Дело № 2а-289/2021 УИД: 16RS0050-01-2020-011658-66 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 12 января 2021 года город Казань Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующий судьи Д.И. Саматовой, при ведении аудиопротоколирования и составления протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан», временно исполняющему обязанности военного комиссара Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан ФИО2 о признании незаконным бездействие военного комиссариата Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, обязании поставить на воинский учет по фактическому месту проживания, установил: ФИО15ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан о признании незаконным бездействия военного комиссариата Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан и обязании поставить на воинский учет по фактическому месту проживания, мотивируя тем, что он состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан, в данный момент проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, комната №. Данное обстоятельство обязывало административного истца встать на воинский учёт по месту проживания. ДД.ММ.ГГГГ Р.Р. ФИО1 явился в военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> для постановки на воинский учет, однако ему было отказано. ДД.ММ.ГГГГ административный истец подал заявление о постановке на воинский учет, указав при этом, что на момент подачи вышеуказанного заявления, он проживал по адресу: <адрес>, по данному адресу имеется временная регистрация. Административный истец указывает, что не получив ответа, ДД.ММ.ГГГГ явился в военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> для получения ответа и постановки на воинский учёт, на что ему был дан ответ, в котором указывалось на необходимость предоставления оправдательных документов (объяснений) на основании чего заявитель не призван в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. При этом административный истец указал, что с июня 2020 года проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, без регистрации по месту пребывания. ДД.ММ.ГГГГ Р.Р. ФИО1 снова явился в военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> для постановки на воинский учёт и получил отказ в подаче повторного заявления о постановке на воинский учёт. ДД.ММ.ГГГГ в военный комиссариат Республики ФИО4ФИО1 подана жалоба на бездействие военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Р.Р. ФИО1 вновь отказано в постановке на воинский учёт по причине отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания в городе Казани. Считает, что отсутствие регистрации по месту жительства (пребывания) не может служить препятствием для постановки на воинский учет. Полагает, что бездействие военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес> препятствует исполнению обязанности состоять на воинском учете по месту фактического проживания и прохождению мероприятий, связанных с призывом на военную службу по месту проживания. На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие военного комиссариата Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, выразившееся в непостановке на воинский учет по месту пребывания, и обязать поставить на воинский учет по фактическому месту проживания. Протокольными определениями Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административных соответчиков привлечены: Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Татарстан», военный комиссар Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан ФИО8, временно исполняющей обязанности военного комиссара Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики ФИО6ФИО2. В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО7, военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Татарстан. Определением Приволжского районного суда <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному делу по административному исковому заявлению Р.Р. ФИО1 к военному комиссару Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики ФИО5 ФИО8 о признании незаконным бездействие военного комиссариата Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, обязании поставить на воинский учет по фактическому месту проживания, прекращено. В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель административных ответчиков: военный комиссариат Приволжского и Вахитовского районов города Казани Республики Татарстан, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Татарстан», с требованиями административного истца не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Административный ответчик - временно исполняющий обязанности военного комиссара Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики ФИО6ФИО2, заинтересованные лица: ФИО7, военный комиссариат <адрес> и <адрес> Республики Татарстан, извещены о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии со статьей 59 Конституция Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно статье 1 Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает воинский учет. В силу пункта 1 статьи 8 Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания. Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете. Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее - структурные подразделения). Порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете. Положениями пункта 1 статьи 10 Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию. Согласно пункта 2 статьи 10 Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет. В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Из материалов административного дела следует, что Р.Р. ФИО1 был поставлен на воинский учет в военном комиссариате города Нижнекамск и Нижнекамского района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ. Р.Р. ФИО1ДД.ММ.ГГГГ подал заявление о постановке на воинский учет в военный комиссариат Приволжского и Вахитовского районов города Казани, указав, что в настоящее время он проживает по адресу места пребывания: <адрес>. Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ№, за подписью военного комиссара Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики ФИО5ФИО17 следует, что исходя из представленных документов в городе Казани ФИО18ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Согласно статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 1 статьи 10 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установленный законом срок является 2-недели, в течение которого ФИО24 был обязан встать на воинский учет, но на воинский учет в течение двухнедельного срока не встал. Также сообщено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО16ФИО1 является гражданином уклоняющимся от призыва на военную службу исходя из ответа военного комиссариата <адрес>. ФИО19. ФИО1 предложено предоставить оправдательные документы (объяснение) на основании которых он не был призван в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ и для постановки на воинский учет в военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> в установленный срок согласно законодательства Российской Федерации. ФИО9ФИО1 сообщено, что в отношении него будет возбуждено дело об административном производстве и проведено административное расследование в соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Для установления факта места пребывания в адрес начальника ОП № был сделан запрос. Для дачи объяснения по факту уклонения на военную службу и постановки на воинский учет необходимо явиться в следственный отдел по <адрес> СУ СК РФ по РТ, дата явки будет сообщена дополнительно. Как следует из письма военного комиссара Республики Татарстан ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ№ по сообщению сотрудников при прибытии в военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> для постановки на воинский учет, Р.Р. ФИО1 не имел полного комплекта документов, определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о воинском учете». ФИО21ФИО1 было предложено написать объяснение по поводу несвоевременной постановки на воинский учет, но он покинул призывной пункт. Также было установлено, что фактическое место проживания ФИО23 поменял, о чем сообщил только в своей жалобе военному комиссару Республики Татарстан. Факт проживания по адресу: <адрес>, комната № ничем не подтвержден. Для постановки на воинский учет ФИО22ФИО1 необходимо в ближайшее время прибыть с документами в военный комиссариат Приволжского и Вахитовского районов города Казани для решения вопроса. В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета). Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) (далее - органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. Из пункта 3 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что основными задачами воинского учета являются: обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации; документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете. Пунктом 7 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований (далее - военные комиссариаты). Согласно пункту 50 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления. При этом граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению № и сведения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти. Пунктом 53 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты. Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из материалов дела следует, что Р.Р. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Р.Р. ФИО1 предоставлено в пользование сроком на шесть месяцев помещение по адресу: <адрес>, <адрес> (8). Учитывая изложенное и давая оценку действиям военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, суд исходит из того, что Р.Р. ФИО1 прибыл на место пребывания (<адрес>) на срок более трех месяцев, то его воинский учет должен осуществляться военным комиссариатом по месту, указанному административным истцом в заявлении в качестве места его пребывания. Суд считает доводы представителя административных ответчиков о необходимости предоставления Р.Р. ФИО1 оправдательных документов (объяснение) на основании которых он не был призван в ряды Вооруженных силу Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ и для постанови на воинский учет в военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> в установленный срок согласно законодательству Российской Федерации несостоятельными, поскольку Федеральный закон № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, не содержат обязанность по предоставлению вышеуказанных документов и не являются основанием для отказа в постановки на воинский учет по месту пребывания (жительства). В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца. Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности и необходимости удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным бездействия военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, выразившегося в непостановке Р.Р. ФИО1 на воинский учет. Вместе с тем, в качестве способа восстановления нарушенных прав Р.Р. ФИО1, с учетом процедурного порядка принятия призывной комиссией подобного рода решений и в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о постановке Р.Р. ФИО1 на воинский учет по месту пребывания. При рассматриваемых обстоятельствах заявленное Р.Р. ФИО1 требование об обязании поставить на воинский учет по фактическому месту проживания является преждевременным и не подлежит удовлетворению. Судом проверено обстоятельство соблюдения административным истцом установленного пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для обращения в суд с такими требованиями, срок не пропущен. Учитывая изложенное, административные исковые требования Р.Р. ФИО1 к военному комиссариату Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан», временно исполняющему обязанности военного комиссара Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики ФИО6ФИО2 о признании незаконным бездействие военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, обязании поставить на воинский учет по фактическому месту проживания, подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: административные исковые требования ФИО1 к военному комиссариату Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Татарстан», временно исполняющему обязанности военного комиссара Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан ФИО2 о признании незаконным бездействие военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, обязании поставить на воинский учет по фактическому месту проживания, удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие военного комиссариата Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан, выразившееся в непостановке ФИО1 на воинский учет по месту пребывания. Обязать военный комиссариат Приволжского и <адрес>ов <адрес> Республики Татарстан устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о постановке ФИО1 на воинский учет по месту пребывания. В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Приволжский районный суд город Казани Республики Татарстан. Судья Д.И. Саматова |