ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2906/18 от 22.11.2018 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-2906/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«22» ноября 2018 года

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего Белик С.В.

при секретаре Барбаковой Л.Х.

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (заинтересованные лица администрация Симферопольского района Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым) об оспаривании действий,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, просила признать действия по отказу в удовлетворении заявления от 10.08.2018г., изложенному в письме от 15.08.2018г. № 1734/02-24 незаконными, обязать административного ответчика воздержаться от действий по разработке и принятию в окончательном варианте Генплана Чистенского сельского поселения и правил застройки территории Чистенского сельского поселения Симферопольского района до рассмотрения на публичных слушаниях заявления истца об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , , сельскохозяйственного использования, на вид разрешенного использования для ведения дачного хозяйства; обязать административного ответчика создать комиссию для проведения публичных слушаний по рассмотрению заявления ФИО2 об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, на вид разрешенного использования – ведение дачного хозяйства; обязать административного ответчика провести публичные слушания по рассмотрению ее заявления об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с вида разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, на вид разрешенного использования - ведение дачного хозяйства. В обоснование административного иска указала, что является собственником указанных земельных участков, категория земель – сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования (ВРИ) – сельскохозяйственное использование, которые ранее были выданы гражданам в процессе распаевания имущества сельскохозяйственного предприятия; для производства сельскохозяйственной продукции земли не используются. 13.02.2017г. обратилась к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером с ВРИ «сельскохозяйственное использование» на «ведение садоводства». Однако ответчик отказал 14.02.2017г., сославшись на разрабатываемый генплан Чистенского сельского поселения, и что участок попадал в зону жилой застройки. Впоследствии разрабатываемый генплан был изменен, предполагаемая зона жилой застройки уменьшилась, земельные участки истца в нее не попали. 10.08.2018г. обратилась к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с ВРИ сельскохозяйственное использование на ВРИ «для ведения садоводства» с той же категорией земель «сельскохозяйственное использование». Однако ей было отказано в испрашиваемом изменении вида разрешенного использования, ввиду того что данные земельные участки по действующей (старой) проектной документации предназначены для сельскохозяйственного использования и изменить на ВРИ для ведения садоводства невозможно. Данный отказ полагает необъективным, ответчиком не была создана комиссия по изучению данного вопроса, не проведены публичные слушания, в то время как предметом обсуждения на публичных слушаниях являются вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Ее право на рассмотрение данного вопроса через публичные слушания нарушено.

Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 09.10.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Симферопольского района; протокольным определением от 30.10.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явилась, о слушании дела была надлежащим образом извещена.

В судебном заседании представитель административного истца по ордеру ФИО1 исковые требования и доводы иска поддержала.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района не явился, о слушании дела был надлежащим образом извещен.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц администрации Симферопольского района, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не явились, о слушании дела были надлежащим образом извещены.

Заслушав представителя административного истца, показания свидетеля, исследовав все материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, расположенных по адресу <адрес>

Как следует из материалов дела, 13.02.2017г. ФИО2 обратилась в администрацию Чистенского сельского поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером с сельскохозяйственного использования на дачное строительство.

Письмом Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 14.02.2017г. № 281 на имя ФИО2 на ее заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с КН был дан ответ, что идет разработка генерального плана муниципального образования Чистенское сельское поселение, правил землепользования и застройки, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, в связи с чем отказывают в изменении ВРИ во избежание последующего изъятия земельного участка для муниципальных нужд в целях ИЖС.

10.08.2018г. ФИО2 обратилась в администрацию Чистенского сельского поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами с сельскохозяйственного использования на ведение садоводства и внесение их в Генплан Чистенского сельского поселения в части функционального назначения территории – ведение садоводства.

Письмом Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 15.08.2018г. № 1734/02-24 на заявление ФИО2 был дан ответ, что земельные участки с кадастровыми номерами находятся за пределами населенного пункта и для принятия решения о подготовке документации по проекту планировки территории заявителю необходимо обратиться в управление архитектуры и градостроительства администрации Симферопольского района Республики Крым; согласно действующей градостроительной документации и документов территориального планирования данные земельные участки предназначены для сельскохозяйственного использования, в связи с этим изменить вид разрешенного использования на «ведение садоводства» не представляется возможным.

Суд не находит оснований для признания действий административного ответчика незаконными, исходя из следующего.

Согласно ст.14 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (с изменениями), до 1 января 2019 года предоставление земельных участков, перевод земель, земельных участков из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выдача разрешений на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии, если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя и Схеме территориального планирования Республики Крым. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Как следует их ответа администрации Чистенского сельского поселения от 31.10.2018г., в соответствии с действующей градостроительной документацией, а именно «Плана землепользования колхоза «Советская Украина» Симферопольского района Крымской области» земельные участки с кадастровыми номерами предназначены для сельскохозяйственного использования (пастбища).

Судом ответчику предлагалось представить действующую градостроительную документацию, правила землепользования и застройки. По запросу суда ответчиком была предоставлена выкопировка из «Плана землепользования колхоза «Советская Украина» Симферопольского района Крымской области», на которой отражены спорные земельные участки предназначенные для сельскохозяйственного использования.

В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации относит пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) к сельскохозяйственным угодьям.

Из материалов дела следует, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения – пастбища, находятся за пределами населенного пункта.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Доводы административного иска о непригодности земельных участков для сельскохозяйственного производства правового значения для рассмотрения заявленных требований не имеют.

Требования истца о возложении на административного ответчика обязанности создать комиссию для проведения публичных слушаний по рассмотрению ее заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков и проведении публичных слушаний по данному вопросу, также удовлетворению не подлежат.

Действительно, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Вместе с тем, как было указано выше, земельные участки истца имеют категорию "земли сельскохозяйственного назначения".

Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В силу вышеизложенного изменение вида разрешенного использования земельных участков посредством принятия решений главой администрации сельского поселения даже при условии соблюдения порядка проведения публичных слушаний допустимым не является. Независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения садоводства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется. ФИО2 с ходатайством о переводе принадлежащих ей на праве собственности земельных участков из состава земель одной категории в другую либо с мотивированным заявлением (с приложением необходимых документов) о включении земельных участков в границы населенного пункта в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, в уполномоченный орган не обращалась.

Как следует из п.2.8.2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Установление, изменение вида разрешенного использования земельных участков на территории Чистенского сельского поселения», основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие у администрации Чистенского сельского поселения полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком.

При таких данных отказ административного ответчика в удовлетворении заявления ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельных участков не противоречит требованиям закона, прав истца не нарушает.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности воздержаться от действий по разработке и принятию Генплана, Правил землепользования и застройки, возложении обязанности по совершению действий по проведению публичных слушаний по рассмотрению заявления ФИО2 об изменении вида разрешенного использования земельных участков - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Белик С.В

Мотивированное решение суда составлено 26 ноября 2018 года.