ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-28/2018 от 19.03.2018 Большеуковского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Кользиной А.Г., с участием представителя административного истца Рожковой А.А., административного ответчика Жигарова В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки Омской области 19 марта 2018 года административное дело № 2а-28/2018 по административному иску администрации Большеуковского муниципального района Омской области к отделению НДиПР Большеуковского района Главного управления МЧС России по Омской области, управлению НДиПР Главного управления МЧС России по Омской области, Главному управлению МЧС России по Омской области, старшему инженеру отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Омской области Кузнецову Михаилу Алексеевичу, инженеру отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области Салько Илье Сергеевичу, начальнику территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Большеуковского района ГУ МЧС России по Омской области Жигарову Владимиру Васильевичу об оспаривании предписания об устранении нарушений требований в области гражданской обороны,

Установил:

Администрация Большеуковского муниципального района Омской области (далее - администрация) обратилась в суд с указанным выше административным иском. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что указанными выше должностными лицами в октябре 2017 года в администрации проведена плановая выездная проверка соблюдения требований в области гражданской обороны. По ее результатам 23.10.2017 г. администрации выдано предписание № 11-р/3/1-16. С отдельными ее пунктами административный истец не согласен.

Пункт 1 Предписания, обязывающий организовать обучение неработающего населения выполнен в полном объеме, поскольку согласно приложения к Постановлению Правительства РФ № 841, перечень форм подготовки и обучения населения обучения в области гражданской обороны является открытым и предусматривает беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и другое. Применяемую в Большеуковском муниципальном районе форму является беседой при проведении схода граждан по тематике гражданской обороны.

С пунктом 3 предписания администрация не согласна, поскольку требований ведения учета посещаемости занятий законодательство не содержит.

Применительно к пункту 4 предписания местная система оповещения населения организована в виде рынд, установленных в населенных пунктах района, а также электросирены в с. Большие Уки и стойкой системы вызовов на 20 телефонных номеров. А в соответствии с п. 15.2. Приказа МЧС № 687 от 14.11.2008 г. обязанность создавать автоматизированную систему оповещения населения на органы местного самоуправления не возложена

Что касается пунктов 7, 12 и 13 предписания, то в Плане гражданской обороны и защиты населения Омской области районный центр Большеуковского района и населенные пункты района не подвергаются ударам оружия массового поражения, следовательно системы энерго-, водо-, теплоснабжения не поучат разрушения и сохранят состояние, пригодное для выполнения мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны. Поэтому создавать запасы материальных средств, необходимых для светомаскировки, разрабатывать планы действия коммунальных служб по срочному восстановлению объектов, определять места возможного захоронения трупов, создавать силы и средства для такого захоронения органы местного самоуправления Большеуковского муниципального района не обязаны.

Кроме того административный истец полагал, что Положение об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, утв. постановлением администрации от 06.07.2017 г. № 116-п, не подлежит согласованию с руководством привлекаемых спасательных служб субъекта Российской Федерации, поскольку предусмотренные указанным выше постановлением спасательные службы создаются не на муниципальном, а на объектовом уровне, то есть в организациях, продолжающих работу в военное время. По этой же причине орган местного самоуправления не обязан разрабатывать положение о спасательной службе организаций. Поэтому административным истцом оспорены пункты 8 и 9 предписания.

С пунктом 10 предписания администрация не согласна, поскольку планирование по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или в следствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера осуществляется, в составе мобилизационного плана Большеуковского муниципального района имеется план нормированного снабжения населения, содержащий расчеты по снабжению населения продовольственными и непродовольственными товарами. Кроме того, как отмечено выше в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Омской области, районный центр, населенные пункты и объекты экономики Большеуковского района не подвергаются воздействию оружия массового поражения. Поэтому, все объекты экономики, транспортные магистрали, система водоснабжения, теплоснабжения и энергоснабжения, система связи оповещения, не получают разрушения в результате действий противника от вторичных факторов применения и сохраняются в состоянии пригодном для выполнения мероприятий, предусмотренных Планом гражданской обороны.

В Большеуковском муниципальном районе муниципальная пожарная охрана не создана, поэтому создавать запасы химических реагентов для тушения пожаров, в соответствии с приказом МЧС России № 687 органы местного самоуправления не уполномочены. В силу этого административный истец полагал, что пункт 11 предписания не соответствует закону.

Административным истцом оспорен пункт 15 предписания, поскольку планы действий сил гражданской обороны входят в состав Плана гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области (раздел 2 – «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны»).

Полагала, что вопреки требованиям пункта 16 предписания хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны, имеющихся в администрации муниципального района, осуществляется. На основании изложенного административный истец просил признать незаконными и отменить пункты 1, 3, 4, 7-13, 15 и 16 предписания № 11-р/3/1-16 от 23.10.2017 г. об устранении нарушений требований в области гражданской обороны выданного старшим инженером отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Кузнецовым М.А., инженером отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы Салько И.С. и начальником территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы Жигаровым В.В.

В судебном заседании представитель административного истца Рожкова А.А., будучи наделенной соответствующими процессуальными правами доверенностью (л.д. 151), административные исковые требования поддержала частично, отказавшись от оспаривания пункта 3 предписания. В остальной части доводы административного иска повторила и дополнила, что в Федеральном законе «О гражданской обороне», дается понятие мероприятий по гражданской обороне – как организационных и специальных действий, осуществляемых в области гражданской обороны в соответствии с Федеральными законами и иными правовыми актами РФ. Приказом Министерства строительства жилищного и коммунального хозяйства РФ от 03.12.2017 г. утвержден и введен в действие с 04.06.2017 года СП «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства». В соответствии с определением, которое дается в Своде Правил, а также ФЗ «О гражданской обороне», понятие территории, которая относится к группе по гражданской обороне – это территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющее важное оборонно-экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. Исходя из данного определения, а также из постановления Правительства РФ от 03.10.1998 г. № 1149, которым утвержден порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, и в соответствии с планом гражданской обороны на территории Омской области, территория Большеуковского муниципального района не относится к территории, которая отнесена к группам по гражданской обороне. Соответственно полагала, что осуществлять мероприятия, указанные в п. 7 предписания, административный ответчик не обязан. Обратила внимание, что существуют методические рекомендации по вопросам срочного захоронения трупов в военное время, разработанные для МЧС России Сибирским региональным центром МЧС России. В соответствии с ними формирование, предназначенное для захоронения трупов в военное время, создают специализированные ритуальные организации, соответствующие хотя бы одному из следующих условий: размещение специализированной ритуальной организации вблизи категорированных городов, а также населенных пунктов с плотностью населения 500 и более человек на 1 кв. км., размещение специализированной ритуальной организации вблизи заранее определенных органами исполнительной власти субъекта безопасных районов, предназначенных для принятия эвакуируемого населения. Территория Большеуковского муниципального района не соответствует данным условиям. Поэтому возложение обязанности на администрацию по созданию таких специализированные организаций и планированию мероприятий по захоронению трупов в военное время незаконно. Что касается пункта 16 предписания, то паспортов защитных сооружений в администрации несколько. Практически все объекты защитных сооружений гражданской обороны, которые на сегодняшний день имеются, находятся в собственности муниципального района и сельских поселений. На все эти объекты подготовлены к списанию.

Административные ответчики Кузнецов М.А., Салько И.С. и Жигаров В.В. в судебном заседании с административным иском не согласились.

Кузнецов М.А. пояснил, что в соответствии с п. 5 Приказа МЧС России № 687, подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне определяется Положением «Об организации и ведении гражданской обороны». Главой Большеуковского муниципального района было принято Постановление № 24-п «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Большеуковском муниципальном районе Омской области», в соответствии с п. 14 которого администрация муниципального района в целях решения задач в области гражданской обороны планирует и осуществляет все те мероприятии, выполнять которые отказывается административный истец. Полагал, что Постановление Правительства РФ № 841 и Приказ МЧС России № 687 не освобождают органы местного самоуправления от создания учебно-консультационных пунктов при выполнение ими иных мероприятий по подготовке и обучению населения в области гражданской обороны. Кроме того, в приложении № 2 к распоряжению главы администрации Большеуковского муниципального района от 28.12.2016 г. № 207 «Об организации обучения населения Большеуковского муниципального района по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в 2017 году» установлено, что подготовку неработающего населения рекомендуется организовать путем проведения занятий в учебно-консультационных пунктах. Постановлением Главы Большеуковского муниципального района от 18.09.2013 г. № 255-п предусмотрено, что до 10.11.2013 г. должны быть созданы учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и защите от чрезвычайной ситуации.

Отметил, что в соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образования создают и поддерживают в состоянии постоянно готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Отмеченные административным истцом рынды являются средствами, а не системой оповещения. Кроме того такая организация оповещения не охватывает все население населенных пунктов, не сопряжена с региональной системой оповещения и не способна работать в автоматическом режиме.

Полагал, что отсутствие вероятности несения ударов оружием массового поражения по территории и объектам района не является основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанности создавать запасы материально-технических средств для организации светомаскировки, поскольку Приказ МЧС России № 687, регламентирующий создание таких запасов, не ставит такую обязанность в зависимость от прогнозируемых ударов оружием массового поражения. Кроме того, в силу общей протяженности территории Омской области – с севера на юг – 600 км и удаленности Большеуковского района от государственной границы России с Казахстаном в силу п. 3.15 ГОСТ Р 55201-2012 светомаскировке подлежит вся территория Омской области. Самим муниципальным районом разработан План световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики Большеуковского муниципального района. Запасы, как это требует Приказ МЧС России № 687, для световой маскировки не созданы. Ссылку административного истца на невозможность траты денежных средств на указанные мероприятия посчитал несостоятельной, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ муниципальные районы обязаны выполнять мероприятия по гражданской обороне.

В соответствии с постановлением администрации Большеуковского муниципального района № 116-п от 06.07.2017 года «О создании аварийно-спасательных служб» на территории Большеуковского муниципального района созданы именно аварийно-спасательные службы муниципального района, то есть действуют не на объектовом уровне, как то утверждал представитель административного истца. К тому же у объектовых служб другие задачи. В данном случае созданные службы выполняют мероприятия на всей территории муниципального района. Необходимость согласования Положения об этих службах с руководителями привлекаемых служб субъекта РФ напрямую предусмотрено в п. 8 Положения, утв. Приказом МЧС России № 687.

Полагал, что с утверждением представителя административного истца о том, что первоочередное жизнеобеспечение населения организуется в рамках мобилизационной подготовки и предусмотрено в Плане по мобилизационной подготовке, нельзя поскольку мобилизационная подготовка и гражданская оборона различны по своей сущности направления деятельности. В частности, под мобилизационной подготовкой понимается перевод работы предприятий, учреждений в военное время в соответствующие условия и не затрагивает тех ситуаций, когда необходимо обеспечить первоочередное жизнеобеспечение населения в ходе чрезвычайных ситуаций, когда задействуется гражданская оборона.

В соответствии с Положением, утв. Приказом МЧС России № 687, Постановлением Правительства РФ № 804 задачами по гражданской обороны, установленными Федеральным законом «О гражданской обороне», органы местного самоуправления в целях решения зада в области гражданской обороны по борьбе с пожарами, возникающих при военных конфликтах, а также вследствие этих конфликтов, создают и организуют деятельность муниципальной пожарной охраны, организуют ее подготовку, организуют тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных работ, заблаговременно создают запасы химических реагентов для тушения пожаров. В целях реализации данных норм Постановлением администрации Большеуковского муниципального района № 116-п на территории Большеуковского муниципального района создана противопожарная аварийно-спасательная служба. Обязанность ее обеспечения необходимым запасом материально-технических средств возложена в том числе на органы местного самоуправления.

Исходя из постановления администрации Большеуковского муниципального района № 116-п на территории района создана коммунально-техническая аварийно-спасательная служба. Вместе с тем не утвержден План действий этой службы. Ссылку истца на то, что не планируется нанесения ударов оружия массового поражения, нельзя принимать во внимание, поскольку Приказ МЧС России № 687 создание этих служб никак с этим не связывает.

Утверждал, что тоже самое касается и мест возможного захоронения трупов, а также необходимости создавать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, поскольку Приказ МЧС России № 687 никак не ставит в зависимость от вероятность нанесения ударов по территории Большеуковского района обязанности создания этих служб и определения места массового захоронении трупов.

В плане гражданской обороны содержится раздел «Обеспечение мероприятий по гражданской обороне», однако плана действий на соответствующий случай он не регулирует. В плане гражданской обороны района соответствующий раздел определяет обеспечение мероприятий по гражданской обороне, а согласно Приказа МЧС России № 687 муниципальный район должен разрабатывать план действия сил, которые созданы муниципальным районом, то есть последовательность действий уполномоченных лиц и организаций при возникновении угрозы, чрезвычайной ситуации.

Отметил, что к материалам дела приобщены инвентаризационные карточки защитных сооружений и акты их инвентаризации, в которых указано, что на защитные сооружения имеются паспорта. Данные акты подписаны первым заместителем главы администрации муниципального района и членами комиссии из числа работников администрации муниципального района. Таким образом, посчитал, что с доводом иска об отсутствии в администрации паспортов всех защитных сооружений, согласиться нельзя. Просил в административном иске администрации Большеуковского муниципального района отказать.

Административные ответчики Салько И.С. и Жигаров В.В., представивший соответствующий отзыв, поддержали доводы, приведенные административным ответчиком Кузнецовым М.А.

Административные ответчики ГУ МЧС России по Омской области, а также указанные в качестве таковых административным истцом не являющие юридическими лицами ОНДиПР Большеуковского района ГУ МЧС России по Омской области и УНДиПР ГУ МЧС России по Омской области своих представителей, соответствующий требованиям ч. 1 ст. 55 КАС РФ, не направили, о причинах чего суд не уведомили, о времени и месте были извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка указанных лиц в судебное заседание препятствием для рассмотрения административного дела в их отсутствие не является.

Выслушав участников процесса, пояснения специалиста Скворцова Д.А., полагавшего административный иск оставить без удовлетворения, изучив представленные доказательства и оценив заявленные требования, суд, руководствуясь частью 1 ст. 178 КАС РФ о пределах судебного разбирательства, обозначенных в административном иске и уточненных представителем административного истца в судебном заседании, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с 17.10.2017 г. по 19.10.2017 г. на основании распоряжения от 09.10.2017 г. № 11-р/ГО заместителя начальника УНДиПР ГУ МЧС России по Омской области старшим инженером отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по Омской области Кузнецовым М.А., инженером отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы ГУ МЧС России по Омской области Салько И.С., начальнику ТОНДиПР Большеуковского района ГУ МЧС России по Омской области Жигаровым В.В. в деятельности администрации Большеуковского муниципального района Омской области проведена плановая выездная проверка. Законность ее назначения, соблюдения порядка ее проведения и наличие на соответствующих полномочий у административных ответчиков административным истцом не оспаривается. В материалах дела имеются распоряжение о проведении проверки от 09.10.2017 г., копия которого до проверки вручена представителю администрации Твардовскому А.А. (л.д. 55-58) уведомление администрации о предстоящей проверке (л.д. 50-52), акт проверки, в соответствии с которым проверка проведена с участием представителя администрации Твардовского А.А. (л.д. 59-61). Акт проверки направлен администрации 23.10.2017 г. и получен административным истцом 25.10.2017 г. (л.д. 54).

Из акта проверки № 11-р/ГО от 23.10.2017 г. следует, что при ее проведении в деятельности администрации выявлены, в том числе следующие нарушения в области гражданской обороны:

- не организовано обучение неработающего населения (фактически не созданы учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, постановление Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 18.09.2013 № 255-п «О создании учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций» не исполнено) (п. 1 акта);

- отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера соответствующая требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 (п. 4 акта);

- не созданы в целях поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по светомаскировке объектов, продолжающих работу в режиме полного затемнения (приложение № 4 к плану световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики Большеуковского муниципального района) (п. 7 акта)

- Положение об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, утвержденное Постановлением Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 № 116-п «О создании аварийно-спасательных служб Большеуковского муниципального района Омской области» не согласовано с руководителями привлекаемых спасательных служб субъекта Российской Федерации (п. 8 акта);

- не разработаны и не согласованы на каждую аварийно-спасательную службу Большеуковского муниципального района Омской области соответствующие Положения (п. 9 акта);

- не организовано планирование по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или в следствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, а именно: планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; предоставление населению коммунально-бытовых услуг; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения; оказание населению первой помощи; определение численности населения, оставшегося без жилья; инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения; размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; предоставление населению информационно-психологической поддержки (п. 10 акта);

- не созданы запасы химических реагентов для тушения пожаров (п.п. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ», п.15.8 Приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях») (п. 11 акта);

- не разработан план действий коммунальных служб Большеуковского муниципального района Омской области (п. 12 акта);

- не определены места возможных захоронений трупов, а также не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций (п. 13 акта);

- не разработаны планы действий сил гражданской обороны (п. 15 акта);

- не осуществляется хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны (фактически отсутствуют паспорта ЗСГО инв. № 64-56, 65-56, 66-56, 67-56, 71-56, 72-56, 74-56, 75-56, 76-56) (п. 16 акта).

23 октября 2017 года указанными выше должностными лицами, проводившими проверку, административному истцу выдано предписания № 11-р/3/1-16 об устранении нарушений в срок до 01.11.2018 г. требований в области гражданской обороны, пункты 1, 4, 7-13, 15, 16 которого, соответствующие по порядковым номерам перечисленным в акте проверки нарушениям, оспариваются администрацией по приведенным выше мотивам (л.д. 9-15).

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов.

Из преамбулы Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Федеральный закон № 28-ФЗ) следует, что данный нормативно-правовой акт определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Основными задачами в области гражданской обороны в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ являются подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В статье 1 данного Федерального закона № 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; под мероприятием по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; под требованиями в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В части 1 ст. 3 Федерального закона № 28-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.

Такими нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны, в частности являются Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 (далее – Положение, утв. Постановлением Правительства № 804), Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденное Приказом МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 (далее – Положение, утв. Приказом МЧС № 687), Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 (далее – Положение, утв. Постановлением Правительства № 841).

Пунктами 5 и 7 указанного выше Положения, утв. Постановлением Правительства № 804, установлено, что ведение гражданской обороны осуществляется в том числе в муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны; создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку населения в области гражданской обороны.

Применительно к пункту 1 Предписания в статье 1 Федерального закона № 28-ФЗ под подготовкой населения в области гражданской обороны понимается система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 3 Положения № 841 одной из категорий лиц, подлежащих обучению в области гражданской обороны является неработающее население.

На основании п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства № 841, подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению, что применительно к неработающему населению заключается формах посещения мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.); участии в учениях по гражданской обороне; чтении памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны.

В силу п.п. «в» п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства № 841, органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.

Пунктом 15.1 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований; проведение учений и тренировок по гражданской обороне; организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию; пропаганда знаний в области гражданской обороны.

Таким образом, вопреки доводам административного истца по смыслу положений статьи 1 Федерального закона № 28-ФЗ, пункта 4 Положения, утв. Постановлением Правительства № 841, подготовка населения в области гражданской обороны не может ограничиваться выбором только такой формы такого обучения неработающего населения как беседы на сходах граждан, поскольку осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам, применение некоторых из которых технически возможно лишь при организации учебно-консультационных пунктов.

Постановлением администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 18.09.2013 г. № 255-п утверждено Положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методические рекомендации по организации неработающего населения в Большеуковском муниципальном районе Омской области (л.д. 95-102).

В этой связи мнение административного истца о том, что обучение неработающего населения в области гражданской обороны в Большеуковском муниципальном районе организована в соответствии с законом, на правильном его толковании не основано.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно п. 8 Положения, утв. Постановлением Правительства № 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются в том числе создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения.

На основании п. 15.2 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.

Пунктами 3, 4 Положения о системах оповещения населения, утв. совместным
Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 г. установлено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

На основании п. 10 указанного совместного Положения основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

Согласно пунктов 12 и 14 данного Положения основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лицами уполномоченных на это организаций.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС в целях оповещения допускаются передачи информации и сигналов оповещения с рабочих мест дежурного персонала организаций связи, операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной режим - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации.

Взаимосвязанное толкование указных требований приводит к выводу, что на органы местного самоуправления возложена обязанность не только по поддержанию в постоянной готовности местной системы оповещения населения, но и обязанность по ее созданию, осуществление ее реконструкции и модернизации.

Причем, вопреки доводам административного истца конструкция такой местной системы оповещения должна предполагать возможность своевременного доведения посредством ее использования необходимой информации до конечных адресатов, ее централизованного управления, сопряжение с системами оповещения иных уровней.

Приведенный в качестве основания административного иска довод о наличии в населенных пунктах как средства оповещения района рынд таким требованиям не соответствует, поскольку признакам централизованной системы оповещения не отвечает, с иными уровнями оповещения не сопрягается, речевую информацию довести до населения и иных адресатов не способны, в автоматизированном режиме не функционирует. Поэтому о выполнении возложенной на органы местного самоуправления обязанности и соблюдении закона в данной части такое средство не свидетельствует.

При решении вопроса о законности пункта 7 предписания, обязывающего администрацию создавать запасы материально-технических средств, необходимых для светомаскировки, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 15.5 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по световой и другим видам маскировки:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.

Кроме того, в соответствии с п. 3.15 ГОСТ Р 55201-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 г. № 1193-ст под зоной световой маскировки понимается территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы.

При этом, протяженность территории всей Омской области с юга на север составляет 600 км, что подтверждается сведениями, опубликованными на официальном сайте ГУ МЧС России по Омской области в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ.

Таким образом, обязанности органов местного самоуправления относительно мероприятий по светомаскировке ставиться в зависимость от отнесения территории к группе по гражданской обороне только при разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, а также при проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий.

Обязанность же по определению перечня объектов, подлежащих маскировке, и по созданию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки на территории Большеуковского муниципального района, от отнесения территории к той или иной группе по гражданской обороне либо от возможного нанесения ударов по данной территории оружием массового поражения не зависит и должна выполняться органами местного самоуправления безусловно.

Более того, постановлением администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 г. № 116-п создана аварийно-спасательная служба энергоснабжения и светомаскировки.

Пунктом 4.1 утвержденного данным постановлением Положения об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области предусмотрено, что одной из задач таких служб является выполнение мероприятий по световой и другим видам маскировки, а пунктом 4.4 данного Положения определены специальные задачи такой службы, в том числе участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики, населенных пунктов (л.д. 79-84).

В 2012 году администрацией Большеуковского муниципального района Омской области утвержден детальный план световой маскировки населенных пунктов и объектов экономики Большеуковского муниципального района Омской области (л.д. 85-94).

Таким образом, довод административного иска об отсутствии у органов местного самоуправления Большеуковского муниципального района Омской области создавать запасы материально-технических средств для светомаскировки не основаны на законе, а соответствующие возражения административных ответчиков заслуживают внимания.

Как отмечено выше, пунктом 8 предписания на администрацию возложена обязанность устранить нарушение, заключающееся в том, что Положение об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, утвержденное Постановлением Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 № 116-п «О создании аварийно-спасательных служб Большеуковского муниципального района Омской области» не согласовано с руководителями привлекаемых спасательных служб субъекта Российской Федерации.

Как отмечено выше постановлением администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 г. № 116-п утверждено Положение об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, их перечень (л.д. 16-27).

С руководителями привлекаемых служб субъекта Российской Федерации указанный нормативно-правовой акт не согласован.

Вместе с тем в соответствии с п. 8 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, по решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

Из анализа указанного выше Положения вопреки доводам административного истца следует, что аварийно-спасательные службы организованы в том числе именно на муниципальном уровне, о чем свидетельствует прямое указание об этом в Положении, их наименование «муниципальные» (п.п. 1.2, 2.1), порядка их создания и назначения их руководителей, в том числе содержащими нормы права актами - постановлениями (п.п. 2.1-2.2), регламентирование вопросов руководства и подчиненности в системе служб, в том числе относительно главы муниципального района – руководителя гражданской обороны района и главного специалиста по мобилизационной подготовке, делам ГО ЧС администрации муниципального района (п.п. 1.3, 3.2).

Таким образом, указанное выше Положение, утв. постановлением администрации от 06.07.2017 г. № 116-п, в порядке п. 8 Положения № 687 подлежит обязательному согласованию с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации, поэтому соответствующая обязанность в пункте 8 предписания в отношении административного истца установлена правомерно.

По той же причине суд считает неверным мнение административного истца о незаконности пункта 9 предписания, обязывающего администрацию разрабатывать и согласовывать положения на каждую создаваемую органом местного самоуправления аварийно-спасательную службу Большеуковского муниципального района Омской области.

Помимо указанного, в указанном выше Положении об аварийно-спасательных службах Большеуковского муниципального района Омской области, утв. постановлением администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 г. № 116-п, содержится обязательное (в силу части 1 ст. 3 Федерального закона № 28-ФЗ) требование о разработке положений на каждую создаваемую службу.

Пунктом 10 предписания администрации указано на необходимость устранения нарушения, заключающееся в отсутствии организации планирования по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или в следствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, а именно: планирования и организации основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения; создании и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированном снабжении населения продовольственными и непродовольственными товарами; предоставлении населению коммунально-бытовых услуг; проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения; проведении лечебно-эвакуационных мероприятий; развертывании необходимой лечебной базы в безопасном районе, организации ее энерго- и водоснабжения; оказании населению первой помощи; определении численности населения, оставшегося без жилья; инвентаризации сохранившегося и оценке состояния поврежденного жилого фонда, определении возможности его использования для размещения пострадавшего населения; размещении пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселении его на площади сохранившегося жилого фонда; предоставлении населению информационно-психологической поддержки.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

На основании п. 15.7 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами; предоставление населению коммунально-бытовых услуг; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий; развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения; оказание населению первой помощи; определение численности населения, оставшегося без жилья; инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения; размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда; предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Положения, утв. Постановлением Правительства № 804.

Ссылаясь на то, что указанные в пункте 10 предписания мероприятия администрацией планируются, что отражено в Плане по мобилизационной подготовке.

В то же время административным истцом не учтено следующее.

В статье 1 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время, а под мобилизацией - комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

В силу части 1 ст. 9 указанного выше Федерального закона № 31-ФЗ органы местного самоуправления разрабатывают мобилизационные планы; проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики муниципальных образований; проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов; при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени.

С учетом указанных выше норм под мобилизационным планом муниципального образования следует понимать документ, определяющий перечень и алгоритм действий уполномоченных органов местного самоуправления по переводу экономики муниципального образования, переводу органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени и не может регламентировать последовательность действий сил гражданской обороны по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Мобилизационное планирование и деятельность, предусмотренная пунктом 15.7 Положения № 687 имеет различное назначение.

Поэтому довод административного истца о полном выполнении требований части 2 ст. 8 Федерального закона, касающейся разработки реализации плана гражданской обороны и о необоснованности пункта 10 предписания на верном толковании закона не основан.

Оспаривая пункт 11 предписания, административный истец ссылается на то, что муниципальная пожарная охрана в районе не создана.

Оценивая такие доводы администрации, суд отмечает следующее.

Как отмечено выше, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

Между тем, постановлением администрации Большеуковского муниципального района от 06.07.2017 г. № 116-п создана в том числе муниципальная аварийно-спасательная противопожарная служба.

Пунктом 4.4. названного Положения предусмотрены задачи такой службы, а именно осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости населенных пунктов и объектов экономики, локализация и тушение пожаров при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах ЧС природного и техногенного характера.

Пунктом 7.3 того же Положения предусмотрено финансирование Большеуковским муниципальным районом расходов, связанных с обеспечением названной выше службы необходимыми материально-техническими средствами.

Кроме того, пунктом 15.8 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов: создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области гражданской обороны и взаимодействия с другими видами пожарной охраны; организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время; заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

В силу того, что ответственность за создание муниципальной пожарной охраны и обеспечение такой службы необходимыми средствами возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов, действующее законодательство не освобождает органы местного самоуправления от исполнения одной из предусмотренной пунктом 15.8 обязанности при неисполнении другой.

Поэтому довод административного иска о незаконности пункта 11 предписания суд отклоняет.

Признавая пункты 12 и 13 предписания соответствующими закону, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.п. 18 и 19 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время, является обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий, а при решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время - заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.

Пунктами 15.12 и 15.13 Положения, утвержденного Приказом МЧС № 687, ответственность за выполнение таких мероприятий возложена на органы местного самоуправления муниципального района.

При этом, учитывая понятие и цели гражданской обороны, предназначенной для минимизации последствий возможных военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, действующее законодательство реализацию данных норм в конкретном муниципальном районе не ставит в зависимость от прогноза ведения военных действий каким бы то ни было видом оружия и возможного хода боевых действий, поскольку такие прогнозы не могут исключить возможности наступления последствий, влекущих необходимость экстренного реагирования коммунальных служб на последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, как не устраняют и вероятности массовой гибели людей в условиях военного времени, либо при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оспаривая пункт 15 предписания, административный истец ссылается на ссылается на то, что План действия сил гражданской обороны в администрации муниципального района имеются и входит в состав Плана гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области.

При оценке такого довода суд считает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии с п. 15.15 Положения, утв. Приказом МЧС № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны в виде разработки и корректировки планов действий сил гражданской обороны.

В части 1 ст. 15 Федерального закона № 28-ФЗ силами гражданской обороны признаются спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

В соответствии с постановлением администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 06.07.2017 г. № 116-п действующими на территории Большеуковского муниципального района аварийно-спасательными службами являются аварийно-спасательная служба оповещения и связи, служба охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, инженерная, энергоснабжения и светомаскировки, коммунально-техническая, защиты животных и растений, автомобильно-дорожная, газоснабжения, водоснабжения, лабораторного контроля, торговли и питания, защиты культурных ценностей (п. 4.4 Приложения № 1 и Приложение № 2).

При анализе указанного выше Перечня, нормы, предусмотренной частью 1 статьи 15 Федерального закона № 28-ФЗ, в сопоставлении их с приведенным в качестве довода иска административным истцом раздела 2 Плана гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области «Выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны» необходимо отметить явное различия служб, деятельность которых регламентирована названными документами. Ввиду изложенного названный административным истцом План собственно планом действий сил гражданской обороны муниципального района быть расценен не может. Иного документа, регламентирующего названные вопросы, суду не представлено, поэтому оснований не согласиться с законностью пункта 15 предписания у суда оснований не имеется.

Указывая на отсутствие в администрации паспортов защитных сооружений, в пункте 16 предписания на административного истца возлагается обязанность обеспечить хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны инв. № 64-56, 65-56, 66-56, 67-56, 71-56, 72-56, 74-56, 75-56, 76-56.

Оспаривая законность этого требования, администрация ссылается на отсутствие в ее ведении всех паспортов ЗСГО, а также на необходимость списания всех защитных сооружений района.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения.

На основании пункта 10 Положения, утв. Постановлением Правительства № 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Применительно к органам местного самоуправления такая же норма предусмотрена пунктом 15.4 Положения, утв. Приказом МЧС № 687.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (ЗСГО).

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 указанных Правил учет ЗС ГО ведется в том числе в органах местного самоуправления, имеющих на балансе ЗС ГО.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пунктом 3.6 названных Правил предусмотрено, что в ЗС ГО должен быть паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.

Вопреки указанным нормам паспортов ЗСГО инв. № 64-56, 65-56, 66-56, 67-56, 71-56, 72-56, 74-56, 75-56, 76-56 администрацией Большеуковского муниципального района не хранятся.

Довод административного истца об отсутствии у него этих документов о законности бездействия администрации не свидетельствует, а, напротив подтверждает обоснованность предписания в указанной части.

Намерение администрации исключить указанные выше защитные сооружения из своего баланса о справедливость доводов административного истца не удостоверяет, поскольку доказательств таких действий суду не представлено.

Напротив, как следует из изученных судом инвентаризационных карточек защитных сооружений района № 64-56, 65-56, 66-56, 67-56, 71-56, 72-56, 74-56, 75-56, 76-56 и актов их инвентаризации указанные ЗСГО расположены на территории Большеуковского муниципального района, являются действующими и учтены администрацией муниципального района и при участии ее должностных лиц (л.д. 180-206).

Довод административного истца о необходимости учета возможного характера военных конфликтов, величины вероятного ущерба, потребности в запасах материально-технических средств, особенностей территории муниципального образования при возложении конкретных обязанностей на органы местного самоуправления на выводы суда не влияет, поскольку об отсутствии такого учета при применении приведенных выше нормы Постановлений Правительства РФ № 804, 841, Приказа МЧС № 687 и иных, указанных в том числе в оспариваемом предписании, не свидетельствует в силу формулировки указанных требований в области гражданской обороны.

Иных оснований для проверки законности оспоренного предписания от 23.10.2017 г. административным истцом не заявлено. Не усматривает их и суд.

Принимая во внимание положения ст. 13 Федерального закона № 28-ФЗ и требования пунктов 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утв. Приказом МЧС России от 26.06.2012 г. № 358, суд полагает, что предписание выдано в установленном порядке, уполномоченным на то должностным лицом, при наличии предусмотренных законом оснований с соблюдением требований ст.ст. 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Учитывая изложенное, суд полагает, что оснований согласиться с административным иском и признать оспариваемые пункты предписания № 11-р/3/1-16 от 23.10.2017 г. об устранении нарушений требований в области гражданской обороны, не имеется. В удовлетворении административного иска администрации Большеуковского муниципального района Омской области следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении административного иска администрации Большеуковского муниципального района Омской области об оспаривании предписания об устранении нарушений требований в области гражданской обороны отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2018 года.

Судья: И.М. Шуплецов