дело № 2а-289/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Промышленный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 28.02.2018 года, предъявившего диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования,
представителя административного ответчика УФСИН России по Оренбургской области ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, предъявившего диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к УФСИН России по Оренбургской области об оспаривании протокола комиссии по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным иском об оспаривании протокола комиссии по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в обоснование требований указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы Оренбургской области. Им подавались документы в территориальную комиссию о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года № № в постановке на учет было отказано со ссылкой ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ. С данным решением комиссии не согласен, поскольку проживает на территории г.Оренбурга с 2008 года на съёмных квартирах по договорам найма. До регистрации в общежитии по адресу: <адрес> имел прописку формальную вне территории муниципального образования: с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года Оренбургская область, с. <адрес>.
Действий, повлекших ухудшение жилищных условий не совершал, в связи с чем, отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является не правомерным.
В судебное заседание административный истец не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования ФИО3 поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что решением Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года подтвержден факт проживания ФИО3 в г.Оренбурге с 2008 года, несмотря на наличие формальной регистрации за пределами территории муниципального образования г.Оренбург. Со своим отцом по месту регистрации не проживал, в связи с требованиям собственника жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года административный истец выселился и снялся с регистрационного учета. ФИО3 имеет общую продолжительность службы более 10 лет, намеренных действий ухудшающих жилищные условия не совершал, проживает в общежитии, тем самым доводы ответчика не нашли своего подтверждения и не основаны на нормах действующего законодательства. Кроме того, порядок получения единовременной выплаты был принят Правительством РФ только 24.04.2013 года, а ФИО3 снялся с регистрации у своего отца ДД.ММ.ГГГГ года, тем самым он не мог ухудшить условия для включения в список нуждающихся, так как порядок не существовал.
Представитель административного ответчика ФИО2 возражал против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца, при этом учитывает поступившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для удовлетворения требований административного истца требуется наличие совокупности двух условий, а именно, незаконность принятого постановления, допущение незаконного бездействия и нарушение прав административного истца этим бездействием и постановлением.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 является прапорщиком внутренней службы, водитель-сотрудник 2 класса автомобильной службы ФКУ ОК УФСИН России по Оренбургской области, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет.
Административный истец обращался ДД.ММ.ГГГГ года с рапортом о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом заседания комиссии УФСИН России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 18.10.2017 года №8 в постановке на учет было отказано в соответствии с ч.8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ, п. 12 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации").
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Из ч. 3 ст.4Федерального закона № 283-ФЗ следует, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 1 и 2).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст.4Федерального закона № 283-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст.4Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации").
Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 5 Правил определен перечень документов, которые сотрудник должен представить в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и в которых указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями31и69Жилищного кодекса Российской Федерации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи4Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена совокупность условий, дающих право на получение единовременной социальной выплаты, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.
Несоблюдение одного из условий в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты является основанием для отказа в принятии сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что именно на заявителе лежит обязанность представить документы, подтверждающие его право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Из представленных материалов дела установлено, что ФИО3 с июня <данные изъяты> года был зарегистрирован по адресу: Оренбургская область, <адрес> в жилом помещении, общей площадью 51,1 кв.м., которое принадлежит отцу административного истца. Зарегистрировано было в жилом помещении всего два человека, в связи с чем, на каждого члена семьи приходилось более 15 кв.м..
С <данные изъяты> года ФИО3 был зарегистрирован по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, <адрес> в жилом помещении жилой площадью 28 кв.м., которое принадлежит гражданке ФИО8, всего было зарегистрировано два человека, в связи с чем, на каждого члена семьи приходилось более 15 кв.м..
Из представленных копий договора найма жилого помещения сотрудник с членами семьи с <данные изъяты> года проживал по договору найма жилого помещения по адресу: <адрес>, а с <адрес> года по адресу: <адрес>.
С <данные изъяты> ФИО3 со старшим сыном и младший сын с <данные изъяты> года постоянно зарегистрированы по адресу общежития: <адрес> в жилом помещении общей площадью 39,9 кв.м. по договору найма служебного жилого помещения.
Договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года с ФИО4 по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, <адрес>, соглашение с ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ года о порядке осуществления права пользования жилым помещением, претензионные письма от ДД.ММ.ГГГГ года от ФИО5 в комиссию не предоставлялись, что было подтверждено представителем административного истца в ходе судебного заседания, который также пояснил, что решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года об установлении факта постоянного проживания было необходимо истцу для улучшения жилищных условий и обращением с заявлением о постановке его на очередь в отдел жилищной политики Администрации г.Оренбурга.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В ходе рассмотрения рапорта административного истца комиссией были учтены документы и обстоятельства, а именно: что ФИО3 обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ года. Выслуга лет в календарном исчислении более 12 лет. Для решения данного вопроса истцом были представлены документы на состав семьи 3 человека, при этом было установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован по адресу: Оренбургская область, <адрес> в жилом помещении, общей площадью 51,1 кв.м., принадлежащего его отцу. По данному адресу представлена выписка из финансового лицевого счета и выписка из домовой книге с указанием зарегистрированных лиц, согласно которой на указанной жилплощади было постоянно зарегистрировано 2 человека. Впоследствии ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован по адресу: Оренбургская область, <адрес> в жилом помещении жилой площадью 28 кв.м..
Проанализировав представленные ФИО3 документы, комиссией сделан обоснованный вывод об обеспеченности в период с ДД.ММ.ГГГГ года истца жилым помещением общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 кв. м, в связи с тем, что он является членом семьи своего отца, которому принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 51,6 кв. м по адресу: по адресу: Оренбургская область, <адрес>.
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Доводы административного истца о том, что с отцом ФИО5 было заключено соглашение о порядке осуществления права пользования жилым помещением и принадлежащее ему жилая площадь не может быть учтена при решении вопроса об обеспеченности его жильем, являются несостоятельными. Данные документы изначально не были представлены в комиссию, являлись предметом рассмотрения заявления ФИО3 об установлении факта постоянного проживания при вынесении решения Промышленного районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
Снявшись в ДД.ММ.ГГГГ года с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его отцу, и отказавшись от права пользования этим жилым помещением, намеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировавшись в жилом помещении по адресу: Оренбургская область, Октябрьский район, <адрес> в жилом помещении жилой площадью 28 кв.м., где обеспеченность общей площадью помещения на одного человека составляет менее 15 кв.м..
Вывод комиссии об обеспеченности жилым помещением более 15 кв. м на период с ДД.ММ.ГГГГ года, и принятие действий, повлекших ухудшение жилищных условий, является правомерным, а следовательно, решение об отказе в постановке истца на учет для получения ЕСВ является законным.
Поскольку ФИО3 совершил действия по ухудшению жилищных условий, что подтверждается собранными по делу доказательствами, действия не носили вынужденный характер и связаны с созданием условий, при которых сотрудник органа исполнительной власти имеет право на получение социальной выплаты, предусмотренной действующим законодательством, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Доводы стороны истца о том, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления в силу Федерального закона № 283-ФЗ действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, являются необоснованными, поскольку закон таких положений не содержит.
Согласно ст.53 ЖК РФследует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, обязательное условие постановки на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях истечение срока со дня совершения намеренных действий предусмотрено общими нормами жилищного законодательства.
Доводы стороны истца о представлении на комиссию полного пакета документов для постановки на жилищный учет, правового значения при разрешении возникшего спора не имеют, поскольку совершение истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий, является достаточным основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
На день принятия оспариваемого решения пятилетний срок со дня совершения указанных намеренных действий не истек. Из представленных документов установлено, что с регистрационного учета по адресу: Оренбургская область, <адрес> ФИО3 был снят ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно пятилетний срок истекает ДД.ММ.ГГГГ года, что не лишает обратиться административному истцу с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ввиду того, что приведенными положениями, регулирующими порядок приобретения сотрудником права состоять на учете для получения ЕСВ, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями ЖК РФ до вступления в силу названного закона, а также исходя из пункта 5 Правил, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение комиссии УФСИН является правомерным.
Таким образом, оспариваемое решение комиссии ФСИН не может быть признано незаконным, соответственно, оснований для удовлетворения иска в этой части, также как производного от него требования о возложении на ответчика обязанности по принятию истца на учет для получения ЕСВ с даты подачи рапорта 10 октября 2017 года, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО3 к УФСИН России по Оренбургской области об оспаривании протокола комиссии по отказу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.С. Бахтиярова
Мотивированный текст решения суда составлен 16 марта 2018 года