случае его неуплаты в установленный срок.Утилизационный сбор, уплата которого регламентирована пунктом 3 ет.24.1 Федерального закона, в соответствие положениям пункта 1 ст.51 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесён к неналоговым доходам федерального бюджета. Таким образом, право Евразийского экономического союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и налоговое законодательство Российской Федерации, регламентирующее порядок взыскания таможенных пошлин, налогов, не применимо. Особый порядок взыскания утилизационного сбора законодательством не предусмотрен. Просит суд, взыскать с ФИО2 в пользу Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица)сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 56580000 рублей.
Определением Славянского городского суда от 17 февраля 2020 года, произведена замена административного истца Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) по административному делу №2а-289/2020 по административному исковому заявлению Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) к ФИО2 о взыскании обязательных платежей, на Центральную акцизную таможню.
Представитель административного истца Центральной акцизной таможни - ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала, представила суду ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что ФИО2 не уведомил таможенный орган о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с чем, данный факт выяснился только при подготовке искового заявления о взыскании обязательных платежей с ФИО2, дело стало относиться к компетенции судов общей юрисдикции, изменились сроки для обращения в суд.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, представил суду возражения на административное исковое заявление согласно которым указал, что административным истцом пропущен предусмотренный ст.286 КАС РФ, срок для обращения в суд. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке. Материалами дела подтверждается, что после установления факта неуплаты утилизационного сбора, таможней были составлены уведомления от 04.02.2019 года и 07.02.2019 года. Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Двадцатидневный срок для добровольной уплаты утилизационного сбора по указанным уведомлениям истёк 04.03.2019 года и 11.03.2019 года (первый рабочий день после 08.03.2019 года). Таким образом, предусмотренный ч.2 ст.286 КАС РФ, шестимесячный срок на обращение в суд истёк, соответственно, 04.09.2019 года и 11.09.2019 года, при этом административное исковое заявление было подано в суд 30.01.2020 года, то есть с нарушением указанного срока более чем на четыре с половиной месяца, в связи с чем административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объёме заявленных требований. Административным истцом так же пропущен трёхлетний срок исковой давности, предусмотренный п.17 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ №81 от 06.02.2016 года. Из материалов дела следует, что выпуск товара по (...) осуществлён таможней 25.04.2016 года, по (...) - 06.05.2016 года, по (...) - 08.09.2016 года, по (...) - 01.11.2016 года, по (...) - 21.03.2017 года, по (...) - 14.08.2017 года, по (...) - 06.05.16 года, по (...) - 01.11.16 года, по (...) - 29.11.2017 года. Уведомлениями от 04.02.2019 года и 07.02.2019 года, о необходимости уплаты утилизационного сбора по указанным ДТ, таможенный орган обязал декларанта уплатить его в срок до 04.03.2019 года и 11.03.2019 года, однако, в суд с заявлением административный истец обратился лишь 30.01.2020 года. Таким образом, административным истцом по делу пропущен трёхлетний срок взыскания утилизационного сбора по (...) (25.04.2019 года), по (...) (06.05.2019 года), по (...) (08.09.2019 года), по (...) (01.11.2019 года), (...) (06.05.2019 года), (...) (01.11.2019 года), в связи с чем требования в размере 45210000 рублей удовлетворению не подлежат, в том числе, по данному основанию. Кроме того, административным истцом неверно исчислен утилизационный сбор в отношении погрузчиков по следующим основаниям. При определении коэффициента для расчёта утилизационного сбора таможенный органом была учтена не только масса погрузчика, но и его грузоподъёмность. Однако, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года,№305-КГ17-12383, п.26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, в силу пунктов 4, 5 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора имеют физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Грузоподъёмность, в отличие от массы, не является физической характеристикой. Утверждённый Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учётом такой их технической характеристики как грузоподъёмность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика. Следовательно, именно масса погрузчика необходима для расчёта суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных погрузчиков носит объяснимый характер и получило своё закрепление в Перечне в соответствиеп.п.4, 5 ст.24.1 Федерального закона №89-ФЗ. На основании изложенного, основания считать, что такая характеристика погрузчиков как их грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, отсутствуют. В связи с чем все погрузчики, задекларированные по (...) (товар 1-8), (...) (товар 1-9) и (...) относятся к категории - погрузчики массой не более четырёх тонн, утилизационный сбор по трём вышеуказанным декларациям должен был составить сумму в размере 17100000 рублей, а не 28500000 рублей, в связи с чем просит суд, отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объёме в связи с пропуском срока для обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного ответчика по делу ФИО2 - ФИО3 заявленные административные исковые требования не признал и суду пояснил, чтоссылка административного истца на ст.196 ГК РФ, не состоятельна, поскольку положения указанной статьи не подлежат применению по делам, возникающим из публичных правоотношений. В соответствие ст.195 ГК РФ, исковой давностью признаётся срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Содержание данной правовой нормы воспроизведено в п.1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года, №15 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года, №18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности". В том же пункте постановления отмечено, что под правом лица, подлежащим защите судом, применительно к понятию исковой давности следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Анализ содержания приведённых правовых норм позволяет сделать вывод о том, что положения гражданского законодательства об исковой давности могут быть применимы только к исковой форме защиты нарушенного гражданского права. Об этом, к примеру, сказано и в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 1996 года, по делу №17пв-96. Следовательно, при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, ссылка на установленный статьёй 196 ГК РФ, трёхлетний общий срок исковой давности является ошибочной. Кроме того, даже если допустить возможность применения норм ГК РФ, о сроках исковой давности к публичным правоотношениям, в пояснениях, представленных истцом не применена норма права подлежащая применению, а именно п.2 ст.200 ГК РФ, согласно которой по обязательствам с определённым сроком исполнения, течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Из материалов дела следует, что выпуск товара по (...) осуществлён таможней 25.04.2016 года, по (...) - 06.05.2016 года, по (...) - 08.09.2016 года, по (...) - 01.11.2016 года, по (...) - 21.03.2017 года, по (...) - 14.08.2017 года, по (...) - 06.05.16 года, по (...) - 01.11.16 года, по (...) - 29.11.2017 года. Уведомлениями от 04.02.2019 года и 07.02.2019 года, о необходимости уплаты утилизационного сбора по указанным ДТ таможенный орган обязал декларанта уплатить его в срок до 04.03.2019 года и 11.03.2019 года, однако, в суд с заявлением административный истец обратился лишь 30.01.2020 года. Таким образом, заявителем пропущен трёхлетний срок взыскания утилизационного сбора по (...) (25.04.2019 года), по (...) (06.05.2019 года), по (...) (08.09.2019 года), по (...) (01.11.2019 года), по (...) (06.05.2019 года), по (...) (01.11.2019 года), в связи с чем, требования в размере 45210000 рублей удовлетворению не подлежат, в том числе, по данному основанию. В своих пояснениях представленных в суд 18.02.2020 года, после получения возражений ответчика, истец признал необходимость применения положений ст.286 КАС РФ, относительно срока обращения в суд заявлением о взыскании обязательных платежей. Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Поскольку сумма задолженности превысила сумму в размере 3000 рублей, двадцатидневный срок для добровольной уплаты утилизационного сбора по уведомлениям направленным административным истцом истёк 04.03.2019 года и 11.03.2019 года (первый рабочий день после 08.03.2019 года).Таким образом, предусмотренный ч.2 ст.286 КАС РФ, шестимесячный срок на обращение в суд истёк 04.09.2019 года и 11.09.2019 года, при этом административное исковое заявление было подано в суд 30.01.2020 года, то есть с нарушением указанного срока более чем на четыре с половиной месяца, в связи с чем, административные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объёме. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ). Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности не представлено, в связи с чем исковые требования подлежат отклонению, в связи с изложенным просит суд, отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме в связи с пропуском срока для обращения в суд. В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока так же просил отказать, в связи с недоказанностью уважительности причин пропуска срока.
Суд, выслушав представителя административного истца - ФИО1, И.В., представителя административного ответчика ФИО2 - ФИО3,исследовав материалы дела,считает необходимым ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления и административные исковые требования центрального акцизного таможенного поста к ФИО2 о взыскании обязательных платежей оставить без удовлетворения в полном объёме по следующим основаниям.
Согласно ст.99 ТК ТС (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трёх лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, в том числе, в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки, с целью проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру; достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
Согласно п.3 ст.150 ТК ТС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств -членов таможенного союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 года, №81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачёта излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила №81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень №81).
В силу пункта 3 Правил N81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствие Перечню N81 (пункт 5 Правил №81).
В пункте 11 Правил №81 установлено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы: а) расчёт суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона №89-ФЗ по форме, приведённой в приложении 1; б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платёжных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачёте излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счёт его предстоящей уплаты, по форме, приведённой в приложении 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счёт излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачёте утилизационного сбора в счёт его предстоящей уплаты, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платёжным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил №81).
В соответствие п.17 Постановления Правительства №81 от 06.02.2016 года, в случае, если в течение трёх лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из системного толкования п.п.5, 11, 17 Правил, утверждённых Постановления Правительства №81 от 06.02.2016 года, в их взаимосвязи (в редакции действовавшей на момент ввоза самоходных машин ответчиком) следует, что утилизационный сбор должен был быть уплачен до выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования).
Совокупность указанных выше норм свидетельствует о том, что в случае установления факта неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенными органами, требование о взыскании доначисленной суммы утилизационного сбора может быть предъявлено плательщику, а доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке лишь в пределах трёхлетнего срока, предусмотренного пунктом 17 Правил №81 и статьёй 99 ТК ТС, который начинает течь с момента выпуска товаров.
Материалами дела подтверждается, что выпуск товаров завершён по (...) - 25.04.2016 года, по (...) - 06.05.2016 года, по (...) - 06.05.2016 года, по (...) - 08.09.2016 года, по (...) - 01.11.2016 года, по (...) - 01.11.2016 года, по (...) - 21.03.2017 года, по (...) - 14.08.2017 года, по (...) - 29.11.2017 года.
В соответствие ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.5 ст.219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 2 ст.286 КАС РФ, предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, положениями КАС РФ, предусмотрен специальный шестимесячный срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей, который начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате.
Материалами дела подтверждается, что после установления факта неуплаты утилизационного сбора, таможенным органом были составлены уведомления от 04.02.2019 года и от 07.02.2019 года. Согласно приложенным к административному исковому заявлению отчётам о доставке почтовых отправлений, уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора получены административным ответчиком 12.02.2019 года и 16.02.2019 года. Двадцатидневный срок для добровольной уплаты утилизационного сбора по указанным уведомлениям истёк 04.03.2019 года и 11.03.2019 года. Предусмотренный ч.2 ст.286 КАС РФ, шестимесячный срок на обращение в суд истёк 04.09.2019 года и 11.09.2019 года, соответственно,однако, административное исковое заявление было подано в суд30.01.2020 года, то есть, с нарушением указанного срока более чем на четыре с половиной месяца.
Довод представителя административного истца, о том, что ФИО2 не уведомил таможенный пост о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и административному истцу стало известно о прекращении деятельности ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя непосредственно перед обращением в суд, в связи с чем срок пропущен по уважительной причине отклоняется судом в виду следующего.
Согласно пункту 8 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 года, №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. Таким образом, сведения, вносимые в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей являются публичными. Для ознакомления с ними достаточно обратиться к общедоступному ресурсу https://egrul.nalog.ru/ в сети Интернет.
Кроме того, согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указанные сведения так же подлежат опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, который так же является общедоступным.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 06.11.2018 года, то есть за несколько месяцев до направления ему уведомлений административным истцом по делу, поскольку указанные сведения являются общедоступными, административный истец должен был узнать об указанном факте ещё до начала течения срока для обращения в суд.
При этом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя уведомлять таможенный орган о прекращении деятельности.
При принятии решения об отказе в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении пропущенного срока, суд так же учитывает, что административное исковое заявление было подано в суд более чем через месяц после получения выписки из ЕГРИП в отношении административного ответчика, а так же, что по части исковых требований административным истцом был пропущен и трехлётний срок, предусмотренный п.17 Правил (...), а именнопо (...) срок истёк, по (...) срок истёк 06.05.2019 года, по (...) срок истёк 08.09.2019 года, по (...) срок истёк 01.11.2019 года, (...) срок истёк 06.05.2019 года, (...) срок истёк 01.11.2019 года.
В связи с изложенным суд относится критически к доводу представителя административного истца о том, что пропуск срока вызван лишь не уведомлением административного истца административным ответчиком о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и применением положений ст.286 КАС РФ, о специальном сроке для подачи в суд административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные Центральной акцизной таможней административные исковые требования к ФИО2 о взыскании обязательных платежей- оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Славянский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Копия верна:
Согласовано: судья Диденко Д.Ю.