Дело № 2а-2903/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 16 сентября 2016 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
судьи Катаевой Т.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
при секретаре Баталовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО4 ФИО7 к ИФНС России по <адрес> края о признании недействительным Решение ИФНС России по <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№,
у с т а н о в и л :
ФИО4 обратился в суд с административным иском к ИФНС России по <адрес> края о признании недействительным решение ИФНС по <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исковые требования мотивированы тем, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и уплаты НДФЛ, ЕНВД и налоговой отчетности, ИФНС вынесено решение о привлечении истца к налоговой ответственности, истец считает решение ИФНС незаконным и необоснованным, налоговый орган нарушил право истца на возражения по доводам инспекции, касающимся новых представленных документов, со ссылкой на ст.ст.11.4, 11.5 ЗК РФ; истец владел земельными участками более трех лет, после межевания земельного участка возникли новые земельные участки, срок владения которых определяется с момента первоначального приобретения земельного участка; налоговый орган обязан уменьшить получение расходов на сумму земельного налога с учетом представленных документов, подтверждающих расходы, понесенные истцом для межевания земельных участков, приведения их в товарный вид; вывод налогового органа о том, что по доходам, отраженным в отчетности за <данные изъяты> годы истец не мог нести расходы на межевание, ссылка на то, что ООО «Геология, геодезия и строительство» является фирмой однодневкой, являются незаконным; штрафная санкция может быть уменьшена до <данные изъяты> руб.
Административный истец в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали письменный отзыв на иск.
В письменном отзыве административный ответчик со ссылкой на ст.ст.101, 208, 209, 210, 216, 223, 228, 217, 220 НК РФ, ст.ст.11.4, 26 ЗК РФ, ст.210 ГК РФ, пояснил, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ФИО4, в ходе которой установлено не представление налоговых деклараций по НДФЛ за <данные изъяты> годы и не исчисление налога на доходы физических лиц от реализации земельных участков. По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ№ и вынесено решение о привлечении ФИО4 к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ№, доначислен НДФЛ, пени, предъявлен штраф по п.1 ст.122 НК РФ. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю апелляционная жалоба ФИО4 оставлена без удовлетворения. Условия процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки соблюдены, истец в полном объеме реализовал предусмотренные НК РФ возможности представления возражений на акт проверки, дополнительных документов, а также участия в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Первичные учетные документы были представлены ФИО4 одновременно с возражениями на акт выездной проверки, до вынесения решения по результатам проверки, были исследованы и учтены налоговым органом при вынесении оспариваемого решения. Основания для принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля отсутствовали. В <данные изъяты> годах ФИО4 проведено разделение и продажа земельных участков, находящихся в его собственности, право собственности на исходный земельный участок прекратилось, нахождение в собственности образованных земельных участок исчисляется с даты их регистрации в ЕГРП, ФИО4 получен доход от реализации земельных участков, срок владения которыми составляет менее трех лет. Инспекцией с учетом имеющейся в налоговом органе информации и предоставленных ФИО4 документов сделан вывод о том, что затраты собственника земельных участков, связанные с возведением земельных участков пригодных для продажи, неправомерно относить к расходам, непосредственно связанным с извлечением доходов от реализации данного имущества. Принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ№ Инспекция дала оценку доводам налогоплательщика о наличии смягчающих обстоятельств, право оценивать размер снижения штрафа принадлежит налоговому органу, выносящему решение о привлечении к ответственности, оснований для дальнейшего снижения размера штрафов по п.1 ст.119, п.1 ст.122 НК РФ не имеется.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО4 являлся собственником земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> «У <адрес>».
ФИО4 данные земельные участки разделены на 134 земельных участков с сохранением права собственности на каждый вновь образованный земельный участок.
Право собственности ФИО4 на земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на 28 земельных участков ДД.ММ.ГГГГ, на 9 земельных участков ДД.ММ.ГГГГ, на 97 земельных участков ДД.ММ.ГГГГ
При проведении налоговой проверки установлено, что ФИО4 заключены договоры купли-продажи вышеуказанных земельных участков; доход, полученный от продажи земельных участков, принадлежащих ответчику на праве собственности менее трех лет, составил в ДД.ММ.ГГГГ году в сумме <данные изъяты>., в ДД.ММ.ГГГГ году в сумме <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом представленных возражений на акт проверки налоговым органом вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым установлено занижение ответчиком налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и доначислена сумма НДФЛ, пени, предъявлен штраф.
Не согласившись с данным решением, ответчик его обжаловал. Решением УФНС по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба ФИО4 оставлена без удовлетворения.
Исходя из положений ст.87 НК РФ налоговые органы проводят выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно ст.100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п.1 ст.101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п.4 ст.101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
В силу п.6 ст.101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. (п.14 ст.101 НК РФ)
Исследовав представленные материалы, нарушений требований, установленных Налоговым кодексом РФ, налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки судом не установлено.
Доказательств, опровергающих выводы налогового органа, изложенные в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, административным ответчиком не представлено.
Действия налогового органа не повлекли нарушение прав и законных интересов истца, права налогоплательщика при рассмотрении материалов налоговой проверки были соблюдены.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Исходя из положений п.5 ч.1 ст.208 НК РФ для целей налога на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В силу ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
На основании п.17.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса, от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
Согласно п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, имущественный налоговый вычет при продаже имущества.
Согласно ч.2 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В силу ч.1 и ч.2 ст.11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". (ч.1 ст.26 ЗК РФ)
На основании ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на момент возникновения спорных правоотношений проведение государственной регистрации возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялось свидетельством о государственной регистрации прав.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно ст.12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Срок нахождения в собственности налогоплательщика объекта недвижимого имущества считается с даты регистрации права на него в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика на первоначальный земельный участок, прекративший свое существование в результате раздела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что права на предоставленные ответчику в <данные изъяты> году земельные участки прекращены с момента регистрации прав на вновь образованные земельные участки с иными кадастровыми номерами. Срок нахождения в собственности ответчика вновь образованных земельных участков следует исчислять с даты из регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Доходы ответчика от продажи земельных участков не подлежат освобождению от налогообложения в соответствии с п.17.1 ст.217 НК РФ, поскольку проданные земельные участки находились в собственности ответчика менее трех лет.
Поскольку на момент продажи земельные участки находились в собственности ФИО4 менее трех лет, следовательно, подлежал уплате НДФЛ в соответствии с требованиями ст.228 НК РФ.
Таким образом, решение налогового органа о взыскании с налогоплательщика с учетом всех доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, принято обоснованно.
Согласно ст.114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения предусмотрены ст.112 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Из материалов дела следует, что за ДД.ММ.ГГГГ год ответчиком не уплачен налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., сумма штрафа определена налоговым органом в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год не уплачен налог в сумме <данные изъяты> руб., сумма штрафа составила <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год не уплачен налог в сумме 1 <данные изъяты> руб., сумма штрафа составила <данные изъяты> руб.
Размер штрафных санкций за налоговое правонарушение определен налоговым органом с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, и снижен при принятии решения.
Оснований для дальнейшего снижения размера штрафа судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 176-180, 290 КАС РФ,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО4 ФИО8 отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.В.Катаева
Решение не вступило в законную силу