ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-28/19 от 19.02.2019 Томаринского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-28/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томари 19 февраля 2019 года

Томаринский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Рудопас Л.В.,

при секретаре Востьянове В.П.,

с участием административного истца Тупоногова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Томаринского районного суда административное дело по административному иску Тупоноогва Р.А. к Отделу образования муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области о признании действий (бездействия) незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

19 декабря 2018 года Тупоногов Р.А. обратился в Томаринский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (далее – администрация МО «Томаринский городской округ»), в котором указывает, что административным ответчиком на заявление о признании закреплённого за административным истцом жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, административный ответчик предлагает представить не основанные на законе документы. Просит признать действия (бездействия) администрации МО «Томаринский городской округ» незаконным, возложить обязанность установить факт невозможности проживания в указанном жилом помещении.

Не согласившись с административным исковым заявлением 15 января 2019 года администрацией МО «Томаринский городской округ» представлены возражения, в которых считают что являются ненадлежащим ответчиком по делу.

Протокольным определением от 06 февраля 2019 года ненадлежащий административный ответчик администрация МО «Томаринский городской округ» заменен на надлежащего – Отдел образования муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области (далее – Отдел образования МО «Томаринский городской округ»).

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком Тупоноговым Р.А. представлено заявление об уточнении административных исковых требований (датировано ДД.ММ.ГГГГ), в котором он просит признать бездействие ответчиков незаконными, возложить обязанность установить факт невозможности проживания в указанном жилом помещении.

В судебном заседании административный истец Тупоногов Р.А. уточненные требования поддержал в полном объеме, просил признать бездействие органов местного самоуправления по установлению невозможности проживания в закрепленном за ним жилом помещении, возложить обязанность установить факт невозможности проживания в указанном жилом помещении.

Представитель Отдела образования МО «Томаринский городской округ» в судебное заседание не явился извещался надлежащим образом, в телефонограмме просила рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно требований не имеет, подтвердила, что указанные в иске основания имеют место быть.

В судебном заседании, состоявшемся 25 января 2019 года, представитель администрации МО «Томаринский городской округ» Куликова Ю.И. с заявленными требованиями не согласилась, по основаниям изложенным в представленных возражениях.

Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Положениями части 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ст. 4 Закона Сахалинской области «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области" от 27.06.2013 года № 69-ЗО, Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из сообщения Отдела образования МО «Томаринский городской округ» от 28 декабря 2018 года следует, что Тупоногов Р.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО7 лишена родительских прав на основании Приморско-Ахтарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (сведения об отце внесены в запись о рождении со слов матери).

Согласно сообщения МП ОМВД России по Томаринскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ Тупоногов Р.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Аналогичные сведения содержатся в карточках прописки формы А и Б.

Из пояснений административного ответчика также усматривается, что за Тупоноговым Р.А. действительно закреплено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Тупоноговым Р,А. и закреплении жилья».

На основании распоряжения и.о. председателя КУМС МО «Томаринский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ комиссией проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, в результате которого составлен акт о непригодности для проживания и необходимости проведения значительного капитального ремонта.

Как следует из ст. ст. 2, 3 Закона Сахалинской области от 03.08.2009 года № 80-ЗО (в ред. от 29.03.2016 года) Государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Сахалинской области. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

На основании постановления мэра администрации МО «Томаринский городской округ» от 17 октября 2018 года № 411 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» (далее – Регламент).

Согласно раздела 2 Регламента, предоставлением государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» осуществляется Отделом образования МО «Томаринский городской округ». Отдел образования МО «Томаринский городской округ» не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (п.п. 2.1, 2.2).

Документы, необходимые для получения государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Подлежат получению в рамках межведомственного взаимодействия, и которые заявитель вправе предоставить самостоятельно в целях получения государственной услуги, отсутствуют (п.2.6.2 Регламента).

При таких обстоятельствах надлежащим административным ответчиком по заявленному требованию является Отдел образования МО «Томаринский городской округ».

Учитывая, что Тупоногов Р,А. относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, закреплённое за ним жилое помещение непригодно для проживания, что не оспаривается ответчиком, которым меры по устранению допущенного нарушения не принимаются, суд находит факт бездействия названного ответчика в судебном заседании установленным, а требования Тупоногова Р.А. подлежащими удовлетворению.

На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тупоноогва Р.А. – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Отдела образования муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Возложить обязанность на Отдел образования муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области по вступлении решения суда в законную силу выдать распоряжение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Обязать Отдел образования муниципального образования «Томаринский городской округ» <адрес> сообщить об исполнении настоящего решения в Томаринский районный суд и Тупоногову Р.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Томаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Л.В. Рудопас