ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-289/2022 от 12.08.2022 Боградского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 2а-289/2022

УИД19RS0007-01-2022-000512-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Боград Боградского района Республики Хакасия 12 августа 2022 года

Боградский районный суд Республики Хакасия в составе: председательствующего судьи Пискулина В.Ю.,

при секретаре - Кирилловой А.М.,

с участием: административного истца - Карпинского Н.З.,

представителя административного ответчика - Кошелевой Л.А.,

заместителя прокурора Боградского района - Кузьмина Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карпинского Н.З. к Территориальной избирательной комиссии Боградского района о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Боградского района (номер) от 02 августа 2022 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З.»,

УСТАНОВИЛ:

Карпинский Н.З. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия, в котором просит признать незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Боградского района (номер) от 02 августа 2022 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З.», восстановить нарушенные избирательные права административного истца, а именно обязать территориальную избирательную комиссию Боградского района зарегистрировать Карпинского Н.З. в качестве кандидата в депутаты по выборам депутатов Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 28 июля 2022 года при проведении выборов в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва административным истцом как кандидатом в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1, в территориальную избирательную комиссию Боградского района были представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 подписей. Рабочей группой по приему и проверке избирательных документов в соответствии со статьей 31 Закона Республики Хакасия от 08 июля 2011 года №65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республики Хакасия» проверены все 14 подписей избирателей, из них 5 подписей признаны недействительными на основании подпункта «з» пункта 64 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), пункта 8 части 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия от 08 июля 2011 года №65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республики Хакасия», а именно: комиссией принято решение об отказе в связи с тем, что якобы в подписном листе неверно указан год выдачи паспорта, лица заверившего подписной лист, а именно вместо «2005 год» указан «205 год».

Административный истец полагает, что оспариваемое решение комиссии нарушает его избирательные права, а именно, право на регистрацию в качестве кандидата, что противоречит статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации. Подписной лист заполнялся Карпинским Н.З. собственноручно, такая описка им допущена в силу особенностей почерка вместо двух цифр ноль машинально указан один ноль при составлении документов в спешке.

Кроме того, даже если написание года выдачи паспорта «205 год» читать именно так, то это не может быть признано основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата, так как это не мешает идентифицировать Карпинского Н.З., как гражданина Российской Федерации, поскольку в 205 году паспорт выдан быть не мог, и указанное должно быть принято, как являющееся восполняемыми при изучении всего пакета представленного в ТИК документов в совокупности, в том числе копии его паспорта, других подписных листов и т.д.

Обстоятельства указания в подписном листе года выдачи паспорта не могут быть положены в основу отказа в регистрации Карпинского Н.З. в качестве кандидата по основаниям подп. «з» пункта 64статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (как указания в подписном листе не полного объема сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей или по основаниям несоответствия их действительности), так как все сведения в подписном листе им указаны в полном объёме и соответствуют действительности, при указании года выдачи паспорта допущена описка при написании одинаковых цифр (вместо двух цифр ноль машинально указана одна цифра ноль).

В отзыве на административное исковое заявление ответчик территориальная избирательная комиссия Боградского района просит отказать в удовлетворении административного иска, указывая, что 28 июля 2022 года в Территориальную избирательную комиссию Боградского района кандидатом в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 Карпинским Н.З. были представлены подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 подписей, протокол об итогах сбора подписей.

Рабочей группой были проверены все 14 подписей избирателей, из них 5 подписей были признаны недействительными, что зафиксировано в Протоколе об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва. Количество подписей, признанных действительными - 9. На основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) кандидату в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва по пятимандатному избирательному округу №1 Карпинскому Н.З. было отказано в регистрации.

Неверное указание даты выдачи паспорта лицом осуществляющим сбор подписей избирателей, является основанием для признания подписей недействительными, поскольку в силу подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, пункта 8 части 9 статьи 30 Закон Республики Хакасия все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

В данном случае в подписном листе кандидата при заверении подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей неверно указан год выдачи паспорта, а именно вместо «2005 года» указан «205 год». Данный факт признан рабочей группой как не соответствующий действительности и нарушающий нормы пункта 12 статьи 37 Федерального закона.

Доводы заявителя о том, что им допущена описка в силу особенностей его почерка и вместо двух цифр ноль он машинально указал один ноль при составлении документов в спешке и не может быть признано основанием к отказу в регистрации в качестве кандидата, так как это не мешает идентифицировать его как Гражданина Российской Федерации, поскольку в 205 году паспорт выдан быть не мог, Избирательная комиссия считает не обоснованными, так как она не наделена полномочием трактовать сведения, внесенные избирателем, кандидатом, лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей в подписной лист, в случае отсутствия их однозначного восприятия.

Также Избирательная комиссия считает доводы заявителя о том, что обстоятельства указания им в подписном листе года выдачи паспорта не могут быть положены в основу отказа в регистрации его в качестве кандидата, но основаниям подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона основанные на неправильном истолковании закона. Законодательство допускает исправления и помарки, но они должны быть специально оговорены, и только в этом случае они не могут служить основанием для признания подписей недействительными.

В случае если в подписном листе в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными.

Избирательная комиссии считает, что «205 год» вместо «2005 года» не может быть отнесено к разрешенным сокращениям. Что же касается, норм, обязывающих избирательную комиссию, выяснять препятствуют или нет описки, исправления, неправильно указанные сведения об избирателях, о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, восприятию указанных сведений в подписных листах, на чем также настаивает заявитель, действующее избирательное законодательство, не содержит.

В судебном заседании административный истец Карпинский Н.З. пояснил, что он полностью поддерживает требования изложенные в иске и просит его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Боградского района Кошелева Л.А. суду пояснила, что возражает в части доводов изложенных в административном исковом заявлении, полностью подтверждает свои доводы изложенные в представленных суду и сторонам возражениях и просит в удовлетворении иска отказать.

Участвующий заместитель прокурора Боградского района Кузьмин Е.И. в своем заключении административные исковые требования считал обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая, что неверное указание года выдачи паспорта «205» является явной технической ошибкой.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Кузьмина Е.И., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Решением Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия от 21 июня 2022 года № 428 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва.

02 августа 2022 года Территориальной избирательной комиссией Боградского района Республики Хакасия на основании подпункта «з» пункта 64 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принято постановление (номер) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З.», ввиду признания 5 подписей избирателей из 14 недействительными.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подп. «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума (п. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов (п. 23 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ), все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица (подп. «з» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Как следует из обжалуемого постановления от 02 августа 2022 года (номер) и пояснений представителя административного ответчика, основанием, которое послужило для отказа в регистрации Карпинского Н.З. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва недействительность 5 подписей избирателей из 14 подписей, поскольку в одном из подписных листов неверно указан год выдачи паспорта, лица заверившего подписной лист, а именно вместо «2005 год» указан «205 год».

Как усматривается из материалов дела, Карпинским Н.З. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы, содержащие подписи избирателей в его поддержку.

28 июля 2022 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва, в соответствии с которым из 14 проверенных рабочей группой подписей избирателей признано недостоверными подписями – 0, недействительными - 5 подписей избирателей, по основанию подп. «з» п. 64 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п.8 ч.9 ст. 30 Закона Республики Хакасия № 65 от 08 июня 2011 года.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» подлинность подписей в поддержку кандидатов по избирательным округам проверяется соответствующими окружными избирательными комиссиями или избирательной комиссией муниципального образования. По решению избирательной комиссии муниципального образования к проверке подлинности подписей могут привлекаться члены территориальных избирательных комиссий. Проверке подлежат подписи, собранные в поддержку всех кандидатов по избирательному округу. Проверке подлежит не менее 2 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписи отбираются произвольным образом на заседании соответствующей избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. О времени проведения проверки подлинности собранных подписей избирательная комиссия обязана сообщить кандидатам, в отношении которых эта проверка проводится, а также выдвинувшим их избирательным объединениям. Комиссия не вправе отказать кандидатам, избирательным объединениям, изъявившим желание направить своих доверенных (уполномоченных) лиц для участия в проводимой проверке. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем тремя членами комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется.

В пункте 7 раздела 3.2 вышеуказанных Методических рекомендаций определено, что подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем признается недействительной (подпункты «е» и «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ).

В силу п. 5 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

При изучении подписных листов кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З., судом установлено, что в одном из подписных листов, при заверении подписного листа Карпинским Н.З. неверно указан год выдачи паспорта вместо «2005» указан «205», однако суд приходит к выводу о том, что данная описка в дате выдачи паспорта, не свидетельствует о предоставлении им данных, не соответствующих действительности, поскольку носит характер явной технической ошибки, объективно не является результатом его неправомерных действий и с учетом имеющихся взаимоподтверждающих сведений о дате выдачи его паспорта во всех подписных листах. Кроме того Карпинским Н.З. также при заверении подписного лица указаны и другие сведения позволяющие его идентифицировать, такие как дата рождения, а также серия и номер паспорта, что не препятствует однозначному восприятию сведений о нем как о лице, осуществляющем сбор подписей, в этой связи подписи избирателей, указанные в данном подписном листе не могут быть признаны недействительными.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Карпинский Н.З. представил в территориальную избирательную комиссии необходимое и максимально возможное количество подписей – 14, (необходимо – 10), в соответствии с п. 2 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, а вышеуказанная техническая описка не могла служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.

При таких обстоятельствах принятое территориальной избирательной комиссией Боградского района постановление от 02 августа 2022 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З.» является несоответствующим избирательному законодательству, а потому не может быть признано законным и подлежит отмене.

Вместе с тем суд находит не подлежащими удовлетворению требования административного истца Карпинского Н.З. о возложении на территориальную избирательную комиссию Боградского района обязанности произвести регистрацию Карпинского Н.З. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 1, поскольку избирательная комиссия может принять такое решение только после получения документов, необходимых для регистрации, их проверки и признания соответствующими требованиям законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Карпинского Н.З. к Территориальной избирательной комиссии Боградского района о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Боградского района (номер) от 02 августа 2022 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З.» - удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Боградского района Республики Хакасия от 02 августа 2022 года (номер) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва Карпинского Н.З.»

Обязать Территориальную избирательную комиссию Боградского района Республики Хакасия устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности рассмотрения вопроса о регистрации Карпинского Н.З., в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Боградского района Республики Хакасия пятого созыва.

В остальной части административные исковые требования Карпинского Н.З., оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Боградский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий В.Ю. Пискулин

Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2022 года в 15 часов 00 минут.

Председательствующий В.Ю. Пискулин