ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2903/2016 от 10.05.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 10 мая 2016 г.

Кировский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Митьковой Л.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: <...>, административное дело по административному иску прокурора Советского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Советского района г. Астрахани обратился в суд с заявлением, указав, что в соответствии с нормами Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131, к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 28 февраля 2008 г. № 2 «Об утверждении целевой программы строительства, модернизации и технического развития сетей наружного освещения города Астрахани на 2008 - 2012 годы» утверждена целевая программа. Согласно программе запланированы следующие мероприятия: реконструкция сетей освещения – 2 млн. рублей в 2010 году, реконструкция сетей наружного освещения школьных и дошкольных учреждений в 2009 году, объем финансирования - 1 млн. рублей. Однако, в ходе проверки установлено, что сеть наружного освещения дворовой территории жилого дома № 33 по ул. Звездная г. Астрахани отсутствует. Это связано с тем, что при строительстве многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу строительство сети не включено в проектную документацию. Постановлением администрации г. Астрахани от 15 ноября 2010 г. № 9083 утверждена долгосрочная целевая программа МО «Город Астрахань» «Строительство, модернизация и техническое развитие сетей наружного освещения города Астрахани» на 2011-2013 годы. Мероприятия по строительству сети наружного освещения дворовой территории жилого дома № 33 по ул. Звездная г. Астрахани по данной программе не проводились. Вместе с тем, ранее администрация города неоднократно сообщала заявителю как о включении, так и о планируемом включении, строительства сети по вышеуказанному адресу в целевую программу. Данные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении администрацией муниципального образования «Город Астрахань» обязанности по организации уличного освещения дворовой территории.

Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в темное время суток, а также на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с чем, прокурор Советского района г. Астрахани просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань» по непринятии мер по организации уличного освещения дворовой территории многоквартирного жилого дома № 33, расположенного по ул. Звездная г. Астрахани, незаконным, и обязать администрацию МО «Город Астрахань» организовать уличное освещение указанной дворовой территории.

В судебное заседание административный истец и административные ответчики, не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с п. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

В связи с указанным, суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем вынесено соответствующее определение.

Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

В соответствии с п. 1.1 ст. 17 указанного Федерального закона, организация электроснабжения населения относится к вопросам местного значения, по которым органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 1 статьи 58 Устава муниципального образования «Город Астрахань» к полномочиям администрации города Астрахани в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, законодательством Астраханской области, настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами, относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Астрахани федеральными законами, законами Астраханской области.

Исходя из материалов дела, судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Астрахани проведена проверка по обращению руководителя Приемной Президента Российской Федерации в Астраханской области ФИО1 в интересах ФИО2 по вопросу нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В ходе проведенной проверки установлено, что отсутствует сеть наружного освещения дворовой территории жилого многоквартирного дома № 33 по ул. Звездная г. Астрахани. Это связано с тем, что при строительстве многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу строительство сети не было включено в проектную документацию.

Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 28 февраля 2008 г. № 2 «Об утверждении целевой программы строительства, модернизации и технического развития сетей наружного освещения города Астрахани на 2008 - 2012 годы» утверждена целевая программа. Согласно программе запланированы следующие мероприятия: реконструкция сетей освещения – 2 млн. рублей в 2010 году, реконструкция сетей наружного освещения школьных и дошкольных учреждений в 2009 году, объем финансирования - 1 млн. рублей.

Согласно ответу администрации Советского района г. Астрахани от 16 февраля 2009 г. № 10-231-0083, строительство линий наружного освещения по адресу: Звездная, д. 33, включено в Целевую программу строительства, модернизации и технического развития сетей наружного освещения города Астрахани на 2008 - 2012 годы».

Согласно сообщению комитета по ЖКХ администрации г. Астрахани от 19 декабря 2008 г. № 01-08/5862 Целевой программой строительства, модернизации и технического развития сетей наружного освещения города Астрахани на 2008 - 2012 годы предусмотрена модернизация сетей наружного освещения по ул. Звездная, 33.

Как следует из сообщения комитета по ЖКХ администрации г. Астрахани от 5 мая 2009 г. № 06-541 строительство сетей наружного освещения по ул. Звездная, д. 33 будет включено в Целевую программу строительства, модернизации и технического развития сетей наружного освещения города Астрахани на 2008 - 2012 годы», утвержденную решением Городской думы МО «Город Астрахань» от 28 февраля 2008 г. № 2.

Между тем, до настоящего времени административный ответчик не принял меры по организации уличного освещения дворовой территории указанного многоквартирного жилого дома, указывая на ограниченное финансирование.

Наличие этих недостатков администрацией г. Астрахани не оспорено, доказательств устранения этого нарушения на день рассмотрения дела не представлено.

Исходя из содержания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, иначе говоря, вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей. К ним, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях, поскольку его отсутствие нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

Указание ответчика на недостаточность финансирования, не влияют на обязанность органа местного самоуправления выполнить обязанность, предусмотренную Федеральным законом.

Обращение прокурора с настоящим иском преследует цель предотвращения угрозы для неопределенного круга лиц, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность.

Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, а также свидетельствует о ненадлежащей реализации органами местного самоуправления предоставленных полномочий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация города Астрахани, являясь органом местного самоуправления, обязана была принять необходимые меры для организации благоустройства территории города, в том числе для обеспечения уличного освещения по ул. Звездная, 33 в г. Астрахани. В нарушение требований федерального законодательства, ответчик до настоящего времени не организовал уличное освещение дворовой территории указанного многоквартирного дома, чем допустил бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.

Организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления. Организация освещения улиц является публичной обязанностью органов местного самоуправления города, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления города и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным техническим требованиям.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Советского района г.Астрахани подлежит удовлетворению.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая объем определенных действий, которые необходимо совершить для устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает необходимым установить срок устранения допущенных нарушений в три месяца, со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань», выразившееся в непринятии мер по организации уличного освещения дворовой территории многоквартирного жилого дома № 33, расположенного по ул. Звездная г. Астрахани.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации уличного освещения дворовой территории многоквартирного жилого дома № 33, расположенного по ул. Звездная г. Астрахани.

Об исполнении решения по данному административному делу администрации муниципального образования «Город Астрахань» необходимо сообщить в суд и прокурору Советского района г. Астрахани.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.В. Митькова